Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскара!
Гаятри извесна как дочь Бога Сурьи, потому её также зовут Савитри и она - жена Бога Брахмы, Ведамата (Мать Вед). Она так же известна как «панчамукха» (пятиликая). Четыре лика - это 4 веды, а пятый - священная мантра Ом. Считается, что из слога «Ом» произошли все мантры, а гаятри-мантра - это развёрнутый слог «Ом». Это одна из самых древних ведических мантр, но она также используется и в тантрической садхане. У Гаятри есть три имени: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаятри символизирует контроль чувств; Савитри - владычица праны (жизненной энергии); Сарасвати - божество речи.
Эти три Божества соответствуют трём сандхьям или трем положениям солнца (утром, днем и вечером). Эти моменты благоприятны для дхьяны и почитания Божеств (сандхья-вандана), для поклонения (упасаны). Но самое лучшее время - ранее утро, так как в этот период доминирует саттва-гуна. Мантру лучше всего повторять 108 раз. Предварительно произнеся Гуру-пранаму (приветствие Вашего Гуру), это также может быть Гуру-парампараштака, Шри Гуру-стотра или же Гуру-манаса пуджа (ментальная Гуру-пуджа), т.е. то, что Вы способны прочитать. Мантра Гаятри делится на три части, каждая часть состоит из восьми слогов, всего 24 слога.
Мантра начинается с «Маха-вьяхрити» (великое изречение):
Ом Бхур Бхувах Свах
Далее:
Первая часть: тат савитур вареньям
Вторая: бхарго девасья дхимахи Третья: дхийо йо нах прачодаят
Перевод: Мы медитируем на почитаемый свет, Того, Сияющего Абсолюта, просветляющего наше сознание.
ОМ – Брахман – Дух – Изначальный Свет.
БХУР - Бхулока (материальный мир или Пракрити - Природа).
БХУВАХ - Бхуварлока – средний (тонкий) мир. Ещё Бхува – это Прана.
СВАХ - Сваргалока (небесные сферы).
ТАТ – Тот.
САВИТУР - Тот, из которого всё проявляется.
ВАРЕНЬЯМ – Желанный, достойный почитания.
БХАРГО – Духовное сияние, просветляющий Свет.
ДЕВАСЬЯ - Божественная бытиё.
ДХИМАХИ – (дхьяна – направленность потока сознания).
ДХЙО - Буддхи, духовный разум.
ЙО - Который.
НАХ - Наш.
ПРАЧОДАЯТ - Просветит.
«Маха-вьяхрити» это основа трех миров в человеческом существе, это три тела: стхула-шарира (физическое тело), сукшма-шарира (тонкое или астральное тело), карана-шарира (причинное тело).
Иногда слоги мантры соотносят с известными 24-я таттвами по учению санкхья-даршаны (одной из 6 известных философских систем брахманизма). Так же, 24 слога, соотносят с различными Божествами, поскольку Гаятри является Богиней, то ее также можно рассматривать как Шакти. Существуют гимны, написанные Васиштхой и другими святыми, посвященные Гаятри. О Гаятри упоминается в Брихадараньяка, Чхандогья упанишадах и др. В различных тантрических школах существуют свои разновидности Гаятри-мантры, посвященные тому или иному аспекту Абсолюта, в виде различных Богов и Богинь. В натха-сампрадае используется Горакшанатха-гаятри:
OM hrIM shrIM goM gorakShanAthAya vidmahe gorakShanAtha shUnya putrAya dhImahi tanno gorakShaH nira~njano pracodayAt
(ОМ, Хрим Шрим Гом. Да постигнем мы Горакшанатха, медитируя на Горакшанатха, сына Пустоты, да вдохновит нас незапятнанный Горакша.)
На основе гаятри существуют и более развёрнутые варианты, например такой:
Оm gurujI sata namaH Adesh gurujI ko Adesh |
omakAre shiva rUpI madhyAnhe haMsa rUpI sandhyAyA sAdhu rUpI
haMsa paramahaMsa ho akShara guru to gorakha kAyA to gAyatrI
OM brahma soham shakti shUnya mAtA avagata pita vihangama jAta
abhaya pantha sUkShma veda asaMkhya shAkhA haramukha pravara
niranjana gautra trikuTI kShaitra jugati jota jala svarUpa rUdra varNa
sarvadeva dhyAyate Aye shrI shaMbhujati guru gorakShanAtha
OM soham tatpuruShAya vibhedahe shiva gorakShAya dhImahi
tanno gorakShaH pracodayAt | OM itanA gorakSha gAyatrI jApa sampUrNa bhayA ga~NgA godAvarI trayambaka kShotra kolAcala anupAna shilA para siddhAsana beTha nava nAtha caurAsI siddhi ananta koTi siddha madhye shrI shaMbhujati guru gorakhanAtha jI katha parha japa ke sunAyA | siddho guruvaro Adesh-Adesh |
Но в традиции Шри Видья, известный Гуру Шри Бхаскарачарья, соотнёс ведическую Гаятри с Видья мантрой: «Ka E I La Hrim Ha Sa Ka Ha La Hrim Sakala Hrim». Слог "Ка" соотносится с "тат", «E» - «савитур вареньям», «I» - «бхарго девасья дхи», «Lа» - «махи», «Hrim» и остальные биджи панчодаши-мантры Шри Видьи (пятнадцати слоговой мантры) сотносятся с «дхио йо нах прачодаят». В ней, кстати, также заключены 24 или 26 таттв. Но для практики таких систем как Шри Видья-тантра или Кашмирский шиваизм, желательны хотя бы базовые знания санскрита.
Что же касается Шри Янтры, про которую Вы спросили, эту янтру можно установить на алтаре, так как это Янтра универсальная, ее центральный треугольник(Кама-кала) - символ Трипура Сундари, которая существует в трёх проявлениях: Камешвари, Раджешвари, Бхагамалини, являясь проявлением Шакти трех Богов: Рудры, Вишну и Брахмы. Шри Янтра - это символ Маха-шакти. Во-время чтения Наварна-мантры можно сосредоточить внимание на центре Шри Янтры. Сушествует 9 форм Дурги, связанных со Шри Видьей и Шри Янтрой, поэтому Шри Янтру смело можно использовать. Наварна-мантра связана с «сарварогахара-чакрой», которая состоит из восьми треугольников и девятого, находящегося в центре янтры - «навайони-чакра», а так же со всеми чакрами, которых также 9, начиная от бинду и до бхупуры (квадрата).
Что касается хомы или агнихотры, нужно знать её технологию проведения, время проведения, необходимо знать, как правильно раскладывать дрова в стхандиле и т.д. Как видите, здесь очень много различных деталей, которые можно узнать только при передачи.
Мы проводим хомы, но для этого нужны нормальные условия, конечно лучше это делать на природе. Обычно хома проводится при практике пурашчараны, т.е. когда мантры начитываются для развития сиддх, определенное количесво лакхов (1 лакх - 100 тыс раз), в зависимости от того, сколько слогов в мантре - столько лакхов и надо читать. Однако, я считаю, что это принципиально только в сиддхикаране (развитие сиддх), если цель практики – бхакти, то на количество не обязательно ориентироваться. Хому или крупные пуджи, можно проводить совместно (чакра-пуджа) во время праздников, таких как Ганеша-чатуртхи, Наваратри, Шиваратри и др., все благоприятно отразится на Вас.
Что касается мантры Гуру, которую вы упомянули - это часть Шри Гуру Стотрам.
АГЬЯНА-ТИМИРАНДХАСЙА ГЬЯНА-НДЖАНА-ШАЛАКАЙА |
ЧАКШУР УНМИЛИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 2 ||
ГУРУР БРАМХА ГУРУР ВИШНУX ГУРУР ДЕВО МАХЕШВАРАХ |
ГУРУР ЭВА ПАРАМБРАХМА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||3||
СТХАВАРАМ ДЖАНГАМАМ ВЙАПТАМ ЙАТ КИНЧИТ СА-ЧАРАЧАРАМ |
ТАТ ПАДАМ ДАРШИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 4 ||
ЧИНМАЙАМ ВЙАПИ ЙАТ САРВАМ ТРАЙЛОКЙАМ СА-ЧАРАЧАРАМ |
ТАТПАДАМ ДАРШИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 5 ||
САРВА-ШРУТИ-ШИРО-РАТНА-ВИРАДЖИТА-ПАДАМБУДЖАХ |
ВЕДАНТАMБУДЖА-СУРЙО ЙАC ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 6 ||
ЧАИТАНЙАХ ШАШВАТАХ ШАНТAX ВЙОМАТИТО НИРАНДЖАНАХ |
БИНДУ-НАДА-КАЛАТИТАС ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 7 ||
ГЬЯНАНА-ШАКТИ-САМАРУДАХ ТАТТВА-МАЛА-ВИБХУШИТАХ |
БХУКТИ-МУКТИ ПРАДАТА ЧА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 8 ||
АНЕКА-ДЖАНМА-САМПРАПТА-КАРМА-БАНДХА-ВИДАХИНЕ |
АТМА-ГЬЯНА-ПРАДАНЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 9 ||
ШОШАНАМ БХАВА-СИНДХОШ ЧА ГНАПАНАМ САРА-САМПАДАХ|
ГУРОХ ПАДОДАКАМ САМЙАК ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 10 ||
НА ГУРОР АДХИКАМ ТАТТВАМ НА ГУРОР АДХИКАМ ТАПАХ |
ТАТТВА-ГЬЯНАТ ПАРАМНАСТИ ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||11||
МАН НАТХАХ ШРИ ДЖАГАН-НАТХАХ МАДГУРУХ ШРИ ДЖАГАД-ГУРУХ|
МАД АТМА САРВА-БХУТАТМА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 12 ||
ГУРУРАДИ-РАНАДИШ ЧА ГУРУХ ПАРАМА-ДАЙВАТАМ |
ГУРОХ ПАРАТАРАМ НАСТИ ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ || 13 ||
ТВАМ ЭВА МАТА ЧА ПИТА ТВАМ ЭВА
ТВАМ ЭВА БАНДХУШ ЧА САКХА ТВАМ ЭВА |
ТВАМ ЭВА ВИДЙА ДРАВИНАМ ТВАМ ЭВА
ТВАМ ЭВА САРВАМ МАМА ДЕВА-ДЕВА || 14 ||