Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Аманаска-йога  (Прочитано 31493 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #45 : Май 29, 2010, 23:30:27 »

Адеш!
Без отрыва от производства поможет спонтанное осознавание, тантрическая практика кхечари-мудры, сегодня мой Гурудев (в Непале) сказал очень красивую вещь относительно проведения дня и контроля сна. Он сказал, что контроль сна совершается посредством контроля дня, когда мы спим, мы бессознательны и уязвимы, безопасность подобна следующему: когда вы спите, ваша Шакти бодрствует и охраняет вас, когда Шакти спит - бодрствуете вы. Конечно звучит абстрактно, но в этом абстрактном есть огромный смысл. День и ночь - как Шива и Шакти, они помогают друг друг быть совершенными сами по себе. Очень важно утреннее время, его надо посвящать основной садхане, особенно дхьяне.
Если вы практикуете хатха-йогу интенсивно, то вам ее надо сочетать с сахаджей, т.е. ее надо дополнять джапой, согласно тому как меня учил мой Гурудев Митхлешнатха. Просто джапы и из пудж, арати с простой прартханой - вполне достаточно. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

amala

  • *
  • Сообщений: 79
Re:Аманаска-йога
« Ответ #46 : Май 30, 2010, 02:29:12 »

Приветствую!

контроль сна совершается посредством контроля дня,
...
Очень важно утреннее время, его надо посвящать основной садхане, особенно дхьяне. 

Скажите пожалуйста, как лучше привести себя в порядок, когда утро началось неправильно - какое-то срочное дело подняло с постели, невозможность сделать пуджу или дхьяну опять же из-за какого-то непредвиденного обстоятельства? Ведь, совсем не хочется проводить оставшийся день вот в таком сумбурном состоянии  :122:. Можно ли как-то сгладить или переиграть такое неблагоприятное начало дня?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #47 : Май 30, 2010, 20:59:54 »

Желательно, конечно, приучить себя железно к тому, чтобы не вкушать пищу перед тем как вы утром будете совершать садхану. Если же вы, допустим, встали утром и не успели совершить садхану, а занялись делами какими-то, тогда это состояние будет распространяться на весь день, его можно просто свести к минимальному проявлению по сравнению с тем, что вы будете также делать в течение дня. Можно садхану выполнить и позже, как бы встраивая ее в то состояние, которое выработалось утром, потихоньку, аккуратно вытесняя его другим. Но это вы можете хорошо почувствовать только тогда, когда практикуете регулярно утром, по всем правилам, когда есть наработанный опыт, и вдруг случайно у вас произошел сбой, т.е. когда вам есть с чем сравнивать. Большинство же людей, которые ничему не следуют, или совершают садхану произвольно, а не нитья (постоянно, стабильно), думаю, слабо способны что-то отслеживать и контролировать. Поэтому, правила, даже если и могут кому-то казаться простыми, важны именно как правила, обычно они бывают эффективными. Вообще принципы практики в соответствии с сандхьями - древние, они - ведические. Некоторые неграмотные люди, пытающиеся искать легкие и ложные пути, откапывают в текстах теории о том, что тантрики вне правил. Но это все, как правило, разговоры, далекие от истинного положения вещей. Вы же, будучи человеком, закончившим институт, не скажете ребенку: "Не ходи в школу, иди сразу в институт". Это нереально. Так же обстоит дело и с садханами.
« Последнее редактирование: Май 30, 2010, 21:54:34 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re:Аманаска-йога
« Ответ #48 : Июнь 07, 2010, 13:55:42 »

Джайя Гуруджи!

Адеш!

А считается ли едой стакан молока утром перед практикой, если в нее входит пранаяма?
Вопрос от того, что встречал рекомендации что перед пранаямой рекомендуется выпивать стакан молока. (безусловно, фактор наслаждения вкушением перед практикой должен быть исключен, т.е. есть пить, то исключительно для оптимизации практики)
Или все-таки будет "размываться" настрой на духовную практику бхогой?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #49 : Июнь 07, 2010, 22:09:51 »

Адеш!
Стакан молока - тоже еда.  :05: Хотя, я понимаю индусов: у них молоко - "священный продукт", извлеченный из "священных зверей". :05: Все книги по йоге его рекомендуют первым делом, а также хома, пуджа - везде используется молоко.
Помимо грубой пищи мы принимаем также и тонкую - в виде чувственных восприятий, разных тонких состояний в сознании, это тоже "пища". В садхане сначала мы приводим в порядок тонкий план, а потом посвящаем себя грубому. В пудже - жертвуем все, а потом получаем в виде прасада (милости) обратно, в практиках йоги - раскрываем свою энергосистему, а потом обновленную собираем обратно. Сначала нужно опустошиться, а потом наполниться, и наполниться нужно не чем-то, а "прасадом" (милостью). Этот принцип одинаков в любом виде практик, будь-то в йогических, будь-то в поклонении, не берусь заявлять, что лучше, а что хуже, но то, что принципы, лежащие в их основе, одни и те же - в этом нет никаких сомнений.
Кстати, я слышал от Учителей, что "пищеварительный огонь, ведущий к смерти" - возникает как следствие, когда его не удовлетворяют сомой (едой), и он "сжигает тело", человек умирает с голода. Но тоже, смотря с чем связывать этот джатхарагни, он имеет связи и с огнем восходящей Кундалини также, а пища сома - с нисходящей Кундалини.
Об этом можно много рассказывать и для многих тема непривычная, так как народ в основном все понимает исключительно на грубом уровне, и как он связан с тонким, мало кого интересует, может еще и потому, что никто об этом не может исчерпывающе рассказать. Так, например, тексты йоги говорят о Яме и Нияме, и что из них важнейшее: ахимса и митахара, или вихара (проявление вовне) и ахара (получение извне) - а это что? Это - прана и апана, или хатха-йога, которая начинается уже в самой Яме и Нияме. То же самое ритуал - это не что иное, как процесс раскрытия, предложение жертвы (самарпана) и закрытие, окончание ритуала (висарджана) с получением "очищенного" обратно. Все просто, и на основе этих принципов подумайте сами, что за чем должно идти.
« Последнее редактирование: Июнь 08, 2010, 01:23:07 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Сантошнатх

  • *
  • Сообщений: 71
Re:Аманаска-йога
« Ответ #50 : Июнь 07, 2010, 23:26:34 »

Доброе время суток!
Уважаемый Гуруджи не могли бы разъяснить что значит в йогической практике опустошиться и что значит наполниться.
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369
Re:Аманаска-йога
« Ответ #51 : Июнь 08, 2010, 07:52:24 »

Желательно, конечно, приучить себя железно к тому, чтобы не вкушать пищу перед тем как вы утром будете совершать садхану.

Помню одну из вайшнавских рекомендаций пить воду рано утром, которая простояла ночь на алтаре или перед мурти. В натховской практике такое допускается?
Записан

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re:Аманаска-йога
« Ответ #52 : Июнь 08, 2010, 11:31:56 »

Джайя Гуруджи!
Адеш!

Тогда, однозначно, нужно настраиваться на восприятие самой чистой (тонкой) энергии с утра. Пусть тело интенсивнее впитывает прану  :05: а сознание тоньше воспринимает Божественную энергию.

Спасибо, Гуруджи, за наставления и разъяснения.


тексты йоги говорят о Яме и Нияме, и что из них важнейшее: ахимса и митахара, или вихара (проявление вовне) и ахара (получение извне)

Посмотрел на перечень Ям-Ниям и получается что большинство Ям и Ниям можно отнести или к проявлению вовне - вихаре или к получению извне-ахаре. И таким образом, ахимса и митахара являются сконцентрированным отображением их всех, а значит, всей сущности индивидуума и его уровня сознания.
Только принципы Арджава, Шауча, Хри, Мати и Тапас сложно отнести только к одному и процессов - они, как мне кажется, связаны с отношением к себе самому.
А принимая принцип идентичности и связи индивидуального "тела"/сознания и "тела"/сознания Вселенной, Шивы, получается двойственный процесс - к себе и Вселенной одновременно.

Интересно поразмыслить с такой т. зрения.

Адеш

Авинатх
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #53 : Июнь 08, 2010, 17:02:41 »

Шри Гуруджи, Адеш!

Уважаемый Гуруджи не могли бы разъяснить что значит в йогической практике опустошиться и что значит наполниться.

    Опустошение означает "тьяга" (пожертвование, отдача), или предложение того, с чем себя отождествляешь - "самарпана".  Если мы это рассматриваем с точки зрения внутренних йогических практик, то это восхождение праны вверх и вовне на выдохе, таким образом, индивидуальное сознание, будучи в потенциале Чит-шакти (Шива), из микрокосма раскрывается вовне. И из этого сознания проявляются все объекты нашего восприятия, они исходят из Атмана, так как с позиции монистического Шиваизма все мироздание находится внутри нас. Когда мы обратно "втягиваем" восприятие внутрь своего сознания, или даже точнее, в себя самих, то происходит вдох - это процесс поглощения, и тогда шакти, известная как апана, движется внутрь и вниз. Мы бессознательно повторяем мантру "Со-Хам" и таким образом постигаем Абсолют вовне и внутри себя, это деление на внутреннее и внешнее, конечно, условное. Такой процесс называется йогической упасаной -  когда вы отдаете все, что вам принадлежит, и получаете обратно, как это, например, символически происходит в пудже.
    Если вы посмотрите многие йогические тексты, вы увидите, что все техники йоги могут объясняться именно этим процессом, просто что-то вы можете понять сразу, а что-то при наличии глубокого опыта, и что-то должен объяснить Гуру, те моменты, которые очень важны для практики. Если у вас есть какие-то вопросы относительно этих процессов, то спрашивайте. Тема фундаментальная и не простая, но она важна для многих практик йоги.

« Последнее редактирование: Июнь 09, 2010, 00:16:11 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #54 : Июнь 08, 2010, 17:21:59 »

Желательно, конечно, приучить себя железно к тому, чтобы не вкушать пищу перед тем как вы утром будете совершать садхану.

Помню одну из вайшнавских рекомендаций пить воду рано утром, которая простояла ночь на алтаре или перед мурти. В натховской практике такое допускается?

  Я просто недостаточно хорошо помню, что они там делали с этой водой, так как с тех пор, когда я общался с вайшнавами, прошло много времени, и их карма-канду я тогда не изучал, как и многое из того, что у них было. Впрочем, они и не особо рассказывали все тонкости, возможно, и потому что многие сами не знали. Правда, сейчас Кришнаизм Свами Прабхупады стал значительно лучше, в нем больше появилось людей, дающих разностороннюю трактовку их традиции, чего раньше не было, и что на самом деле ближе к реалиям Индии.
   Если эта вода – прасад, и его в такой пудже рекомендуют принимать утром, то такое, конечно, допустимо, но только если такова пуджа. У натхов есть ритуал, когда в дхуни на ночь в пепел кладется специальная лепешка из теста и к утру она становится рота-прасадом, ее далее предлагают в пудже Горакшанатху, а потом вкушают после проведенной пуджи. В вайшнавизме могут быть свои тонкости, если вы их знаете и можете описать, то я могу сказать, есть ли такое у натхов или нет, а не зная их ритуал, я просто боюсь ошибиться, чего лучше избегать.     
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2010, 00:14:37 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #55 : Июнь 08, 2010, 17:57:46 »

Тогда, однозначно, нужно настраиваться на восприятие самой чистой (тонкой) энергии с утра. Пусть тело интенсивнее впитывает прану  :05: а сознание тоньше воспринимает Божественную энергию.

Утро - самое лучшее время для пранаямы и дхьяны. Какую-то простую пранаяму (Сохам) и дхьяну на Горакшанатха мы можем делать уже сразу при просыпании, прямо в кровати. Потом снана, шаткармы, асаны и более длительная практика. То, что мы делаем рано утром, распространяется на весь день в геометрической прогрессии. Поэтому утренняя пратах-смаранам и т.п. - очень важны, они могут быть разными даже у натхов, но во всех традициях подход примерно похожий. 

Цитировать
тексты йоги говорят о Яме и Нияме, и что из них важнейшее: ахимса и митахара, или вихара (проявление вовне) и ахара (получение извне)

Посмотрел на перечень Ям-Ниям и получается что большинство Ям и Ниям можно отнести или к проявлению вовне - вихаре, или к получению извне - ахаре. И таким образом, ахимса и митахара являются сконцентрированным отображением их всех, а значит, всей сущности индивидуума и его уровня сознания.
Только принципы Арджава, Шауча, Хри, Мати и Тапас сложно отнести только к одному и процессов - они, как мне кажется, связаны с отношением к себе самому.
А принимая принцип идентичности и связи индивидуального "тела"/сознания и "тела"/сознания Вселенной, Шивы, получается двойственный процесс - к себе и Вселенной одновременно.

Интересно поразмыслить с такой т. зрения.

С ахарой-вихарой и многими предписаниями ямы и ниямы - примерно так же, как и со многими асанами (среди которых главная – сиддхасана), с пранаямой (кевали), с мудрами (кхечари) и т.д. Все остальные ямы и ниямы - вспомогательные элементы. Ахара и вихара - это то, что помогает избегать втягивания в низшие энергии. Самое главное - чтобы вы были внутренне и внешне чисты, тогда у вас будут сиддхи, и вы сможете совершенным образом жить в этом мире (дживан-мукти), что является целью практики йоги натхов.

Что касается процессов, таких как тапас, он означает жар или свет, излучаемый вовне и накапливающийся внутри - это то же самое, о чем я и говорил ранее. Шауча - означает очищение, что подразумевает отсутствие шлаков и застойных энергий в энергетике, это возможно только тогда, когда ваша энергосистема обновляется, и при наличии обмена. Хри и Арджава - означают сердечность, проявленная вовне, и открытость души, то что вовне проявите, то извне и получите. Мати - это развитие остроты ума и различения, способность видеть, что враждебно и что дружественно, не вовлекаться в нечистое и низшее, а направлять свой ум на выявление самого совершенного и следовать совершенному. Кстати, многие несовершенные люди очень хвалят "адвайту" и рекомендуют ее другим, но они не понимают, что они советуют другим, вместе с этим следованием "адвайте" можно нахвататься всякой "нечисти", будучи не достаточно развитым существом (сиддха). Поэтому говорить о том, что все совершенно, Майя - это Богиня и благо, несовершенным людям - это то же самое, что отправить глупых существ на погибель. Различение очень важно, надо учиться выявлять то, что является иллюзией, быть всегда готовыми к тому, чтобы от нее отстраниться, и всегда вопрошать о том, что является истиной, что является источником всего, истина в себе и истина в этом мире. Поэтому мати - это важная способность, которую идущий по пути йоги должен культивировать в себе.
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2010, 00:12:53 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Сантошнатх

  • *
  • Сообщений: 71
Re:Аманаска-йога
« Ответ #56 : Июнь 09, 2010, 01:31:45 »

Гуруджи спасибо за ваш ответ он хотя не большой но очень емкий, у меня возникло множество вопросов, но прежде чем их задать я хочу в свете сказанного еще раз перечитать первоисточники и пересмотреть свою практику, переосмыслив ее я задам вопросы позже которые останутся и возникнут после переосмысления. Спасибо за ваше время.
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369
Re:Аманаска-йога
« Ответ #57 : Июнь 09, 2010, 06:48:05 »

   Если эта вода – прасад, и его в такой пудже рекомендуют принимать утром, то такое, конечно, допустимо, но только если такова пуджа. У натхов есть ритуал, когда в дхуни на ночь в пепел кладется специальная лепешка из теста и к утру она становится рота-прасадом, ее далее предлагают в пудже Горакшанатху, а потом вкушают после проведенной пуджи. В вайшнавизме могут быть свои тонкости, если вы их знаете и можете описать, то я могу сказать, есть ли такое у натхов или нет, а не зная их ритуал, я просто боюсь ошибиться, чего лучше избегать.     

Да, эта вода  - прасад. Остаток воды после вечерней пуджи оставляли у мурти и перед очень ранней пуджей эту воду пил пуджари и прихожане. К сожалению, я не знаком даже в общих чертах с вайшнавской карма-кандой и не смогу описать точно всю процедуру. В давнее время единственное, что могло хоть как то внести ясность в йогу и индуизм - это общеобразовтельные проповеднические программы вайшнавов, после которых приглашали желающих посетить храмовые пуджи. Богослужебные вопросы в лекциях не обсуждались, к сожалению.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #58 : Июнь 09, 2010, 19:12:45 »

Адеш!
Меня, собственно, изначально интересовала йога, хотя на тот момент времени из всех более-менее традиционных индуистских направлений был только вайшнавизм. Может, кто-то скажет, что знаний у них мало и т.д., но знания - это не информация, а следствие совершенного духовного опыта, чистоты сознания. Я считаю, что они намного лучше "замороченных" учений из Индии, которых все равно никто в совершенном виде не способен преподнести. Все ярые критики кришнаизма по своим качествам не тянут даже на них, в этом все дело. Они хоть и пытаются свои надерганности и самопал противопоставить кришнаизму, но проблема в том, что такими людьми двигало только чувство создания эксклюзива с целью на новое привлечь к себе людей, и потом поиметь с них материальные блага - в чем они винят всех, хотя сами, как правило, в этом преуспели намного больше. Мотивации человеческие в виде зависти, или стандартное человеческого поведение - что стабильного и возвышенного на таком можно создать? Вот все эти "эксклюзивные" и бултыхаются, неспособные помочь ни себе, ни кому-либо еще. Те, кто не проходили суровых испытаний, хотят управлять сами, не отдавая себе отчета в чем. Да и ладно бы они сами были неудачниками, они завидуют другим, пытаясь себя поднять на критике других, основанной исключительно на лжи и клевете. Я считаю такой путь утопическим, и даже в свое время пытался это объяснить не только русским, но и некоторым индусам, желавшим ехать "распространять дхарму", что у них два варианта: или они получат все, или ничего. Не понимают, к сожалению. Этих людей жизнь научила жить "одним днем" (не в лучшем смысле), и, очевидно, это все не от большого ума. Впрочем, чего об этом говорить, кому дано понять - им не надо много говорить, а кому не дано - чем больше говоришь, тем хуже результат.
   Вот хорошо, если бы в Россию побольше бы приезжало из Индии индийских Гуру - Шакта или Шайва - у которых на первом месте стоят не тенденции урвать для себя мирских благ, а действительное желание развивать свою традицию за пределами Индии. Создатель западного кришнаизма был старым и харизматическим человеком, ему лично особо ничего не надо было, к нему что приходило - то он пускал на развитие нужного дела, вот он и пришел к процветанию. Все тут очень просто, вот если бы такие были Шива-марги, Йоги, то это было бы то, что надо.
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2010, 01:58:43 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re:Аманаска-йога
« Ответ #59 : Июнь 18, 2010, 12:38:31 »

Джайя Шива Горакша!
Джайя Гуруджи!

Адеш Гуруджи!

Адеш!
Без отрыва от производства поможет спонтанное осознавание, тантрическая практика кхечари-мудры

Прежде всего спасибо, Гуруджи, за наставления, тема непрерывности практики и интеграции ее в жизнь очень актуальна для нашей садханы и, полагаю, развития.

Насколько я понял из написанного на форуме по тантрической кхечари мудре, она заключается в постоянном осознавании (созерцании) изменений феноменальных явлений в пустоте своего сознания. Также Вы писали, что объектами созерцания могут выступать как внешние явления, так и внутренние, и "фокус" созерцания можно выбирать.

Попробовав практиковать такое осознавание, заметил, первое - не всегда получается качественно сделать сознание пустым. Иногда получается его несколько опустошить приемом деконцентрации, одновременно стараясь охватить сознанием всю картину происходящего, звуки, ощущения, видимые объекты и т.д., ничего не выделяя, не вынося на первый план внимания. Или путем отказа от следования за возникающими в уме мыслями, побуждениями к обдумыванию (а часто просто перебиранию одного и того же в уме). В обоих случаях сохранять стабильность такого восприятия помогает некая опора, маячок, за что можно "зацепиться" сознанием. Для меня неплохо работает, пока, ощущение позвоночника или его отдельных сегментов, также ощущение колебания диафрагмы при дыхании. Таким образом, какое-то выделение одного объекта восприятия из общего фона все таки присутствует.
И вторая сложность - зачастую (особенно когда уставший) не получается как-либо опустошить сознание, на это, как я понял, тоже нужен определенный запас энергии, воли. В таких случаях мысли просто не перестают "водить свой хоровод".

Отсюда возникло несколько вопросов связанных с данной практикой:
1) есть ли какие рекомендуемые методы поддержания такого пустотного осознавания, обеспечения его стабильности. Может какие-то "опоры" (внешние/внутренние) для этого эффективны. Или метод в том и заключается чтобы  не было никаких "опор"? Если так, то за счет чего обеспечивается непрерывность созерцания в течении длительного времени?
2) как "опустошить" сознание, чтобы прийти в исходное для этой практики состояние (для простоты например на работе, в транспорте?
В Аманаска-йоге, если я правильно понял, для этого выполняются определенные йогические методы, а как достичь того же состояния без них, в социуме? Возможно ли вообще?

Спасибо заранее за Ваши ответы.

С глубоким уважением,
Авинатх
Записан