Да,про шактийские биджи Вы правы,в книге он даже сначала отдельно акцентирует на них внимание,-выделяя,как ключи,а затем уже дает эти мантры. Однако, я думала,что это глубоко традиционные варианты подхода к Сурья-Намаскар.
Я знаю классическую упасану Сурье, там нет никакой Ха-кары, соединенной с гласными санскрита, это Сатьянанда Сарасвати сам добавил. Но я могу пояснить это. Все Боги, будь-то Сурья или еще какие-либо - проявления Абсолюта, мы часто слышали об этом. Но мы также знаем, что Абсолют проявляется посредством своей Шакти, он тогда становится Сагуна-брахманом в виде воплощенных Божеств. Так вот, без Шакти мы никогда не сможем понять, кто такой Бог, кто такие Боги, почему их много, какой в этом высший замысел? Потому что Шакти - причина всего, в том числе и их существования, она - связующее звено, в каком-то смысле, причина множественности. Она двояка, и поэтому есть такое понятие как Майя, кто-то объясняет ее как причину помрачений и заблуждений, а кто-то считает, что она - видья, так как по ее милости мы понимаем все мироздание не как враждебное, а как волю Бога, как свою волю, которую под покровом канчук мы не видим. Неслучайно некоторые буддийские направления, да и натховские тоже, считают Богов смертными существами, а высшими - тех, кто превзошел даже Богов и стал сиддхами, потому что для обусловленных существ, Боги - это Бхога-рупа. Стандартно, даже если обычный индус и поклоняется Богам, первым делом он видит в них источники различных благ. Люди хотят получить деньги, власть, уважение, хорошую семью и т.п. Для этого они готовы, в принципе, выполнить и нелегкие ритуалы, пуджу с джапой, хому, тарпану, накомить брахманов и т.д. Тогда мантра будет работать. Но вы спросите, зачем столько всяких ритуалов, если Бог и Высшее уже присутствует во всем? В том-то и дело, что он-то присутствует во всем, но не все присутствуют в нем, поэтому им нужны разного рода очистительные ритуалы, направленные на умилостивление. Но садху, зная, что вся эта бхога-рупа актуальна только для обусловленных людей, разработали Шабар-мантры, суть которых состоит в том, что Бог уже во всем присутствует, и для йогина, не ведущего мирской образ жизни, чистота - вещь вполне нормальная. Все многочисленные брахманические ритуалы для йогина - это более низкий уровень. Я не говорю, что они не нужны, тем более, настоящих йогинов-то, на самом деле, немного, я лишь иллюстрирую, чтобы вам была ясна сама главная идея.
Биджу "хрим", как одну из основных шактийских, добавляют во многие мантры, например, приставляют в Шива-панчакшару, в панчодаши-мантру, в мантру Ватуки, Багаламукхи, Дурги и др. Что такое сила, мощь? Допустим, вы занимаетесь каким-то делом, бизнесом, и в вашей организации много всего происходит, вы открыли бизнес в нескольких точках, но что там происходит, в связи с занятостью, может ускользать из вида. Кто-то там может провороваться, кто-то под вашей крышей какие-то свои махинации крутить. Таким образом, у вас есть организация, но ее как бы и нет, так как вы, по сути, ей не управляете, потому что у вас слабый ум, слабый характер, вы не можете кому-то сказать нет, поставить на место тех, кто ее дискредитирует. Все знают, что вы директор, но все вытирают ноги об вас, как будто так и должно быть, и даже могут пытаться вас убедить, что такая ситуация правильная. Вы теряете инициативу к управлению, и у вас все рушится. Это называется слабостью и отсутствием силы. А что такое сила? Сила - это когда вы обо всем осведомлены, когда вы знаете о чем-то нужную информацию, вы также знаете и как определенными сферами управлять. Поэтому вы проводите беседы с вашими "замами", узнаете, что вообще происходит, а в "замы" выбираете подходящие кадры, которым вы доверяете, тех, кто вас не "кинет". В таком случае, вы реальный управленец крупной организации, она для вас как ваш дом, как собственное тело, в котором все складно, в нем почки или сердце не объявили независимость, не проникла никакая инфекция или разного рода паразитические особи. Вы здоровы, сильны, и сильна ваша организация, так вы все осознаете и привносите мир, а не раздрай. Так вот, так же и некоторые шактийские биджи, приставленные к основным мантрам тех или иных божеств, играют роль управителей, носителей знания (видья), относительно разных проявлений Бога. Они важны примерно так же, как для крупной организации важна налаженная информационная система. В наше время правильная информация решает все, информация может дать силу, а может и принести разрушения. Поэтому в наше время существует множество систем защиты информации. В тантре то же самое, многие биджи, которые несут закодированную информацию, считаются мистическими, их могут знать только посвященные в Традицию. Вы, конечно, можете в книгах найти все мантры, но без их передачи от хранителей ключей к информации, это будет походить на то, что вам дали подержать компьютер, а вы не знаете, как им пользоваться. Или, допустим, вы знаете несколько функций, но не используете все возможности. То же самое и с тантрическими биджами. Например, мантра "клим" может означать Кали, может - Кришну, может - Шиву, еще могут вставляться гласные, и мы получим "клам", "клаим", "клаум", "клах", с появившимися определенными значениями. То есть, просто по симпатической, родственной связи, одна биджа распространяет себя в геометрической прогрессии. Биджа, подобно маленькому атому, может произвести взрыв, и мало кому придет в голову, что она может обладать огромной разрушительной и созидательной силой. Вся тантра - это секретная наука, она шифрует в биджа-мантрах или в сандхабхаше различные силы, которые Гуру ученику открывает при передачах.