Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практические методы концентрации (Дхараны)  (Прочитано 12526 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #15 : Сентябрь 13, 2009, 19:41:35 »

Адеш, Badha!

Скажите пожалуйста, если, скажем, учитывать самые начальные стадии концентрации, не будет ли контрпродуктивным практиковать разные виды дхараны?

То есть, например, я практикую дхарану на бинду - концентрацию на точке, не будет ли вредным "разбавлять" такую практику другими "методами"?

Если уровень практикующего невысокий, и при этом нет реализованного Гуру, с которым есть постоянное общение, и который готов учить, как и ученик готов учиться, то тогда, конечно, одна практика (не по сути, а по форме), которая на данном уровне преобладает в ученике, может вызвать "несовместимость". Поэтому опять же возвращаемся к извечным вопросам отношений источника получения знаний и т.д.
   На высоком уровне опыта и знаний или же при высоком уровне отношений ученика и Гуру (или Деваты) (что, в принципе, уже говорит о непростом уровне, ибо высшая бхакти - тоже непростое состояние), конечно, совмещение реально.
   Был такой мистик Гурджиев, который говорил на вид простые вещи, но они, по сути, были всем тем, что содержится в тантризме и тантрической йоге. Он советовал людям делать простые вещи, но качественно, делать то, что мы считаем освоенным, но на самом деле не освоено глубоко. И он говорил также, что представления о чем-либо могут быть ярлыкообразные и автоматичные. Поэтому можно делать одну практику, но каждый раз по-разному, а иногда можно делать внешне обычные вещи, непохожие вообще на то, что ты в этот момент что-то практикуешь, но при этом в самом содержании может происходить колоссальная трансформация сознания. Таким образом, становятся вполне понятны принципы, описанные, например, в Малини-виджае, о том, как одна таттва отражает противоположную или даже содержит в себе все остальные. Но если мы возьмем на рассмотрение тантризм со всеми его многочисленными тонкостями, то мы можем залезть в сухой интеллектуализм, и от существенной трансформации это может увести, такой подход в принципе противоречит духу мистицизма. Отсюда становятся и поняты такие мистики как Горакшанатх. Если тантра, например, описывает пять пран и их связи с разными уровнями сознания, и вам встречаются интеллектуалы, которые знают о том, что вьяна - это турьятита, а удана - это турья, то это не значит еще того, что человек на практике реализовал турью и утвердился в ней, или турьятиту. Более того, можно даже заметить, что многие из таких людей на практике не прочувствовали связи праны и сознания. Горакшанатх, в таком случае, дает технику, которая просто объединяет прану и сознание, прану и апану - просто, но качественно, ибо при качестве мы можем в простом отследить все самое сложное. Многие практики натховской йоги - это не противоречие тантре, а скорее ее сущностное содержание, доведенное до радикального уровня. Эти практики работают для многих в той или иной степени сразу. С панча-дхараной и бхута-шуддхи - то же самое.
    Все внутренние практики имеют одну основу, но от того, что она одна, она не делается проще. Есть немало современной литературы по йоге (например, Бихарской школы), где даны какие-то практики панча-дхараны, они упрощены, однако для самостоятельной практики в основном достаточны. Если у Вас нет Гуру (я имею ввиду того, который учит, а не просто есть  :016:), то можно пользоваться пока такими источниками, а уже раскрытие ученику их сути (что включает и практический опыт ученика), совмещение одного метода с другим - это возможно только в хорошей школе, где есть нормальный личностный подход. Сами мы не всегда распознаем своих шаблонов в сознании, не настолько чисты можем быть, чтобы сразу увидеть, как один метод может позитивно сочетаться с другим и в чем заключается наивысшая цель такого подхода.  У всего есть цель, без нее средство порой становится заблуждением.
« Последнее редактирование: Сентябрь 14, 2009, 04:00:02 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 138
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #16 : Сентябрь 13, 2009, 20:55:22 »

Сапрема намаскара!
Адеш!
Уважаемый Гуруджи, некоторым образом продолжая вопрос Бадхи,очень хочется выяснить некоторые соответствия,связанные с концентрацией.
В "Виджнянабхайрава тантре","Паратришика виваране" говорится о том,что "расфокусированное" сосредоточение на внешнем пространстве соответствует
сознанию Бхайравы,ввиду его целостности и всеохватности. А чему соответствует точечная концентрация? Как можно описать характер их взаимодействия?
Спасибо,мои поклоны
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #17 : Сентябрь 13, 2009, 21:13:46 »

Джай Шри Маа!
Адеш, Гуруджи

Спасибо большое, Гуруджи, мне нужно серьезно это обдумать.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #18 : Сентябрь 13, 2009, 21:54:41 »

Адеш!
У меня возник вопрос. Если я пропустил и Вы уже отвечали на него, извините за повторение, я пересмотрю ранние темы.
В связи с чем в Аманаска-йоге описывается 7 таттв, они включены чтобы вкратце описать всю систему разворачивания анды и пинды, как в ССП? То есть эти термины в каждом тексте суть своя система интерпретации и одни и теже процессы разным языком описаны в зависимости от принципа Место, Время, Люди?

В целом, да. Многое зависит от того, как делит единую реальность тот или иной мистик, и какую модель мира и микромира он пытается изложить. В Индии есть учение Чарвака, которое признает только пять грубых элементов, есть Санкхья - с 25 элементами, Пуруша-Пракрити, есть Патанджали, где добавляется особый дух Пуруша-вишеша или Ишвара, намного дальше пошли шайвы и шакты, у них 36 таттв, и это не значит, что они противоречат во всем предыдущим. Просто, например, кто-то говорит, что есть Пуруша-вишеша, но объясняет каков Он, с такими его силами самопостижения (иччха, джняна и т.д.) через свое творение (или какой-то аспект себя), кто-то любит жестко разделять, кто-то соединять все воедино, кто-то все сразу одновременно. И все эти учения кажутся противоречивыми, все они имеют между собой разные идейные войны. А что такое война? Война чаще всего сползает на уровень примитива, когда, например, лучшие качества конкурента затуманиваются, а негативные раздуваются, и так получается неверная подача информации о ком-то. Поэтому Горакшанатх рекомендовал подход нейтралитета и беспристрастия: ничего не отрицать, но и не становиться слепым фанатиком. В связи с этим он и другие его последователи учили одной сиддханте в разном ключе: если человек материалист, то ему все равно, какую практику дать можно на основе пяти таттв; если он шайва, то можно объяснить, как с йогой связана иччха, джняна и крийя; если санкхьяик, то дать описание чакр, в которых представлены 25 таттв. Кому-то понятно, что из Брахмана проявилась его Шакти, а из нее - пять элементов, так получается объяснение семи таттв.
   Да, это вы можете и на себе испробовать, если вы человеку, который не в теме, начнете говорить о 36 таттвах и какие между ними есть связи или даже доктрину Горакшанатха в полном виде, то он может не понять, в связи с отсутствием опыта, а если вы ему скажете, (пусть это для интеллектуала и будет полной банальщиной): "Сядьте, сделайте бхастрику, как почувствовали прану, направьте ее в позвоночник и отследите, появляется ли особое состояние там", - то это уже хоть что-то. То же самое с элементами: кому-то непонятно, что такое Шакти и непонятно, что такое Брахман, кому-то нужно нечто, чтобы от этого оттолкнуться к другому восприятию. Поэтому все тексты по йоге разные, они действительно были написаны для какой-то определенной среды и это, конечно, учитывать нужно. Собственно, потому разные пантхи (направления) и возникли, но сиддханта у них одна, просто разные цари, ставшие учениками Горакшанатха, после утверждения в йоге выбрали свой подход, как ее лучше преподнести ученикам.
« Последнее редактирование: Сентябрь 14, 2009, 04:00:51 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #19 : Сентябрь 13, 2009, 22:06:28 »

Адеш!

В "Виджнянабхайрава тантре","Паратришика виваране" говорится о том,что "расфокусированное" сосредоточение на внешнем пространстве соответствует
сознанию Бхайравы,ввиду его целостности и всеохватности. А чему соответствует точечная концентрация? Как можно описать характер их взаимодействия?

Это - сукшма (тончайшая, или наименьшая) дхьяна. Есть несколько видов такой практики: первое, что я мог бы упомянуть - это практики, связанные со звуковой вибрацией. Над всеми акшарами есть точка (бинду) как символ источника, из которого проявляется любая сила и в котором они все растворяются. Поэтому бинду - это то, что имеет прямое отношение к Лайя-йоге, к процессу растворения. Нельзя сказать, что бинду только где-то, она повсюду распространяется в равной степени, бинду - символ равновесия. Утрата равновесия - это "потеря бинду". 
Бинду также называют маха-анубхаву - состояние максимального переживания духовного опыта.

« Последнее редактирование: Сентябрь 14, 2009, 04:01:28 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Abhayanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 92
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #20 : Сентябрь 13, 2009, 22:55:48 »

Джайя Шива Горакша!
Адеш, Гуруджи.
Спасибо за пояснение.
Записан

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #21 : Сентябрь 14, 2009, 08:56:46 »

 Адеш!
Большое спасибо Гуруджи за содержательный, вдохновляющий ответ!
Записан

Сергей

  • *
  • Сообщений: 8
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #22 : Ноябрь 09, 2009, 19:49:33 »

Адеш!
Благодарю badha за создание и освещение данной темы!
Благодарю Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа  за содержательные ответы!
Много нашел для себя полезного!
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #23 : Ноябрь 09, 2009, 20:52:41 »

Адеш!

Спасибо, но все благодарности стоит адресовать Гуруджи.
Рад, что Вы нашли для себя полезную информацию.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #24 : Ноябрь 10, 2009, 11:35:42 »

Джая Шива Горакшанатх!
Джая Гуру Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо большое всем, тема очень актуальная.
Интересно, насколько вырьирует необходимость выполнения тех или иных практик (по времени) от индивидуальных особенностей? Например, человек практикует метод, допустим, 30 мин. Стоит ли прекращать, если появляются беспокойства, расфокусировка внимания и т. Является ли это время (появления беспокойств)  текущей границей возможностей в регулярной практике? Или наоборот, метод теряется в рутинном состоянии или прекращает действовать. Стоит ли продолжать выполнять его или переключиться (временно) на другие практики?  Случаи разные могут быть - человек зациклился на чем-то, или не чувствует сути метода или нет терпения...
Записан