ОПИСАНИЕ ДХАРАНЫ ИЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ
44. Есть два вида дхараны: внутренняя и внешняя. Дхарана - неоценимая помощь в мантра-йоге. Через концентрацию ума на внешнем предмете, человек достигает бахир-дхараны ( внешней концентрации), а через концентрацию ума на самом тонком предмете внутреннего мира, человек достигает антар-дхараны (внутренней концентрации). Совершенный успех Дхараны происходит от веры и йоги.
(ОПИСАНИЕ ПРАВИЛ ДХАРАНЫ)
45. Совершенным успехом в дхаране йогин может добиться мантра-сиддхи и дхьяна-сиддхи (достижения медитации). Бхакти, ачара, пранасамьяма (контроль жизненно дыхания), джапа-сиддхи, дэвата-саннидхья (близось с Божеством), проявление божественной силы в дивьядеше и т.д., и видение Иштадеваты - это все обретается только через совершенный успех дхараны. Эти различные грубые и тонкие практики для достижения дхараны, которые должны быть получены от Гуру.
ДЕСЯТЬ САМСКАР (РИТУАЛОВ) МАНТРЫ
46. Джанана, дживана, тадана, бодхана, абхишека, вималикарана, апьяяна, тарпана, дипана и гупти – это десять ритуалов, посредством которых мантра обретает силу. Проявление букв мантры через матрика-янтру называется джанана. Матрика-янтра рисуется кешарой (тычинками цветка, растений Rottleria Tinctoria, Mimusops Elengi, Meusa ferrea), чанданой (сандал, Sirium myrtifolium) или бхасмой (пепел) на пластинке из золота и т.д. Эта янтра, нарисованная кесарой в поклонении Шакти, чанданом, в поклонении Вишну и бхасмой в поклонении Шивы, является особенно полезной.
Процесс рисования матрика-янтры: после того, как нарисованы восемь лепестков лотоса, в них необходимо поместить по-порядку восемь рядов букв (аштаварга). С внешней стороны лотоса следует нарисовать четыре отверстия и четыре угла так, чтобы они окружали лотос. В четырех углах янтры необходимо написать мантру «ThaM», а в отверстиях – «baM». Вйома или хакара, инду или сакара, аукара, расанарна или висарга – всё это, объединенное в форме мантры «hsyauH», должно затем располагаться в сердцевине лотоса. Затем, следует нарисовать восемь тычинок лотоса – на каждой по две гласные, и они должны располагаться по кругу – от сердцевины к лепесткам лотоса.
Когда буквы, указанные в матрика-янтре в вышеизложенной манере, написаны в соответствующем порядке, и после выполнено 100 или меньше джап каждой буквы, с добавлением пранавы, это называется дживана.
Написание отдельно каждой буквы мантры, когда каждая из них наносится сандаловой водой, в сопровождении мантры «baM» , этот ритуал называется мудрецами как тадана.
Написание поодиночке букв мантры, когда буквы, в соответствии с количеством букв мантры, отбиваются цветами красного олеандра в сопровождении мантры «raM», этот ритуал называется бодхана.
Написание букв мантры, когда в соответствии с количеством букв мантры каждая буква освещается цветами красного олеандра в сопровождении мантры «raM», и после, в соответствии с количеством букв мантры, они вновь омываются листом ашваттхи (фикус), этот ритуал называется абхишека.
Ритуал созерцания мантры в корневой и средней части сушумны, когда сожжены три загрязнения с мантрой «oM hrauM», называется вималикарана. (Загрязнения, которые вырабатываются у женщины называются «майика», у мужчины – «кармана», а производимые при взаимодействии обоих – называются «анавья». Эти три загрязнения являются преградой в садхане). Тара = oM, вйома = ha, агни = ra, Ману = au, данд = M, все они, соединяясь, образуют «oM hrauM», которая называется «джйотир-мантра». С сопровождением джйотир-мантры, когда буквы мантры напитываются золотой водой, водой куша, или цветочной водой, ритуал называется апьяяна. Подношение воды с вышеприведенной мантрой (джйоти-мантра), называется тарпана. В шастрах написано, что тарпана Шакти-мантры делается с медом, Вишну-мантры - с камфарой добавленной в воду, а Шива-мантры - с молоком.
Тара = oM, Майа = hrIM и Рама = shrIM - когда освящение мантры выполняется с «oM hrIM shrIM» ритуал называется дипана. Считается, что мантра с которой выполняется джапа, как особо секретная, характеризуется как ритуал гупти.
Таковы десять самскар мантр, которые хранятся в тантрах в большом секрете. В соответствии с направлением, мантрин, выполняющий джапу мантры, очищенную этими десятью самскарами, обретает желаемые плоды.
ОПИСАНИЕ ДИВЬЯ-ДЕШИ
47. Как молоко, наполняющее тело коровы, выходит наружу только через её вымя, также и Высший Атма, через все-наполнение, проявляется только в дивья-дешах (божественных местах). Тантры перечисляют шестнадцать дивья-деш: вахни, амбу, линга, стхандила, кундья, пата, мандала вишикха, нитья-янтра, бхава-янтра, питха, виграха, вибхути, набхи, хрдая и мурдха. Садхака посвящается в поклонение любой из этих дивья-деш в соответствии с его качествами. Все это приносит огромную пользу в достижении йога-сиддх. Иштадевата проявляется в дивья-дешах с помощью дхараны. Дивья-деша-севана крайне благотворна в мантра-йоге. Подробный набор признаков и видов дивья-деш был разнообразно представлен в Ведах и тантрах. Считается правильным начинать поклонение только после первого призыва Божества в глиняное изваяние. Но нет необходимости призывать или отзывать Божество в уже освященное изваяние, в Агни, очищенный ритуалами и в воду.
ПРАНА-КРИЯ
48. Мана, прана и вайю – эти три объединены. Вайю и прана имеют природу причины и следствия, поэтому ньяса соотносится с пранаямой. Частные многообразия пранаямы были даны ачарьями хатха-йоги. В Мантра-йоге, сахита-пранаяма была признана очень полезной. Некоторые ачарьи также были за применение сахаджа-пранаямы.
Существует множество видов ньяс, но из их всех только семь считаются важными, и им должен обучать Гуру, в соответствии с личными особенностями. В обычном поклонении полезны только кара-ньяса и анга-ньяса. В более комплексном поклонении, должны выполняться риши-ньяса и матрика-ньяса. Примеры их будут даны ниже.
ОПИСАНИЕ ПРАНАЯМЫ
49. Отстранив прану от внешних объектов чувств, ей нужно наполнить желудок. Затем садхака должен выполнить три раза джапу гаятри-мантры, связанную с пранавой и вьяхрти. И затем вновь, выполняя джапу гаятри-мантры, трижды, на каждую из сандх (соединений), он должен завершить пранаяму.
БАХЬЯ-МАТРИКА-НЬЯСА
50. Каждому надлежит выполнять ньясу (помещая кончики пальцев и ладонь правой руки на различные части тела и сопровождая это особой мантрой):
на лоб - безымянным (анамика) и средним пальцами (мадхьяма);
на рот - указательным (тарджани), средним и безымянным пальцами;
на глаза - большим пальцем и безымянным;
на уши - большим пальцем;
на две ноздри - большим пальцем и мизинцем;
на щеки - указательным, средним и безымянным пальцами;
на губы - средним пальцем;
на два ряда зубов - безымянным пальцем;
на уттамангу (голова) - средним пальцем;
внутри рта - безымянным и средним пальцами;
на руки, ноги и бока - мизинцем, безымянным и средним пальцами;
на спину - мизинцем, безымянным и средним пальцами;
на пупок - мизинцем, безымянным и средними пальцами;
на живот - всеми пальцами;
и на антахкарану, два плеча и какуд (область горба) - ладонью.
От сердца к рукам, от сердца к ногам, от сердца к животу, и от сердца ко рту – следует выполнять ньясы ладонью. Эти матрика-ньясы были записаны в определенной последовательности. Ньяса человека, который не знает этих подробностей, безрезультатна.
Лоб, лицо, глаза, уши, ноздри, щеки, губы, два ряда зубов, голова, рот, соединения рук и ступней, передняя часть ног и рук, бока, спина, пупок, живот, сердце, правое плечо, пространство между плечами с задней стороны шее (какуда-стхана), левое плечо, от сердца к рукам, от сердца к ногам, от сердца к животу, от сердца ко рту – на все эти органы тела должна быть совершена ньяса матрик (пятьдесят букв санскритского алфавита), в порядке перечисления этих органов. Святые писали, что ньяса должна совершаться с пятьюдесятью буквами, имеющими пранаву в начале и «намах» в конце каждой буквы, произносимая или с бинду, так и без нее.
МАТРИКА-НЬЯСА
51. Шива сказал: «О, Деви: слушай матрика-ньясу. Все грехи разрушаются при выполнении этих матрика-ньяс. Риши матрика мантры – Брахма; чханда - Гаятри; ее Дэвата - Матрика Деви; её семена (биджи) – согласные, а все гласные - её Шакти. Шаданга-ньяса (помещение матрик на шесть частей или органов тела) должна выполняться после произнесения вышеупомянутой матрики. Процесс следующий:
взять aM, AM и расположить между ними буквы «ka - варги» с бинду;
взять iM, IM и расположить между ними буквы «ga - варги» с бинду;
взять uM, UM и расположить между ними буквы «Ta - варги» с бинду;
взять eM, aiM и расположить между ними буквы «ta - варги» с бинду;
взять oM, auM и расположить между ними буквы «pa - варги» с бинду;
и взять M, aH и расположить между ними буквы «ya - варги», «sa - варги», la и kSha с бинду;
затем нужно поместить слова hR^idaya, sira, shikhA, kavaca, netra и astra в их чатуртхи форму, соответственно, после каждого определенного ряда букв; и затем вновь, после каждого образованного ряда необходимо расположить слова namaH, svAhA, vaShaTa, huM, vauShaT и phaT, соответственно.
Теперь, ньяса каждого органа тела (сердце, голова, верхушка головы, кавача, глаза, внутренняя и внешняя стороны ладоней) выполняется с произношением соответствующего ряда мантр, сформированного вышеприведенным образом. Эта шанданга-ньяса разрушает грехи садхака. Произносится каждая буква с бинду и в его конце располагается слово namaH (для примера kaM namaH и т.д.), когда ньяса выполняется по направлению вверх от муладхары - она называется антарматрика-ньяса.
Для примера, мысленно представьте муладхара -чакру как золотой и четырех-лепестковый лотос, состоящий из букв va, sha, Sha и sa, каждая с бинду (т.е.: vaM, shaM, ShaM, saM и т.д.);
свадхистана-чакру, сияющую и сверкающую подобно освещению и Агни, украшенную шестью лепестками с буквами ba, bha, ma, ya, ra, la, каждая с бинду; манипура-чакру, подобную голубому облаку с десятьюлепестковым лотосом, украшенным буквами Da, Dha, Na, ta, tha, da, dha, na, pa, pha , каждая с бинду; анахата-чакру, расположенную в сердце йогина, сверкающую, подобно правале (кораллу), с двенадцатью лепестками, собержащими буквы ka, kha, ga, gha, ~Na, ca, cha, ja, jha, ~na, Ta, Tha, каждая с бинду; вишуддхи-чакру – дымчатый блеск с шестнадцатью гласными, каждая с бинду; аджна-чакру, светящуюся подобно Луне, с двумя лепестками, содержащими буквы ha и kSha, каждая с бинду; и сахасрара-чакру с белоснежным свечением и тысячью лепестками, содержащими все буквы, и три буквы ha, la, kSha с бинду, расположенные на трех акатхади линиях. В средней из них нужно со спокойным умом созерцать парабинду (Парама Шиву), который есть причина всего творения и разрушения.
РИШИ-НЬЯСА
52. Только тот, кто выполняет садхану после получения мантр из уст Господа Махешвары, через аскетизм, только это чистое слышание может быть риши этой мантры. Из-за превосходства над остальными Риши ньяса выполняется на голове. То, что охватывает все сущности мантры, называется чхандра. Ньяса чхандры должна выполняться во рту, потому что чхандра – сущность произносимых букв и слов. Ньяса Божества, расположенного в сердцах и побуждающего всех людей говорить, должна выполняться в сердечном лотосе. Мантра не может быть плодотворной, когда не известны риши и чхандра. Сила мантры уменьшается, когда не известна её винийога (практическое применение).
Ньяса риши должна выполняться в голове, чханды - во рту, Божества - в сердце, биджи - в тайном месте (анус), Шакти - в ступнях, и килаке (т.е., то, что приходит в конце или завершает) - во всем теле.
ОПИСАНИЕ МУДР
53. Радость Божеств увеличивается через мудры, и мудры также разрушают грехи садхака. Поэтому священные тантры дали такое название - Мудра. Бог Богов, Махадева, сказал, что он желает изобразить мудры, которые включены во все тантры, и выполнение которых, во время поклонения Божеству, призывает Божество в Мантру. В поклонении, в джапе, в сознании, в камья-карме (обряды, совершаемые для определенных целей), во время купания, во время призыва, во время освящения шанкхи, в призывании Божества (прана-пратиштха) в изваяние, в защите, в предложении Божеству и в различных ритуалах, мудры выполняются в соответствии с качествами данных ритуалов. Девять видов призывов и т.д., мудры рассматриваются главными в природе. Шаданга-мудры также полезны для всех целей. Ученые определили девятнадцать мудр для поклонения: Вишну, Шанкха, Чакра, Гада, Падма, Вену, Шриватса, Каустубха, Ванамала, Джняна, Билма, Гаруда, Нарасимхи, Варахи, Хаягриви, Дхануш, Бана, Парашу, Джаганмоханика и Кама – это названия девятнадцати мудр, которыми можно умилостивить Господа Вишну. Линга, Йони, Тришула, Мала, Вара, Абхая, Мрига, Кхатванга, Капала и Дамару – таковы десять мудр, которые радуют Махадева. Для поклонения Сурье установлена только одна мудра – падма-мудра. Данта, Паша, Амкуша, Вигхна, Паршу Ладдука и Биджапура – семь мудр для поклонения Ганеше. Паша, Анкуша, Вара, Абхая, Кхадга, Чарма, Дхану, Шара и Мусала – девять мудр, любимые Дургой, они могут использоваться для поклонения всем видам Шакти. Лакшми-мудра - для поклонения Лакшми; Акшамала, Вина, Вйакхья и Пустака мудры – предназначены для поклонения Сарасвати. Мудры, названные Саптаджихва - для поклонения Агни. Матсья, Курма Лелиха, Мунда и Махайони - мудры, которые даруют все виды богатства. Махайони-мудра используется для поклонения Богини Шакти; Мунда-мудра – для поклонения Шьяме и т.д., Матсья, Курма и Лелиха мудры используются для основного поклонения. Йони, Бхутини, Биджа, Даитьядхумини и Лелихана – эти пять мудр специально определенны для поклонения Таре. Десять мудр для поклонения Трипура Сундари: Кшобхини, Дравини, Акаршини, Васья, Унмадини, Махамкуша, Кхечари, Биджа, Йони и Трикханда.
Кумбха-мудра - для ритуалов жертвоприношения; Падма-мудра – для асаны; Калакарни-мудра – для ритуалов, связанных с подавлением и беспорядком; и Галини-мудра – для очищения воды. Вену-мудра – для поклонения Гопале, Нарсимхи – для поклонения Нрисимхе. В поклонении Варахе – Варахи, и в поклонении Хаягриве – Хаягриви-мудра. Для поклонения Шри Раме используются Дхануш и Бана мудры. Мудры, предназначенные для поклонения Парашураме – Паршу и Саммохини. Для ритуалов призывания - Васудева; для ритуалов сохранения – Кумбха, и для прошения и молитвы - Прартхана мудры. В соответствии с правилами и качествами, садхаки всех пяти школ должны изучать мудры у своих Гуру. Детальные характеристики всех мудр даны в тантрах. Это различные мудры, которые радуют Божеств, их описания доступны в различных ритуалах поклонения. Здесь есть только названия, и лишь несколько мудр определены в соответствии с поклонением пяти Божествам. Также как перечисленные различные мудры приносят радость Богам и Богиням, также существуют и различные мудры, приносящие радость риши. Джняна-мудра, бхакти-мудра, тапо-мудра, карма-мудра и дана-мудра – это те, которые радуют святых (риши). Вара-мудра и абхая-мудра – те, которые приносят радость риши, Божествам, питтри и обитателям трех мирах.