Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практические методы концентрации (Дхараны)  (Прочитано 12466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi

Адеш!
Джайя Гуру Горакшанатх
Джайя Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!
Сапрема Намаскара!

Гуруджи, примите мои поклоны.
Буду признателен, надеюсь, что не один я, если  будет Ваша милость рассказать нам о практических методах концентрации вообще, и используемых в Натха Сампрадае в частности.

Существует ли понятие ниргуна сагуна дхараны? то есть с и без объекта концентрации? Является ли концентрация на Горакшнатхе ниргуна дхараной?

Если ли смысл концентрироваться на атрибутах Господа, таких как Тришула, Дамару, Сударшана чакра и других?

Допускается ли использование викальп (фантазирования) для усиление эффекта концентрации или это помрачение? (Знаете есть песня такая use your illusion я в этом смысле)

Я знаю поговорку о том, что один дурак может назадавать столько вопросов, что много мудрецов устанут отвечать, но все же надеюсь на Вашу милось.

Примите мои поклоны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
   Да, конечно, есть разные уровни дхараны. Согласно Горакшанатху, дхарана - это удержание своего единства с объектом. Существует дхарана на Вишварупу (форма Божества, как безграничная Вселенная), существует также сагуна и ниргуна дхарана. Ниргуна-дхарану можно практиковать, начиная с бхрамари пранаямы, постепенно растворяя ум в спандане (вибрации), есть разные виды практики. Дхьяна на анахата-нада также в какой-то степени имеет отношение к ниргуна-дхаране, в такой практике есть свои ступени. Но обычно надо начинать с сагуна, с медитации на мурти, потом медитировать на бхаву, полученную от сосредоточения на Божестве, можно концентрироваться на пике этого состояния, превращая его в бинду, который проводишь сквозь чакры и элементы. Постепенно учиться переводить медитацию в сукшма-дхьяну, а затем в ниргуна.
   Есть также практики сосредоточения на адхарах: вы, скользя снизу вверх, перемещаете внимание вдоль всего тела, потом обратно, пока не достигнете состояния абстрагирования и некоего парения, легкости, после чего спонтанно наступает пратьяхара. Ну и еще, надо понять, что такие разделы практики как дхарана, дхьяна, пратьяхара, согласно многим тантрам и упанишадам, не являются строго фиксированными.
   Что касается Горакшанатха, вы можете концентрироваться на его мурти, потом перейти из стхула-дхьяны в джьотир-бхавану и сукшма-дхьяну. Есть техники дхьяны на Гуру, когда вы через него способны воспринимать энергии брахманды, Горакшанатх - это и есть брахманда.
   Практик есть очень много, главное - понять их цели и правильные методы выполнения. Реально для регулярной нормальной практики достаточно несколько хороших методов, которые подходят именно для вас. Так-то они все ведут к одному состоянию, которое связывает все методы в нечто одно.
« Последнее редактирование: Март 24, 2009, 19:25:37 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi

Адеш!
Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Большое спасибо за Ваш ответ.
Мне следует внимательно его изучить и многое обдумать

Мне "подходит" растворять сознание и чувства в окружающем во время концентрации. Удивительно, что вместе с растворением. появляется ощущение глубины и "вездеприсутствия". Аффект, конечно, но ощущения приятные.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи!
Не могу снова не восхититься Вашему ответу!
Но у меня, всвязи с этой темой, к Вам, если возможно, есть несколько очень важных вопросов. Собственно, это и есть вопросы по двадашанте.
"Есть также практики сосредоточения на адхарах: вы, скользя снизу вверх, перемещаете внимание вдоль всего тела, потом обратно, пока не достигнете состояния абстрагирования и некоего парения, легкости, после чего спонтанно наступает пратьяхара."

Скажите, пожалуйста, адекватно именно и только такое исполнение данного метода? Или же возможно прохождение с концентрацией по всем (основным, значимым) центрам снизу вверх, начиная с Муладхары, и до самого верха, до Унманы, и Унманой же и заканчивая? (В этом случае подразумевается возможность многократного (неоднократного) совершения анологичных циклов).

Скажите, пожалуйста, возможно ли адекватное применение данного метода, если в качестве нижней точки концентрации выбирается сердечный центр (Анахата)?

Скажите, пожалуйста, возможно ли адекватное применение данного метода, если в качестве нижней точки концентрации выбирается Трикута (Аджна)?

Верно ли я понимаю, что относительный уровень (проекция в область физического пространства) верхней границы нашего "светящегося кокона", (как, по свидетельствам некоторых "видящих" выглядит в энергетических полях человеческое существо), расположен где-то примерно на уровне кончиков пальцев, вытянутых вертикально вверх, рук человека?

Правильно ли я понимаю, что высший центр, коим является Унмана, расположен где-то на границе нашего "светящегося кокона", отделяющего "содержимое" человеческого существа - от внешних просторов (пространства), материи, и полей Вселенной?

Верно ли, что проекция в область физического пространства имманентного человеческому существу высшего центра - Унмана - расположена как раз именно там, на пересечении вертикальной оси, проходящей сквозь тело человека, и "светящегося кокона", нашей имманентной оболочки, и это "место встречи" - как раз и находится где-то на уровне кончиков пвльцев рук, вытянутых вертикально вверх?

Скажите, пожалуйста, Унманой, вероятно, и заканчиваются, свойственные человеческому существу тонкие (психо)-энергетические центры?

Скажите, пожалуйста, над Унманой, (за границами верхней части оболочки "светящегося кокона") - не существует более тонкоматериальных (энергетических) центров, соотносящихся (соотносимых) с человеком?

Скажите, пожалуйста, что означает (представляет из себя) (или кто это) - некий светящийся шар, расположенный невыразимо, бесконечно высоко в зените над макушкой головы - который можно иногда наблюдать в медитациях?

(Усилием воли ограничу себя от продолжения изложения задаваемых вопросов, надо же и честь знать). (Извините, что вопросов так много, я не знаю, что делать, все они насущны, но кто, кроме Вас, способен на них ответить?...)

"Практик есть очень много, главное - понять их цели и правильные методы выполнения. Реально для регулярной нормальной практики достаточно несколько хороших методов, которые подходят именно для вас. Так-то они все ведут к одному состоянию, которое связывает все методы в нечто одно."
Воистину, это могло бы стать девизом для практикующих!

Огромное спасибо Вам за все!
С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!

Мне "подходит" растворять сознание и чувства в окружающем во время концентрации. Удивительно, что вместе с растворением. появляется ощущение глубины и "вездеприсутствия". Аффект, конечно, но ощущения приятные.

Так вам сама природа подсказывает правильный подход, на самом деле, практика одна и она имеет много вариаций, я могу объяснить единый принцип, по которому работают все йогические техники и каждую в частности. Абсолют внутри, Абсолют снаружи, Абсолют во всем, и три лакшьи на самом деле одна. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сапрема наскара!
Виктору ответ:

Цитировать
Скажите, пожалуйста, адекватно именно и только такое исполнение данного метода? Или же возможно прохождение с концентрацией по всем (основным, значимым) центрам снизу вверх, начиная с Муладхары, и до самого верха, до Унманы, и Унманой же и заканчивая? (В этом случае подразумевается возможность многократного (неоднократного) совершения анологичных циклов).

Я немного о другой практике говорил, есть адхары по Горакшанатху, которые все находятся в теле, хотя они имеют отношение и к двадашанте. Эти все системы примерно как и люди, живущие на разных материках, с разным цветом кожи, с разными глазами, но у всех человеческие тела.

Цитировать
Скажите, пожалуйста, возможно ли адекватное применение данного метода, если в качестве нижней точки концентрации выбирается сердечный центр (Анахата)?

Можно, это один из вариантов, кто-то пронзает три грантхи и потом идет вверх по двадашанте, а кто-то к этому идет через «шат-чакра-бхеду» (пронзая чакры), затем также поднимает сознание вверх. 

Цитировать
Скажите, пожалуйста, возможно ли адекватное применение данного метода, если в качестве нижней точки концентрации выбирается Трикута (Аджна)?

Можно. Потому что трикута - это интегрированная сфера трех бинду и в виде одной.


Цитировать
Верно ли я понимаю, что относительный уровень (проекция в область физического пространства) верхней границы нашего "светящегося кокона", (как, по свидетельствам некоторых "видящих" выглядит в энергетических полях человеческое существо), расположен где-то примерно на уровне кончиков пальцев, вытянутых вертикально вверх, рук человека?

Это посложней, потому что все эти сферы: вьяпика, самана, унмани - очень тонкие сферы, трансцендентные, поэтому о точности расстояний говорить непросто. Но не столь принципиально, когда вы практикуете; сомневаюсь, что, ориентируясь на раскрываемые состояния, вы их будете отмерять двенадцатью пальцами. Это - просто символы.

Цитировать
Правильно ли я понимаю, что высший центр, коим является Унмана, расположен где-то на границе нашего "светящегося кокона", отделяющего "содержимое" человеческого существа - от внешних просторов (пространства), материи, и полей Вселенной?

Когда вы практикуете шатчакра-бхеду, вы интегрируете в теле все энергии, которые являются отображением всех структур Вселенной, как бы их не определяли те или иные секты. Одним словом, упорядоченное состояние микрокосма позволяет адекватно воспринимать макрокосмическую сферу. Микрокосмическая - на начальном этапе важнее, потому что без ее баланса ваше восприятие внешних энергий может привести к разрушительным влияниям из вне. Поэтому все системы йоги, как правило, направлены в первую очередь на личностное очищение, т.е. мантра, хатха, лайя и другие йоги. Для простого человека воспринять внешний мир, не проваливаясь в какие-либо сферы, и воспринимать всю картину мира целиком, - не так-то и просто, поэтому, не будучи подготовленным, он может попасть под внешний разнос. Такое бывает со многими йогами, которые практикуют сами «методом тыка», с экстрасенсами, которые как дети - им открылся новый мир, и они в нем вытворяют все, что только могут на определенном этапе, пока им эту тенденцию не приостанавливает природа. Т.е. полей Вселенной много, не случайно их в индуизме считают еще и майей, и на самом деле, благо - то, что они не открыты тем, кому они реально не нужны. Это примерно так же, как детям дают игрушечное оружие для игры, чтобы ребенок чувствовал, что это - нечто настоящее; если ему дать настоящее оружие, произойдет неприятность. То же самое и с энергиями Вселенной.
  В свое время я очень хотел поднять Кундалини не на уровне покалываний и картинок, а на уровне обретения восьми сиддх. Для этого я интенсивно делал пранаяму, потом бандхи и мудры, через какое-то время начали происходить необычные вещи, которых я не ожидал. Когда о чем-то читаешь в книгах и думаешь, что все так просто и ты все хорошо понял, вдруг открывается такое, по сравнению с чем все книги - пустой хлам, и ты оказываешься в полной прострации. Я не хочу рассказывать все подробно, это не интриганство, просто толку от рассказов все равно не будет ни говорящему, ни слушающему, это - дело личного опыта. Так вот, я тогда забыл про все то, что меня окружало, не говоря о книжной информации, которая совсем отошла на последний план. Сейчас, когда я прочитал обо всем этом в тантрах, услышал от знающих людей, я понял, что такие вещи могут происходить сами по себе. Ведь тогда я не знал ничего, жил в глухом месте, и все, что у меня было, это несколько книг по йоге и готовность посвятить при необходимости все время практике для достижения того, о чем было написано в текстах. Никакие Гуру тогда мне не давали упадеш. Что самое интересно, впоследствии я встретил людей, у которых не было недостатка в информации, и эта информация соответствовала моему опыту, но люди, которые ее знали на уровне прочитанного, сами не врубались, о чем они говорят. Некоторым моим Учителям очень нравилось рассказывать мне про чакры, Кундалини, потому что они, как я заметил, чувствовали во время своих рассказов, как я без каких-либо стараний проявлял все эти энергии просто так. Они сами для себя многое открывали в сфере тех техник, которые, как им казалось, они хорошо знают.
  Но хочу вам сказать, в этот самый свет Вселенной я не стал тогда уходить полностью. Потому что понял, это не просто смерть, а полное разрушение всего меня. В дальнейшем события, которые стали происходить в моей жизни, очень разные и жесткие, я воспринимал как мелочь по сравнению с тем, что могло быть, поэтому тот опыт оставил для подходящей ситуации. Это как раз такой случай, когда спешка ни к чему.
    Если вас интересует мое мнение, основанное на опыте, а не книжное, то я вам скажу: конечно, есть практики восходящей и нисходящей силы, их можно практиковать с разным погружением или же более поверхностно. Второй вариант лучше. То, что говорят многие о подъеме Кундалини к сфере сахасрары и о достижении полного просветления, такое, конечно, возможно, это один из путей, но он не так прост, как многие говорят. Если бы я не реализовал сам такой подход, может быть, сейчас, как и все «тантрики», я бы посмеивался над простотой системы Горакшанатха, восхваляя всякие ароханы-авароханы, структуры бимбы-пратибимбы, Малини, как предел всего. Но и то «простое», что дал Горакшанатх, на самом деле, куда сложнее, чем кажется.


Цитировать
Верно ли, что проекция в область физического пространства имманентного человеческому существу высшего центра - Унмана - расположена как раз именно там, на пересечении вертикальной оси, проходящей сквозь тело человека, и "светящегося кокона", нашей имманентной оболочки, и это "место встречи" - как раз и находится где-то на уровне кончиков пальцев рук, вытянутых вертикально вверх?
 

Почти так. Как я уже сказал ранее, дело не в кончиках пальцев. Там происходит возврат к изначальному единству себя и Вселенной, а что это такое, вот это объяснить очень нелегко. Если только для работников МГУ, выучивших санскрит и способных прочитать шастры, типа: «В той сфере йог, как Атман и Параматман, а также Пинда и Парапинда, становится одним целым и мир для йога становится прекрасным».   :05: Просто раскрыть сахасрару, и что Вам еще надо?  :05: Мне это напомнило фразу некоторых «преданных Господа»: «Господи, нам не нужно ничего в этом обыденном мире, нам не нужны даже все сиддхи, которые ты даруешь, нам не нужна даже мокша (пара пустяков) :05:, все что нужно, это жить в твоей обители». Скромное желание, если не вдумываться, не правда ли? Если перефразировать: «Бог, не надо нам ничего отдельно, давай лучше все сразу».
    Однако как бы то ни было, эти точки в энергетической структуре человека есть, изучать методики, с ними связанные, нужно.

Цитировать
Скажите, пожалуйста, Унманой, вероятно, и заканчиваются, свойственные человеческому существу тонкие (психо)-энергетические центры?


В общем-то да. Кто-то, правда, еще упоминает Маха-бинду, а унману как трон Бхайравы и Бхайрави, это обозначение трансцендентного опыта. Есть его определения в натховских шастрах, хотя в основном описывают как то, что невозможно описать, Ниджа-шакти, Кубджика и т.д.

Цитировать
Скажите, пожалуйста, над Унманой, (за границами верхней части оболочки "светящегося кокона") - не существует более тонкоматериальных (энергетических) центров, соотносящихся (соотносимых) с человеком?

Там три Бхайравы и три Богини: Пара, Парапара и Апара.

Цитировать
Скажите, пожалуйста, что означает (представляет из себя) (или кто это) - некий светящийся шар, расположенный невыразимо, бесконечно высоко в зените над макушкой головы - который можно иногда наблюдать в медитациях?

Маха-бинду. А что, многие его наблюдают?
« Последнее редактирование: Март 27, 2009, 14:22:50 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388

         Адеш,Гуруджи!


  Огромное спасибо ! Да,благодаря Вам который раз осознаю,что пока все эти переживания не стали личным опытом..Есть опасность того,что "осведомленность не только не поможет вам,но и создаст в вас еще большее замешательство.Чем больше человек эрудирован,тем в большем он замешательстве."Ошо
  Узнать изнутри.Сказать легко..
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru

Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш!

Спасибо, Гуруджи за ответы. Мне тоже было интересно, что это за светящийся шар такой высоко вверху  :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Можно сказать, и шар, и точка, и кольцевидная сила - кто как ощущает. Но в принципе, в Кубджика-тантрах и в Трике об этом есть информация.
« Последнее редактирование: Март 26, 2009, 16:07:25 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi

Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш!
Джайя Гуру Горакшанатха Йоги!
Джайя Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Гуруджи, благодарю Вас за ответ.
Что мне особенно нравится в Ваших ответах, так это то, что они не расслабляют, а воодушевляют на практику и дальнейшее постижение!
Примите мои поклоны.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #10 : Апрель 22, 2009, 00:59:40 »

Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи!
Большое спасибо Вам за глубочайший и развернутый ответ по двадашанте, Маха Бинду, и упоминание о практиках восходящей и нисходящей силы! - (второй метод ранее не встречался мне нигде в распространенной литературе по Йоге)!
С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #11 : Сентябрь 11, 2009, 12:21:30 »

Джайя Шива Горакшанатха!

Адеш, Гуруджи.

Гуруджи, примите мои поклоны.
Расскажите пожалуйста о Панчадхаране
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #12 : Сентябрь 12, 2009, 23:24:56 »

Адеш!

Панчадхарана - это практика, при которой прана и сознание (Кундалини) направляются на пять первичных материальных элементов, посредством чего йогин может ими управлять. Однако эти элементы очень сложно описать с помощью современной науки, они не физические, как это существует в обычном понимании людей, а метафизические. Наука постоянно открывает что-то новое, количество химических элементов меняется время от времени, мы не знаем, что ученые откроют, например, лет через 200, следовательно, в каком-то смысле их знание конкретное, но в то же время имеет свои пространственно-временные ограничения. Что касается пяти элементов, с точки зрения санкхьи, йоги, тантры, натхизма - они неизменны на протяжении многих веков. Это, скорее, некие принципы, потому их и называют таттвами т.е. буквально - "сутью", которые существуют всегда в этом мире.

Концентрация на элементах приводит к тому, что вы становитесь способны чувствовать в полной мере каждую такую суть материального бытия, а также познавать недвойственное состояние не только на духовном уровне, но и на физическом со всей Вселенной. Достичь гармонии, живя с этим миром, находясь в нем. В обычном состоянии человек является игрушкой в руках самых разных сил этой Вселенной, йогин же перестает быть пассивным бессознательным материалом этих сил посредством контроля их проявления в своем теле. Панчадхарана - это как раз одна из практик, которая позволяет прийти к такому контролю.
     
Вся Вселенная проявилась из шабды, который и есть Кундалини-шакти и тот аспект проявленной Вселенной, который является пятью таттвами, имеет свои звуковые градации, это биджа-мантры, такие как ЛАМ, ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ. Каждый из элементов имеет свой цвет и янтру, которые нужно представлять во время практики, сосредотачиваясь также на ментальном повторении соответствующей биджа-мантры.  Когда сознание Чит-шакти (Кундалини) поглотит определенный элемент, оно, взяв его силы, может растворить более грубый элемент в более тонком. При высшем уровне освоения такой садханы можно стать способным также из тонкого проявлять более грубые элементы.
       
В тантризме есть такая практика бхута-шуддхи, но это - процесс растворения старого сознания восприятия таттв и, далее, обратное воссоздание тех же таттв заново. В йоге подход несколько иной: йогин понимает, что все эти растворения и поглощения, которые существуют в тантре, есть не что иное, как процессы в индивидуальном сознании, и очищение происходит не так быстро, все равно пройдет немало времени. Поэтому йог сразу может на каждой таттве сосредотачиваться подолгу с целью сразу получить максимальный результат от практики, связанной с разными таттвами. Одним словом, йогин поступает экономно, сразу видя присутствие Брахмана в физическом проявлении, тантрики следуют в целом по такому же принципу, но технологически все иначе.
« Последнее редактирование: Сентябрь 13, 2009, 07:00:50 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #13 : Сентябрь 13, 2009, 01:13:57 »

Адеш, Гуруджи

Большое спасибо.

Скажите пожалуйста, если, скажем, учитывать самые начальные стадии концентрации, не будет ли контрпродуктивным практиковать разные виды дхараны?

То есть, например, я практикую дхарану на бинду - концентрацию на точке, не будет ли вредным "разбавлять" такую практику другими "методами"?

Спасибо, примите мои поклоны.
Записан

Abhayanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 92
Re: Практические методы концентрации (Дхараны)
« Ответ #14 : Сентябрь 13, 2009, 02:18:01 »

Адеш, Гурудев!
Большое спасибо за разъяснение. Такая мысль и аналогия насчет тантры и йоги долго зрела, а Вы eе прекрасно оформили.
У меня возник вопрос. Если я пропустил и Вы уже отвечали на него, извините за повторение, я пересмотрю ранние темы.
В связи с чем в Аманаска-йоге описывается 7 таттв, они включены чтобы вкратце описать всю систему разворачивания анды и пинды, как в ССП? То есть эти термины в каждом тексте суть своя система интерпретации и одни и теже процессы разным языком описаны в зависимости от принципа Место, Время, Люди?
« Последнее редактирование: Сентябрь 13, 2009, 02:53:44 от Abhaya »
Записан