Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пралаякала / виджнянакала - помогите найти текст  (Прочитано 7480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75

Адеш!

Друзья, когда-то мне встречался шиваитский текст, где довольно подробно рассматривалась классификация сакала/пралайякала/виджнянакала и соответствующие двум последним "типы" практикующих. Я еще помню, что там говорилось о "пробуждении" пралайякал Шивой (что-то типа про то, как у них есть возможность выбора - оставаться дальше в этом состоянии или же принять новое воплощение).

Не мог бы кто помочь ссылкой по теме (желательно из первоисточников) - вы-то в теме, а мне поиск все какую-то эзотерику выдает.

Я объясню, зачем мне: в буддизме Махаяны есть ну очень схожая концепция (я потом подробнее напишу, если интересно). Вот хочеся разобраться...

Заранее спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
 
  Чарья Самудра, а можно уточняющий вопрос? Это был конкретно классический текст кашмирского шиваизма или же пояснения ученого к нему? Есть так называемая книга  «Основы Кашмирского Шиваизма» B. N. Pandit, где он как раз, если мне не изменяет память, объясняет согласно нескольким текстам кашмирского шиваизма, кто такие пралаякалы, виджнянакалы, мантрешвары и т.п., а также говорит о возможности подъема над уровнем пралаякалов, ссылается на текст Паратримшика-виварана, Малинивиджайоттара-тантру и др. Он там говорит, что растворяясь в сушупти, йогин впадает в бессознательное состояние, а в турье (четвертом уровне сознания) достигает самораскрытия своего сознания как Шивы. Насколько помню, в Малинивиджайоттара-тантре есть описание Пралаякал и т.п. Если у Вас нет текста, то могу выслать. Но могут быть еще какие-то тексты, в принципе, могу поискать в них подобное. 
   
Связи с Махаяной и правда интересны, может, примерно расскажете идейные параллели, мне так проще будет?
« Последнее редактирование: Февраль 25, 2009, 13:15:22 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму

Честно говоря, лично я, тоже озадачен возможностью паралелей...
"Навскидку" ничего такого я не вижу ни в Мaдхьямаке ни в Иогачаре...
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75

Адеш, Гуруджи! Еще раз поздравляю Вас с Шиваратри!

Это был современный текст, а вот какой - не помню. Вчера вечером нашел похожее место у Свами Лакшманджу в "Kashmir Shaivism: The Secret Supreme".

А что касается параллелей - сейчас попробую объяснить. Тема заинтересовала меня в контексте недавней перепалки на буддийском форуме (откуда вначале Сурадж, а затем и я благополучно свалили). Вопрос касался конечной реализации в буддизме. Представители тхеравады (школы, базирующейся исключительно на палийском каноне, который они считают единственным истинным словом Будды Шакьямуни) отстаивают свое понимание нирваны как полного и окончательного уничтожения скандх (составляющих существа, их можно соотнести с низшими таттвами в шиваизме), в том числе и любых форм виджняны - сознания. При этом менее радикальные из них утверждают, что такое "состояние" все же нельзя назвать "небытием", но так и не могут внятно сформулировать, что же, собственно, остается - оно и понятно, так как иначе выйдет противоречие с заклинанием "никакого атмана нет".

В махаяне же (и особенно в буддийской тантре) совершенно иное видение. Там говорится о "пластах" виджняны, которые не проявляются "видимым" образом в повседневном восприятии, а также о реализации как "преображении" нечистых виджнян в чистые джняны, которые по сути являются изначальными Буддами. Соответственно, нирвана определяется как "непребывающая" (апратиштхита) в том смысле, что достигший ее уже более ничем не ограничен и может "одновременно" (ставлю в кавычки, потому что категории времени тут в строгом смысле неприменимы) пребывать за пределами сансары и проявляться в мире. Иными словами, махашуньята есть в то же время махапурната.

Так вот, махаянские авторы (например, Шри Асанга в "Абхисамаяланкаре"), когда говорят о реализации Малой Колесницы, пишут, что принадлежащие к ней практикующие ошибочно принимают состояние прекращения, достигаемое в высших дхъянах, за конечный пункт пути, и "застревают" в этом состоянии. Причем говорится практически теми же словами, что и о "застрявших" пралаякалах. Более того, в текстах говорится, что по истечении громадного периода времени Будды "пробуждают" архатов из их "неправильной" нирваны, предоставляя им возможность принять новое рождение, вступив на путь махаяны (и тантры в конечном итоге). (Сейчас я на работе, но вечером, если это интересно, могу подогнать цитаты).

Конечно, возможно объяснить эти параллели простым заимствованием (в чем я лично не вижу ничего страшного), но мне кажется, что тут, скорее, дело в некой общности духовного опыта. У практикующих, привязанных к понятию "пустоты", есть опасность принять ниродху высших дхъян за плод практики - и тексты об этом предупреждают. В основном это, на мой взгляд, касается буддистов, которые в своем стремлении "размежеваться" с индуизмом часто выплескивают вместе с водой ребенка, забывая о том, что махасиддхи-то у нас общие...

Вот так как-то вкратце.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш, Чарья Самудра!
   Да, это весьма интересный момент, на тему «если есть освобождение от сансары, то кто тогда освобождающийся»? С позиции кашмирского шиваизма, уровень пралайякалов подобен «глубокому сну», но, конечно, нельзя сказать, что в нем навечно происходит утрата сознания, а просто некое увлеченное состояние бессознательным переживанием пустоты. После провала в пустоту мы опять просыпаемся и осознаем, уже в состоянии бодрствования или сна со сновидениями, что были в ней. От Турьи эти три уровня существенно отличаются смещением акцентов, так как в сушупти происходит поглощение бессознательным и утрата само-осознавания. В кашмирском шиваизме - это осознавание себя как Шивы и раскрытие выявления своей Шива-тождественной природы.
   Я скопировал некоторые части книги по КШ Б. Н. Пандита и еще Акшая Кумара Банарджи «Философия Горакшанатха» (книга, которую мы сейчас редактируем) по философии натхов.
Так вот, там как раз изложено по этой теме.  В первой книге - о природе сушупти и возможном в нем застревании некоторых практикующих, а во второй - о чистой воле (Иччха-матра), которая, согласно доктрине натхов, раскрывается при преодолении инертной природы сушупти посредством выявления своей воли (иччха) на уровнях турья и турьятита. Собственно, две тантрические доктрины следуют тому же принципу самопробуждения, а не самозабвения и угасания сознания в бессознательном.
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2009, 15:40:43 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

В первом тексте особенно интересен вот какой момент:

"Пралаякалы пребывают в состоянии глубокого сна до тех пор, пока не начинается новый цикл творения; только тогда они пробуждаются. Некоторым пралаякалам Господь Шрикантха посылает свою благодать, поднимая их с уровня Майи до уровня чистой Видьи (Шуддхавидья, первая из чистых таттв, прим. пер.) откуда они постепенно продвигаются к окончательному освобождению."
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75

О! Вот это как раз то, что надо!

Спасибо огроменное!
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226

Адеш, Чарья самудра!
Вы моглибы ссылочку указать на Вашу с Сураджем беседу с тхеравадцами? Даже не знал что они вообще существуют в России, я конечно тантрик по духу, но интересно посмотреть, что они там склонны обсуждать.
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75

Не-не-не, Вы не так поняли (или я неверно выразился). Это не наша беседа, мы уже давно там не появляемся.

Просто зашел недавно по старой памяти, а там такое... Я Вам ссылочку в ПС пришлю сейчас.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119

Yogi Matsyendranatha, добрый вечер.
Вышлите и мне, пожалуйста, тексты.
Записан

co_moderator

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 2

Уважаемый пользователь morning light,

Yogi Matsyendranatha, добрый вечер.
Вышлите и мне, пожалуйста, тексты.


зайдите под своим аккаунтом, и тогда Вам будут доступны тексты для скачивания, которые расположены под текстовым сообщением Йоги Матсьендранатха. Тексты доступны для всех зарегистрированных пользователей
Записан
Уважение наше всё.

morning light

  • *
  • Сообщений: 119

Уважаемый пользователь co_moderator,
Вы меня неправильно поняли.
Вы имели в виду текскты по КШ  Б. Н. Пандита и Акшая Кумара Банарджи «Философия Горакшанатха».

Я же имел в виду:
Цитата: Yogi Matsyendranatha
Насколько помню, в Малинивиджайоттара-тантре есть описание Пралайякал и т.п. Если у Вас нет текста, то могу выслать.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Текст Малинивиджайоттара-тантры есть в сети, можно поискать на этом ресурсе: http://www.sanatanadharma.udm.net/ в разделе кашмирский шиваизм. Но этот текст сложный.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия

Интересный сайт , книги тоже выпускают интересные. Уже давно ищу Сканда пурана в электронке, оказалось что даже в книжках мало экземпляров  :05:
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Обычно издательства берут себе копирайты, поэтому в сети изданные тексты искать сложно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.