Адеш!
Актуальная тема. С двадашантой, конечно, шутка хорошая, но, как показывают мои наблюдения, пусть даже и техники очень крутые, они вряд ли сделают чище человека, если у него мотивы стоят желать лучшего. Поверьте мне на слово, человеку, объехавшему полмира и посетившему много духовных школ, что самые духовные и светлые люди как раз среди самых обычных людей. Проследите за деятельностью великих святых, которые основали большие духовные направления - они, как правило, вопреки многим общепринятым религиозным законам учили не великих пандитов, не великих эзотериков. Посмотрите на образ Горакшанатха: он принимал людей часто из самых разных каст, включая чандалов, мусульман; Иисус Христос учил самых простых людей; Будда принимал всех, так что брахманам он пришелся не по душе. И я думаю, это все было неслучайно. Во все времена ситуации были одни и те же: в эзотеризм, интеллектуальные богемы, разные формы мистического эксклюзива, как правило, устремляется самый разный сброд и извращенцы (просьба не думать, что я к ним что-то испытываю плохое, это просто констатация факта). Я насмотрелся знающих санскрит, имеющих разные "идейные базы", и среди всего этого обширного количества эзотерических людей вам будет очень непросто встретить даже нескольких человек с открытой душой, которые могут помочь бескорыстно, не ради каких-либо интересов. Вот он - истинный дефицит. Казалось бы, самое простое: элементарная доброта, делание чего-либо без задних мыслей и т.д. - это вам будет очень непросто найти среди так называемых "духовных персонажей". Почему? Потому что в те сферы, которые имеют самую светлую и чистую репутацию, тянутся люди как раз именно противоположные. Когда я жил в Индии и у меня не было денег, я ходил и собирал подаяние, чтобы там выжить. Как вы думаете, кто жертвовал? Самые простые люди, среди них, как правило, не выделялись знатоки санскрита, эзотерики или богатые (это были единичные случаи). При этом я беседовал с самыми разными людьми, и больше всего понимания я увидел среди простых людей. Они простые, в их голове нет хлама, поэтому ум открыт, они легко понимают и легко отвечают исчерпывающе на все вопросы. Я тогда слабо знал язык, и, знаете, происходили чудеса: простые люди меня понимали, и я их; но меня не понимали те, кто знали мой родной язык, более того, друг друга не могут понять философы, говорящие на одном родном языке. Почему? Потому что они не хотят понимать, у них есть уже своя идеология, это не люди, на самом деле, а идеологии, и они никогда не поймут друг друга. Причем, что самое интересное, такого рода люди даже могут учить адвайте, но при этом они готовы стереть с лица земли тех, кто следует двайте. Этот и многие другие факты говорят о том, что адвайты там нет и близко. Как раз недвойственность, как правило, свойственна очень простым людям, тем, у кого есть каруна (милость в отношении других людей); и это состояние естественное, но когда мы говорим слово практика, то у нас сразу возникает образ чего-то крайне серьезного. Практиковать каруну для меня лично звучит несколько забавно, потому что это нормальное, естественное состояние, а практика - это то, что ты продаешь, это торгово-рыночная мотивация, что уже не вяжется с сутью сострадания, которое не может исходить из эгоистического мотива. Там, где эго - там всегда появляется возможность причинить другому вред, из эго.
Мои наблюдения показали, что сложные практики, типа двадашанты, тарака-йоги и т.п., если кому-то и помогают, то, как правило, людям, у которых сознание очищено высшими мотивациями, такого рода практики просто помогают лишь немного направить в правильное русло уже имеющиеся благостные качества. А взращивание благостных качеств присутствует уже в яме и нияме, там же, кстати, и каруна (крипа) как составляющий элемент ниямы. Они - фундамент йоги, и думаю, во всех религиях между ними особой разницы нет, они все весьма похожи.
Насчет суровых подвижников: этот образ появляется у западных людей, вероятно, потому что у них возникает страх, когда они себя представляют в таком образе. Поэтому появляется видимость или, вернее сказать, уже созданный ярлык "суровых аскетов". Я не думаю, что без каких-либо весомых причин те, кого мы видим как "суровых аскетов", приняли бы такую "страшную участь". Мне доводилось много общаться с такого рода баба, какие-то формы тапасьи я совершал и сам, и знаете, эти баба в большинстве своем очень простые и добрые люди. Большие люди и сильные не могут быть маленькими агрессорами или эгоистами, хотя нельзя сказать, что они не являются воинами, но не в том смысле, что они борются с проявленными врагами, а, скорее, с теми испытаниями, которые им устраивает майя. Иногда бывает так, что ты сделал много доброго, а тебе ответили черной неблагодарностью, майя тем самым провоцирует на то, чтобы ты перестал быть простым и бескорыстным, многие говорят, что не надо больше никому помогать, так как это бессмысленно и т.д. Нет, это не бессмысленно, просто смыслы у того, кто это делает, мало кому понятны, помощь другим - это не что-то специальное, как это многие думают, йогин помогает другим просто потому, что такова его природа. Он развивается и, значит, помогает себе, а так как между йогином и брахмандой нет крайнего различия, то он помогает автоматически другим, просто потому что это автоматически происходит. Йогин не распространяет учение, он не проповедник, он сам является этим учением.