Ошо внешне был слишком противоречивой личностью, впрочем, это - обоснованный подход, если учесть тот факт, что сами тантры - очень разные, они и создавались, очевидно, по причине реализации высших духовных принципов в этом противоречивом мире. Вообще, тантра хоть и предназначена для раскрытия основных духовных идеалов в обыденной реальности, кажущихся простыми на первый взгляд, тем не менее, это очень непростая система садхан, которую в более-менее адекватном виде могут понимать далеко не все. Поэтому, как я вижу ситуацию с Ошо, он просто взял основные подходы тантры, которые сам, вероятно, понимал, и преподнес их для простых людей так, как мог, и в том виде, в каком их могли воспринять обычные люди. Сам я лично не могу довольствоваться той подачей тантры, которая у Ошо, но многие ли могут подобно мне делать разные регулярные дисциплины, хотя бы тех тантрических садхан, которые у натхов? Мой личный опыт показывает, что нет. Нужно, чтобы их хотя бы немного понимали, поэтому я даю для большинства минимум из того, что могу; для кого-то же могу объяснить больше тонкостей регулярной садханы.
Поводов у натхов для конфликтов с такими, как Ошо, нет по той причине, что, как ни странно, хоть и винят его в асуризме, однако у Ошо на самом деле нет никакого матерого асуризма. Он слишком неоднозначен для того, чтобы кому-то причинить реальный вред. Из своего опыта распространения традиции на территории СНГ я могу привести конкретные примеры вредительства тех, кто себя называют йогами или тантриками. Но так как я занимаюсь социальной деятельностью, то оно и понятно, что должны быть те, кто будет мне активно вредить. Вот, пожалуйста, как только ученики повесили рекламу о моих программах, так сразу же последовали активные рассылки писем в разные города от возглавляющих один из крупных йога-центров в Москве, направленные на то, чтобы ко мне никто не шел. Хотя это бесполезно, люди все равно пойдут. Написали кучи писем с клеветой, и это типа "порядочные йоги", которые тоже любят "традиционность". Ради денег и власти никто и никогда не будет смотреть, чему ты учишь, даже если и аутентичной традиции; те, кто хотят всех загрести под себя и сделать своими придатками, не станут смотреть на то, чему ты обучаешь, да хоть ты тысячу раз традиционный - они все равно будут заниматься вредительством. Поэтому хоть и говорят, что у них какие-то могут быть идейные расхождения, что у них йога адекватная, а у кого-то - нет, дело не в этом. Там, где присутствует желание социальной власти, сгребания денег с широких масс людей, там, поверьте, просто нет дела до рассмотрения йоги на уровне духовных концепций. Они обвинят, оклеветают, все извратят, окрестят сектами всех, кто им не подходит, хотя сами, по своей схеме поведения, есть ни что иное, как самая настоящая тоталитарная секта. "Не то виденье тантры" - это лишь один из возможных поводов для разжигания войн, и те, кто хотят войны, они ее получат. А те, кто ищут йогу, тантру и т.д., те рано или поздно перестают ее искать в обществе таких людей, просто потому, что они уже видят, что это общество и все, что с ним связано, - коммерческая, попсовая, политическая и прочая "мышиная возня". Просто потому, что будь-то тантра или йога - это создано как раз для того, чтобы оставить весь этот дешевый мусор. Йога - это постепенный уход от ординарности существования, а кто делает йогу и тантру, которая наоборот, под разными "соусами" подает именно поверхностно примитивные пути. А что для этого надо? Совсем немного, просто взять полуработающие техники и заявить, что в них вся суть, а остальное - шиза и сектантство, однако хочу заметить - для коммерческого бренда все же используется термин "традиция", "аутентичная тантра", "классическая йога". Что в этом классического и традиционного? Ничего. Тогда спрашивается: ребята, на каких таких основаниях вы пинаете Ошо? Кто его критики? Кто они как традиция? Так вот, как не странно, сами настоящие традиционные садху никогда подобными активностями заниматься не станут. Даже взять хотя бы видных политиков в Натха-сампрадае. Да, они могут спокойно сказать, что Ошо учит не тому, чему они, но никто никогда из представителей традиции не занимается травлей других направлений, неважно каких - ортодоксальных или неортодоксальных. Это просто не входит в задачи традиции. А чем занимаются политиканы крупных денежных организаций - это уже другая ситуация.
В Индии натхи могут просто идти по улице, и они не отличат, где люди от Ошо, а где еще откуда-то, это два разных мира, которые существуют параллельно друг другу и почти никак вообще не соприкасаются. Натховская традиция так грамотно построена, что она - другая мерность по отношению ко всему тому духовному социуму, который повсюду. В ней нет смысла посвящаться тому, кто страдает разного рода человеческими помешательствами, для них в других направлениях есть куда более лучшие альтернативы. Даже если кому-то и дадут, например, аугхарскую дикшу, то человек, не следуя йоге как духовной системе, ничего не поймет и постепенно отколется, сам того не замечая, так ничего и не поняв. Его просто затащат к себе другие сферы. Я могут много рассказать о том, как такие вещи происходят и почему. И именно это знать ох как не помешало бы. Все остальное: тантры, янтры, мантры, крийи, пранаямы, мудры и т.п. - может стать проводником всего того, о чем я написал выше, т.е. совершенно пустым хламом. Это все можно изобретать, мусолить, переделывать, подделывать, создавать товар для потребителей, но это все ничего, в сущности, не изменит. Все это не йога, и натхам до этого просто нет никакого дела. В общем-то, все сказанное не совсем только мое лично виденье, это все то, с чем я соприкоснулся как в Индии, живя среди натхов, так и в России, видя ее реалии, а главное, на этот счет очень верно сказано в "Сиддха-сиддханта паддхати", в шестой части. Сейчас я уверен, что Горакшанатх все излагал без малейшей ошибки, именно поэтому моя вера в учение, видя ему реальные подтверждения, стала еще крепче. Признаться, для меня такие личности, как Раджниш, - не деструктивные, он - божий одуванчик, потому что честен, в отличие от асурических личностей, которые прикрываются аутентичными школами, хоть и безграмотно, но все же многие люди им просто автоматически верят, не задумываясь, что за продукт им подсовывают. Так что Раджниш как раз безопасен. Сейчас вообще такое время, когда самое опасное заворачивается в очень, на вид, безобидные и "адекватные" формы. Одним словом, я советую ознакомиться с тем материалом, который уже мы выпустили о традиции натхов, и который в скором времени будет еще издан, там очень хорошо описано, как натхи относятся к другим истинным учениям или даже не истинным. Надо учиться быть нейтральными, это, конечно, великое искусство, оно поначалу кажется простым, и даже не связанным с йогой, однако, именно оно и есть экзамен по йоге, устраиваемый самой жизнью. И с этим экзаменом никакие титулы и бумаги точно не сравнятся. Надо просто оставить все "измы", оставить все пристанища в этом мире, только Садгуру - единственное, что здесь имеет ценность, остальное все для йогина бессмысленно.