раз уж пошло такое дело, то вот
сонник
ДЖАГАДДЕВА
«ВОЛШЕБНОЕ СОКРОВИЩЕ СНОВИДЕНИЙ»
перевод с санскрита А.Я.Сыркина
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
1. Слава богине Сарасвати, чьей милостью зримы изо дня в день эта три мира, словно осиянные мудрецами!
2. Я вкратце изложу собранные воедино благоприятные И неблагоприятные свойства сновидений, некогда переданные по частям мудрецами.
3. Кто наслаждается добродетелью, здоров, стоек в помыслах, владеет чувствами, сострадателен, тому обычно сновидение доставляет [наяву] предмет желаний.
4. Существует девять источников сновидения: услышанное, пережитое, увиденное, соответствующее [собственной природе], забота, нарушение естественного состояния, боги, заслуги, грехи.
5. Первые шесть из них, [кажутся ли они] счастливыми или несчастливыми, бесплодны, последние же три указывают на благоприятное или неблагоприятное в близком будущем.
6. Разумному следует знать, что сновидение, явившееся днем, часто повторяющееся, а также рассказанное [перед этим сном спящему], вызванное тревогой или болезнью и еще — череда сменяющих друг друга снов, бесплодны.
7. Сновидение, суть и причина которого утеряны, долгое или же слишком краткое, увиденный и позабытый образ — приносят какой-нибудь результат по истечении долгого времени.
8. Сновидение, происшедшее от сладострастия, веселья, гнева, печали, напряжения, отвращения, страха, изумления, вызванное голодом, жаждой, [потребностью облегчиться] от мочи или кала — обманчиво.
9. Тот, в чьем характере [преобладает] «флегма», в сновидении постоянно забавляется в чистой воде и все время видит других существ, обитающих в воде, водянистых.
10. Он видит жемчуг, зеленую лужайку, кувшин, коралловую драгоценность, водоем с шайвалой, тучи, льющийся дождь, патоку, куски [сахара], простоквашу, молоко.
11. Тот, в ком [преобладает] «желчь», видит в сновидении очень сильно пылающее пламя, яркий блеск звезд, громовых стрел, искр, молний.
12. Он ощущает сильный гнев, видит разгневанных существ — красных, желтых, синих и других; совершает действия, сопряженные с насилием.
13. Тот, в ком преобладает «ветер», видит в сновидении птиц, летящих в небе, бегство издалека, а также — заботу, спор, ссору и прочее.
14. Он поднимается в сновидении на пик горной вершины, а также — на дом, на высокое пальмировое дерево; совершает прыжки и идет вдаль.
15. Сновидение, увиденное в первую ночную стражу, исполняется в течение года; в течение половины года исполняется увиденное во вторую стражу ночи.
16. В течение трех месяцев определенно исполняется у людей [увиденное] в третью стражу ночи; в течение одного месяца [исполняется] сновидение, увиденное в четвертую стражу.
17. Сновидение, увиденное в последние две гхатики ночи, обязательно исполняется в течение десяти дней, [сновидение] на восходе солнца исполняется в тот же день.
18. Если, увидев благоприятное сновидение, будут спать [дальше], то оно не исполнится. Пусть же благоразумный проводит [оставшуюся часть] ночи в восхвалениях и хвалах солнцу.
18а. Совершив утром омовение, усердно почтив наставника и направившись с плодами и цветами в руках к дваждырожденным, пусть он поведает [о своем сновидении] божественным жрецам.
19. Позаботившись о почитании богов и наставников, совершив пятикратное поклонение, пусть, не забыв [взять] в руки плоды, он расскажет утром [о своем сновидении людям со] зрелым рассудком.
19а. Человек, который имеет обычай засыпать, поразмыслив о Хари, Харе, Виранчи, Сурье и о чистых местах паломничества, начиная с Ранги, никогда не получает дурного сновидения.
20 Кто, увидев сначала в сновидении нежеланное, видит затем благоприятное, тот получает хороший результат от этого [последнего]; соответствующего [результата] следует ожидать и при нежеланном [сновидении, сменившем желанное].
21. Кто увидит нежеланное сновидение, пусть снова уснет, будь то даже в конце ночи, и ни при каких обстоятельствах не рассказывает [о нем — тогда] он не получит от него ничего [дурного].
22. Кто, поднявшись утром, тщательно поразмыслит о солнце и [прочтет] мантру с пятикратным поклонением, тот сделает недействительным это [сновидение].
23. Пусть он совершит почитание и прочие обряды перед богами и наставниками и по мере своих сил предастся подвижничеству — у добродетельных дурное сновидение всегда становится добрым сновидением.
24. Когда спят, помянув богов и наставников, произнеся имена благих мест паломничества и мудрецов, то никогда не получают дурного сновидения.
25. Кто в сновидении движется, взойдя на повозку, запряженную людьми, львами, конями, слонами, быками, коровами, тот становится царем.
26. Кого в правую руку кусает белая змея, тот в течение пяти дней получает тысячу золотых.
27. Кому в сновидении внезапно отрезают голову иди кто сам [ее себе] отрезает, тот обретает потомство и владычество, каким бы он ни был человеком.
28. Когда мужчине отрезают детородный член, он получает успех у женщин; когда женщине отрезают детородные части, она получает ту же участь от мужчин.
29. Кому кто-нибудь или кто сам себе в сновидении отрезает язык ножом, тот человек, если он кшатрий, становится царем; иначе же — повелителем над отдельным [родом].
30. Кто, взойдя на белого слона, поедает рис на берегу реки, тот овладевает всей землей, будет добродетелен и богат, даже если он лишен знатности.
31. Человек, который целиком поглощает диск солнца или луны, даже если он беден, непременно овладевает землей вместе с золотом и морями.
32. Человек, который в сновидении вволю насыщается сырым мясом [другого] человека или же собственным, обретает потомство и царскую власть.
33. Кто, вкусив [пищу] на верху дворца или горы, переправляется через бездонный океан, тот, даже если он рожден рабыней, становится владыкой.
34. Человек, который, не испытывая отвращения, желает съесть рвоту или кал или же видит, как [он сам] обмазывается ими, получает
35. Кто поедает человеческую голову, ногу или руку, тот [получает] с того дня тысячу золотых и постепенно достигает царской власти.
36. Кто постоянно вкушает, видит или получает хмельное питье или свежее мясо или же обмазывает ими члены, у того возрастает богатство.
37. Кто, не испытывая неприятного, пьет мочу, сперму или кровь, видит [их] и обмазывается [ими], у того бывает благополучие.
38. Кто восседая на лотосовом листе посреди пруда, поедает рис, сваренный в молоке с очищенным маслом или сахаром, тот становится почитаемым и достигает царской власти.
39. Кто в сновидении поедает или видит красные плоды или цветы, - срезает или получает [их], в дом к тому непременно тотчас же приходит Лакшми.
40. Кто, натянув тетиву лука, поражает стрелами войско, обременившее [своей] тяжестью землю по всему горизонту, тот быстро достигает успеха.
41. Кто убивает, заковывает, низвергает, осыпает угрозами противников или бросает их в заточение, тот непременно достигает успеха.
42. Кто в ссоре и споре с врагами или женой терпит поражение, тому достаются земли, женщины, богатство и зерно.
43. Кто, находясь [на верху] дворца, скалы или молочного дерева, вкушает млечный сок из золотых или серебряных сосудов, к тому приходит владычество.
44. Кто садится в лодку и, не сломав ее, недолго пропутешествовав, быстро совершает переправу, тот [и наяву] снова достигает цели.
45. Кто поднимает на руках опоясанную морями землю вместе с горами, городами, деревнями и лесами, тот, даже будучи низкого происхождения, скоро станет царем.
46. Человек, умирающий от яда, или человек, пьющий яд без страха, поистине, в изобилии получают наслаждения и освобождаются от болезней.
47. Кто в сновидении способен видеть себя умащенным кровью на собственной свадьбе, к тому приходит царское благополучие, а также благополучие богатства и зерна.
48. Кто погружается в потоки крови или же пьет кровь, у кого с тела стекает кровь, у того быстро возрастает богатство.
49. Кто в сновидении разбивает себе или кому разбивают голову, тот получает тысячу золотых и царские владения.
50. Кто в каком-либо месте что-нибудь облизывает кончиком языка, тот, будучи правителем области, достигает царской власти на земле, иначе же – благополучия.
51. Когда женщина обретает мужскую природу, а мужчина — женскую природу, у них возрастает одновременно благополучие дома и собственное благополучие.
52. Кто, поднявшись на пьяного от страсти слона или другое существо, сражается в сражении, тот, если не испытывает страха и побеждает, обязательно приобретает богатство.
53. Кто, поднявшись на глиняного слона, пьет из бездонного океана и так просыпается, тот без сомнения становится владыкой.
54. Кто в сновидении, будучи сначала возвеличен, а после этого, словно вор, усердно гонится за богатством, тот пробудившись, [бывает наделен] потомством и царской властью.
55. Человек, который в сновидении, весь обмазанный мочой и калом, без страха спит посреди кладбища, достигает плодов царской власти.
56. Кто, взойдя на повозку, запряженную буйволом или быком, едет в северную или восточную сторону и так просыпается, тот непременно приобретает богатство.
57. Чье тело возрастает во всех частях, кроме ногтей и волос, за тем Лакшми следует, словно супруга.
58. Кто в сновидении разрушает жилище или открывает его дверь, тот быстро освобождается от неудач, приобретает богатство и зерно.
59. Кто, получив корову, лук или обувь, просыпается [еще] в темноте, тот, даже отправившись в очень далекий путь, быстро возвращается.
60. Когда мужчина пьет жидкость, не предназначенную для питья, или, будучи скован, освобождается, то для жреца это означает питье сомы, для другого же — достижение богатства и процветания.
61. Кому сковывают прочными узами [ноги] до колен или оковами — руки, тому без труда достается [высокое] положение, слава, потомство.
62. Кто в сновидении путами [своих] внутренностей сам окутывает город или деревню, тот, [живя] в городе, становится повелителем страны, в деревне же — правителем области.
63. Кто, будучи испуган, благодаря счастливой судьбе поднимается на поверхность земли из [какого-либо] углубления, колодца, воды, ямы, тот обогащается различным добром.
64. Кого в сновидении жалят или окружают мошки, пчелы, оводы, тот вскоре приобретает жену, а также — имущество жены.
65. Кто, мучимый печалью, видит реки, пруды, лотосы, парки, горы, а также дворцы, тот быстро освобождается от печали.
65а. На чьих коленях в сновидении полно богатства и зерна, плодов и превосходных цветов, тот непременно достигает великого счастья.
66. Кому дается цветущий плод или красный цветок, тот обязательно приобретает золото или красивый рубин.
67. Кто видит превосходную женщину в белых одеяниях, играющую лотосовым цветком, тому непременно является Лакшми или Сарасвати.
68. Кого обнимает юная женщина, тело которой умащено белой мазью, носящая [белую] одежду, тому Шри везде идет навстречу, словно подруга.
69. Кто [видит у себя] пару сережек в ушах, жемчужное ожерелье на шее, диадему на голове, браслеты на руках, тот, возвеличенный, становится хранителем земли.
70. Кто в сновидении носит белую одежду, печалится, плачет, причитает или умирает, тот непременно повсюду обретает идущее к нему навстречу счастье.
71. Кто во дворе дома совершает подношение цветами, белыми как луна, тому само царское счастье служит, словно служанка.
72. Кто лежит на драгоценном ложе или сидит на драгоценном троне среди слуг, одетых в прекрасные одежды, тому достается желанное счастье.
73. Кто, держа в руках вину, просыпается [затем] с дрожью волосков, тот получает девушку, достойную по происхождению, богатству, красоте и дарующую великое наслаждение.
74. У кого тело, одежда, дворец, ложе, сиденье или повозка пылает, охваченное пламенем, к тому повсюду идет навстречу Шри.
75. Человек, который в сновидении, облаченный в богатые белые одеяния, сжигаем огнем, непременно получает в удел счастье.
76. Кто поедает, видит, получает выросший в должное время цветок, плод или нежную зелень, тот быстро достигает успеха.
77. Кто видит сильный ливень, гору, покрытую тенистыми деревьями с плодами и цветами, пылающий огонь, тому обязательно подчиняется Шри.
78. Кто пробуждается, получив в сновидении птицу или животное, тому несомненно достается прекрасная возлюбленная, сопровождаемая
79. Кто, поднявшись на быка, человека, слона, коня, дворец или вершину горы, пьет из моря и так просыпается, тот будет царем.
80. Человек, который находится в доме, охваченном сверху пламенем и расположенном в деревне или городе, и так просыпается, в течение семи дней достигнет семичастного владычества.
81. Кто, будучи укушен змеей, скорпионом, насекомым, диким зверем или птицей, никогда не испытывает в сердце страха, тот быстро достигает богатства.
82. Кто вместе с супругой или родственниками омывается в спокойной воде, касается или погружается в нее, у того умножается богатство и зерно.
83. Кто с любовью взирает на мать, отца, богов, благочестивых людей или царя, тот, будучи больным, освобождается от болезни; при противоположных же [чувствах] бывает обратное.
84. Кто видит белую птицу, белого коня, белого слона, белые дома или же поднимается на них, тот получает потомство и владычество.
85. Кто поднимается на груду зерна, вершину горы или на плодоносное дерево, желание того вскоре приносит плод – нет здесь сомнения.
86. Кто в сновидении поднимается на молочное дерево с многочисленными плодами и густой тенью и, находясь там, просыпается, тот получает богатства.
87. Вид знамени, стяга Шакры, повозки, храма, подмостков или восхождение на них в сновидении приносит людям богатство и зерно.
88. Вид стены, паланкина, золотых ворот, белого зонта или [связанное с ними] восхождение приносит людям богатство и зерно.
89. Вид и прикосновение не падающих метеоров, планет, звезд, ярких молний, огней, туч, несущих гром, — благоприятны.
90. Кто пьет из морей и рек или переправляется [через них], сплетает цветы, приготовляет соус и прочее, у того бывает счастье.
91. Приобретение глиняного сосуда приносит богатство и зерно, приобретение скота — счастье, [приобретение] земли — царскую власть, получение магического заклинания — должность советника.
92. Кто доит своим ртом корову [или другой] скот, играет на тростнике или ударяет себя по бокам, тот быстро достигает успеха.
92а. Видеть или приобрести черное алоэ, камфару, шричандану, родхру, мускус и прочие [ароматические вещества], также умащивание ими – к благополучию людей.
93. Вид друзей, родственников, добрых людей в одеждах приятного цвета, а также держание лотосов [приносит] людям желанное.
95. Вид или приобретение трона, груды драгоценностей, дворца, ступы, божественной колесницы и восхождение на них — к благополучию людей.
96. Вид, поедание, приобретение во сне вареного риса, простокваши, свежего молока и других блюд, а также сваренного в молоке — к богатству.
97. Вид или крик гуся, голубой сойки, журавля, пестрой кукушки, павлина, утки доставляет людям богатство и зерно.
98. Вид, а также голос попугая, скворца, черной куропатки, голубя, дрозда, кукушки, бекаса служит знаком достижения богатства.
99. Кто ложится или садится на груду углей, мяса, испражнений, у того умножается богатство и зерно, или [к нему] приходит золото.
100. Кто находится рядом с полями, парками, лесами, дваждырожденными, царями, а также наставниками и богами, или видит их, у того быстро умножается богатство и зерно.
101. Кто в сновидении видит полную луну или солнце, которые только что взошли, тому сияет царское счастье.
102. Кто видит плодоносное или цветущее дерево, тот, если оно с плодами, быстро достигает задуманного, если же с красивыми цветами — высшего богатства.
103. Кто, совершив почитание, видит Всезнающего или своего бога[-хранителя], тот получает богатство или приобретает величайшую способность постижения.
104. Кто просыпается, получив в сновидении кобылу, самку бекаса или курицу, тот получит богатую сладкоречивую прекрасную девушку.
105. Кто пьет жирное пенистое молоко, находящееся в подойнике тому непременно достается питье сомы, а также и прочее, предвещающее благо.
106. Приобретение или вид пшеницы приносит людям богатство, ячменя — жертвоприношение, горчицы — достижение знания.
107. Все то, что говорят человеку в сновидении цари, жрецы, коровы, боги, предки и аскеты, происходит [с ним] наяву.
108. У кого рука превращается в стяг, или из пупа вырастает дерево, лиана, куст, тот, .поистине, никогда не расстается с Лакшми.
109. Кто отправляется в небо на белых птицах, белых змеях, белых конях, а также на божественных колесницах, тот сразу же приобретает
110. У человека, который видит в сновидении, как он поглощает очень густой дым и сам дымится, бывает великое могущество.
111. Несение, поглощение, а также распространение огня с языками пламени и без дыма приносит людям счастье.
112. Орошение поля водой, вид, получение, а также складывание в доме уродившегося зерна — причина успеха и счастья людей.
113. Кто, не зная страха, сближается с женщинами, с которыми не следует сближаться, или ест пищу, которую не следует есть, тот, поистине, [и наяву] не будет знать страха даже перед божеством.
114. Ловля в сновидении зверей, птиц, [а также] раковин, рыб, жемчужин в океане всегда приносит человеку двойное счастье.
115. Кто поглощает землю, сооружает плотину, укрощает или ловит змею, у того человека бывает счастье.
116. У человека, который видит в сновидении четырехчастное войско, а также труп, нет недостатка в счастье.
117. Кто в сновидении видит или находит кораллы, лианы, раковины, различные жемчужины, маленькие ракушки, тот вскоре обретет богатство.
118. Кто получает или видит браслет, нить жемчуга, ожерелье, запястье, перстень, украшение для уха, у того — счастье.
119. Кто в сновидении видит или делает украшение для уха, венок, украшение для лба, знаки на теле, тот человек готовит [свое] счастье.
120. Кто видит нандьяварту, свастику или светильник на знаменах, глину, дурву и другие благоприятные знаки, тому суждено счастье.
121. Получение и вид веера, стрекала для слонов, чаши, сосуда, зеркала, стяга, опахала, зонта или прикосновение к ним — к благополучию людей.
122. Кому [во сне выпадает] развлечение с прелестными женщинами в нарядных одеждах и украшениях или же достается девушка, тот приобретает скот.
123. Кто в сновидении видит, а также получает лук, диск и другое оружие, лишенное ножен, тот обретает владычество над землей.
124. Кто видит или получает серебро, золото, монеты, смарагды,
125. Получение в сновидении мерила, весов, сосудов, ложа, сиденья, повозки, зерна, одежд — к счастью, и даже вид их благоприятен.
126. Кто видит или приобретает землю, богатую зернами шестидесяти [дневного] риса и бобовыми семенами, или же пользуется ею, тому, поистине, достается богатство и зерно.
127. Кто в сновидении видит или получает вину или играет на ней, кто слышит непрерывный шум турьи, у того бывает успех.
128. Кто бродит вокруг прудов, колодцев, водоемов, деревень, жилищ, останавливается в храмах, к тому быстро [приходит] счастье.
129. Кто в сновидении совершает шествие, омовение, подношение, почитание и прочее перед изображением Всезнающего, у того повсюду бывает благополучие.
130. Кто пробуждается, получив изображение Лакшми, Сарасвати или Ганапати или же родового божества, у того обязательно бывает богатство и зерно.
131. Кто видит пруд с лотосами, море, полноводную реку или же смерть друга, тот без всякого повода получает великое богатство.
132. Тот человек, который пьет в сновидении поданный божеством нектарный напиток или же садится на Гаруду, длань того долго правит над землей.
133. Кто видит, а также получает и надевает на шею венок из свежих благоухающих цветов, того Лакшми избирает своим повелителем.
134. Кто в сновидении в изобилии видит или получает топленое [жертвенное] масло, тому, счастливому, поистине, благоприятно и поедание [такого масла] вместе с рисом, приготовленным в молоке.
135. Кто явственно слышит звуки песни, звуки [чтения] вед, рев слона, рычание льва, ржанье коня, к тому приходит счастье.
136. Кто пребывает или развлекается на горе Меру или древе желания и видит землю, покрытую свежей травой, у того бывает счастье, богатство и успех.
137. Кто в сновидении видит на небе дорогу божественных слонов, клочья белых облаков или радугу, тот быстро достигает великой
138. Вид в сновидении пумнаги, нагакесары, кесары, чампаки, шириши, тилаки, изобилующих цветами и плодами, благоприятен.
139. Вид и поедание плодов бананового дерева, каруни, граната, апельсинового дерева, матулинги приносит счастье, и их цветущие ветви благоприятны.
140. Вид раджаданы, виноградной лозы, сахакары, крамуки, кокосового дерева [доставляет] желанное; таковы же получение, вид, поедание их плодов.
141. Великие мудрецы древности поучают, что увиденные в сновидении растения: красный амарант, дурман, ашока, шричандана, черный перец обязательно [доставляют] людям желанное.
142. Кто видит или поедает благоуханные плоды кардамона, гвоздичного дерева, лавали, камфарного дерева и джатипхалы, у того бывает счастье.
143. Кто видит или получает цветы мучукунды, кунды, джати, вичакилы, навамалики, к тому постоянно приходит счастье.
144. Кто находит почки белого олеандра, ютхи. шатапаттри, кетаки, бакулы и цветы чампаки и паталы, у того счастье.
144а. Когда человек в сновидении поедает, видит или получает икшулату и листья бетеля, то в его руки идет богатство и зерно.
гроздьями плодов, цветов, бутонов, высокое, с обильной и красивой листвой — благоприятно в сновидении, даже когда [считают, что дерево такой породы] неблагоприятно.
146. Получение и поедание во сне плодов растений плакши, шритару, билвы, ньягродхи, капиттхи или другого дерева с млечным соком — благоприятно.
147. Похищение в сновидении изделий из свинца, олова, бронзы и других [металлов, а также] серпа и других инструментов — благоприятно.
148. Что человеку в сновидении неблагоприятно приобрести, то благоприятно [увидеть] похищенным; что неблагоприятно утратить, того благоприятно достичь.
149. Что в обычной жизни неблагоприятно, то [в сновидении] означает высшее благо; те же предметы, которые [в обычной жизни] благоприятны, какие бы они ни были, [означают] в сновидении противоположное.
150. Все черное неблагоприятно, за исключением коров, царей, коней, слонов, богов; и все белое приносит счастье, кроме хлопка, соли, костей, пепла.
Такова первая часть о благоприятных сновидениях в «Волшебном сокровище сновидений», сочиненном Джагаддевой, сыном возвышенного славного Дурлабхараджи. Слава!