Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскара Даттатрейянатха!
Не рекомендую холодное обливание совершать после упасаны или практик хатха-йоги. Да и классические источники также рекомендуют избегать купания в холодных водоёмах при йога-садхане. Почему? Это связано с работой энергии в тонком и грубом теле, здесь много тонкостей. Что касается йогов, которые живут в северных районах Индии, то они вовсе не греются у огня, ходят в лёгкой одежде, это особая аскетическая ситуация, к этому нужно подходить постепенно. Также есть йоги, которые, наоборот, летом путешествуют в южные районы Индии и, разводя вокруг себя костры, сидят под палящим солнцем. Всё это непростые практики, и понятно, что они не похожи на обливание холодной водой, контрастный душ или купание в проруби после бани. В последнем ничего плохого нет, но к садхане это мало имеет отношение, единственное, что бы я посоветовал, – знать в подобных вещах меру и не перестараться. На эту тему, думаю, всегда будет много разногласий, так как йога сама по себе далека от всего неприродного и искусственного. Йог живёт в гармонии с миром и природой и поэтому не ищет особых контрастов, за исключением тапаса, который совершается довольно продолжительный период времени. Если обычного «моржа» резко поместить в те аскетичные условия, в которых находится йог-тапасвин в Гималаях, то он может заболеть от такого контрастного перехода, или, например, посадить гимнаста на 6 часов в лотос, то получится то же самое. В йоге всё совершается постепенно, спокойно и надёжно, без резких радикальных переходов и экстрима. Йогические практики отличаются от того, что практикуют «моржи», любители бани и контрастного душа. Холодное обливание увеличивает огонь и включает иммунные реакции организма, но насколько они стабильны, это остаётся под большим вопросом. Если вы чувствуете, что эти методы как-то помогают, то можно их использовать, но только перед занятиями, а не после. После сна в любом случае нужно сделать омовение, контрастное или нет – это уже дело вкуса. У натхов утреннее омовение – это часть садханы, во время него читается снана-мантра «Ом хара ганге хара нармаде хара джата шанкара» и т.д. Есть различные мантры, один из вариантов выложен в теме «Пратах-критьям». У натхов также есть различные вариации мантр. Помимо очищающего эффекта самой воды мантра помогает очистить тонкое тело и привлекает духовные вибрации. Относительно тонкого тела – да, горячая вода может вызывать расслабление и сонливость, а холодная – бодрость. Я даже встречал утверждения, что контрастный душ воздействует на симпатику и парасимпатику, следовательно, на иду и пингалу, поэтому контрастный душ якобы решает проблемы с потерей «вирьи» после полового акта. Но, думаю, это всего лишь слабо обоснованные версии. Вообще, если говорить подробно о воде, о других ее воздействиях на тонкое тело или тела, то, думаю, уместнее акцент сделать на понятии тонкого тела и процессах, в нём происходящих. Тонкое тело описывают по-разному, в веданте – 5 «кош», в тантре – 3 тела (шариры), натхи же более гибко рассматривают такие градации. Само тело рассматривают как микро- и макрокосм, соответственно, учитывая эти взаимосвязи, и спектр практик работы с телом и сознанием становится весьма обширен. Ещё надо понимать, что тонкое тело, как и тонкий мир, хоть и связано с физическим, всё же относится к другому измерению, где несколько иные законы и энергоинформационный обмен. Поэтому влияние сенсорных раздражителей (холодной воды, огня и т.д.) на тонкое тело – тема очень неоднозначная, тем более, у разных людей, в зависимости от духовного уровня, разные характеристики тонкого тела. Вам же лично я могу посоветовать в меру использовать обливание холодной водой, ну и разогревающие элементы: вьяяму, пранаямы (капалабхати, бхастрика). В зимнее время нужно больше делать бхастрика-пранаяму и сурья-бхедану, уравновешивая анулома-виломой. Вообще, свою практику надо выстроить таким образом, чтобы в ней присутствовало небольшое усилие, именно небольшое, никаких перекосов и чрезмерных крайностей. Не нужно слишком бросаться в аскетизм и в то же время чрезмерно не увязать в «материализации», учитесь слушать тонкий план, но не впадайте в фантазии, действуйте активно в мире, но не увязайте в нём, верьте в то, что истина есть во всем и всё есть истина, но не забывайте, что иллюзий не меньше. Нужно быть простым, как ребёнок, но при этом осторожным. В мире многие думают так: если простой – значит дурак, ему можно сесть на шею и свесить ноги, а потом сказать, что так оно и было. Быть сострадательным, но не отождествляться с проблемами других, особенно если это не несёт пользы ни тебе, ни другим. Изучайте философию, но не впадайте в догмы, культивируйте бхакти, но не тупой фанатизм. Истинная йога – вне каких-либо крайностей. Йог способен выжить даже в самых тяжелых условиях, тонкое тело йога развивается и отображает Высший Атман, это происходит в процессе постоянной садханы, в конечном счёте йог одухотворяет и грубое тело. Он становится способен проявлять духовную реальность и материю превращать в дух, следуя своему Гуру и наполняя свой ум тем, чему учили святые натхи. Сейчас люди много всего изобрели, всё это хорошо, они и дальше будут спорить, открывать, изобретать, опровергать…., но задача йога – найти то, что вечно, и то, что применимо всегда и везде. Очевидно, исчерпывающие ответы приходят в экзистенциональном опыте. Что касается конкретно физического плана, то здесь надо ориентироваться на свои ощущения и придерживаться золотой середины.