Джай Гуру Горакшанатх!
Намаскар Игорь!
Всех многочисленных Божеств можно поделить на проявления Ганеши, Шивы и Шакти.
Обычно, «упасана-кханда» в садхане представляет во многих школах такую последовательность: Гуру-упасана или Гуру-пранама, Ганапати и далее, тот аспект Божества, которому совершается данная садхана - это или шактийское или шайвистское Божество. Приветствие Гуру (Гуру-пранама) - подключает к школе, обращение к Ганеше, как устранителю препятствий - способствует формированию благоприятной почвы для дальнейшей садханы. После чего, почитается основное Божество.
Во многих школах, обычно, вместе с Гуру-упасаной передаётся и практика почитания Ганапати, просто если человек недостаточно духовно квалифицированный, то ему предпочтительнее поделать Ганапати-пуджу как можно дольше. За это время он может почиститься, разрешить свои проблемы, как духовные, так и материальные. Ганапати - это основа, опора любой садханы, однако некоторые школы и садхаки вообще почитают только Ганапати и воспринимают его как форму Высшего проявленного Абсолюта. Часто его отождествляют с Индрой, Агни, Рудрой. Есть направления натхов, которые отождествляют его даже с Маха Йоги Шивой. Многие формы Божеств не так просто воспринимать сразу. Что же касается Ганеши, то с этим, как правило никаких проблем нет. У Ганапати очень много символики, много различных форм с разными значениями, некоторые формы почитаются в странах Океании, Юго-восточной Азии. Ганапати популярен не только в Индии, но и вообще на Востоке.
На самом деле, индуизм - это очень разнообразная система духовных практик и мировоззрений. Основная проблема некоторых надконфессиональных мистиков в том, что они пытаются индуизм из-за недостаточно глубокого понимания, либо ограничить на уровне какой-то одной секты, либо наоборот, определить как некий эгрегор, который является лишь маленькой частью большого Абсолюта. Но на самом деле, для мистика, который духовно перерос проблемы двойственного восприятия, вопросы с путаницей о том, выше или ниже та или иная форма Божества, давно уже отпали. Про каждое божество можно много написать и в каждом Божестве есть всё. Да это и по всем законам логики получается именно так. Если мы, человеческие существа являемся микрокосмом, то разумеется и Боги тоже, какие бы аспекты они не представляли.
Относительно трех проявлений Трипура Сундари, да, конечно они соответствуют трем Шакти: Лакшми, Кали и Сарасвати. В то же время, она и за пределами всех проявленных аспектов. Четки для почитания Деви можно использовать из янтаря, хрусталя и др. из любых кристаллов. Обычно, в ряде текстов, рекомендуют самые разные материалы, но как правило для мантр, которые начитываются в каких-то конкретных оккультных целях, просто для бхакти, это не особо актуально. Всех этих тонкостей, связанных с оккультной деятельностью - великое множество, например, есть несколько разновидностей рудракши и мантр, предназначенных для очищения, но не думаю, что такие определённые виды рудракши можно легко раздобыть в России или же определённые виды кристаллических мал. Поэтому, в этом вопросе не стоит сильно заморачиваться. Главное - результат джапы предложить Божеству. Любая практика, какой бы ритуальной сложности или простоты она не была - это определённая отдача Абсолюту, без которой не будет и проявленного результата. Ведь, на самом деле, не существует практик, которые подразумевали бы просто отсутствие какой-либо жертвы. Практики, на подобии анупаи и т.п., многими неофитами в тантре, часто воспринимаются как общение с Богом на прямую, без серьёзной внутренней работы и отдачи. И вроде как не надо ничего жертвовать, практиковать, только сахаджа (естество), только пратьябхиджня (распознавание во всём Шивы, без видимых практик). Но на самом то деле, это самая большая жертва, на которую способен очень небольшой процент садхаков. Это очень высокий уровень йогического самоконтроля. Ритуальная практика, чаще всего связана с антаранга-садханой, созерцательно-медитативные практики и «карма-кханда» (ритуалы и обряды) в нашей традиции рассматриваются как взаимодополняемые. Поэтому, главное начать с простого, а сложность и глубина, если Вы будете продолжать общение с Гуру и традицией, постепенно начнёт проявляться сама.
Пишите.
М