Адеш!
В общем-то, если рассмотреть перевод любой мантры из диначары натхов, например, снана-мантры или асана-мантры, то они все составлены на сандха-бхаше. Вот для примера самая простая "асана-мантра":
sat namo Adesh | gurujI ko Adesh |
OM gurujI man mAru maidA karu karu cakanAcUr |
pANca maheshvara Aj~nA kare to baiThU Asana pUra |
shrI natha jI gurujI ko Adesh | Adesh |
Попробуем разобрать ее значение, перевод может быть примерно таким:
«Истинно, святое воззвание – Адеш! Адеш, Гуруджи!
Ом Гуруджи, милосердно в прах размалывающий ум,
пусть пять Махешвар даруют мне силы для сиденья в завершенной асане.
Адеш великому натха-гуру!
Истинно, святое воззвание Адеш!»
Разберем детально. «Ман» - это ум, мару - от слова «марана» (смерть, разрушение, синоним «ниродха»), «маида» - перемолотая мука, «кару»-делание, «чаканачур»- стирание в порошок, «панча» - пять, «Махешвара» - форма Шивы, «аджня» – воля, «Байтху» - сидеть, «Асана-пура» – полная асана (совершенная).
Теперь разберем «сленг» и значение: «умерщвление ума», то есть остановка всех «викальп», то, что необходимо для правильной асаны или то, что необходимо для верной асаны. «Стирание ума в порошок» - интересное выражение, которое может иметь ну очень много значений. Еще со времен сома-сиддхантинов (каламукхов) появилась традиция посыпания тела священным пеплом (бхабхут), которая перешла к натхам. Ряд текстов «бхабхут» отождествляют с «амритой», «сомой», но что же такое «лунный нектар»? Как правило, с луной отождествляют сознание. Да, но какое отношение сознание имеет к «амрите»? Сознание, пораженное ограничивающими «викальпами» (концепциями и мыслепостроениями), превращает широкое чистое и пустотное сознание в несовершенное. Когда йогин пребывает в состоянии безмыслия (аманаска) и в широком непоколебимом чистом сознании, то он пьет нектар бессмертия, т.е. утрата осознанности ведет к потере нектара луны, а также осознанность утрачивается по причине колебаний сознания в виде «викальп». Бхабхут собой символизирует «самхару», финал разрушения наших нестабильных тенденций, по сути, сжигание в огне яджны васан, это возвращение «нивритти» к пустоте. Бхабхут - символ пустоты, символ покоя, и этот покой должен быть внутри, покой во внешней среде также необходим для асаны (места, в котором совершается практика). Пустота - это Шива, а полнота - это Шакти, посредством Шакти Шива обретает свои пять ликов, панча Махешвара. Асана - это пространство, направленное на разные стороны света, что приводит к разным результатам саддханы, это также имеет определенную связь с пятью ликами Шивы. Как я уже сказал, Шива - это пустота и сознание, которое присутствует в момент, когда вы практикуете. По сути, асана - это питха, в тантре есть специальная пуджа для почитания асаны, земли, где устанавливается асана, так как земля - это Богиня Дхарати, практикуемое место, это пространство силы Шакти-питха. Соединение пустого сознания и места, как проявления Шакти, есть асана. На самом деле, даже в такой простой мантре, составленной не на хинди, не на санскрите, есть очень много смыслов; если мантру прочтет обычный человек, он не поймет что за перемалывание ума и какое вообще это отношение имеет к асане. Такой же пример может быть приведен и с другими мантрами, например, снана-мантрой, дхарти-гаятри и др., в них смысловая нагрузка очень своеобразная.