Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскара, Алламанатха!
Скажите, пожалуйста, будет ли польза от простого чтения текста и размышления над его смыслом? Я имею ввиду случаи, когда нет Учителя рядом. Тем более, что тексты выкладываются на форуме для того, чтобы люди, часто не имеющие о традиции представления, могли его получить. Будет ли Милость Гуру воспринята теми, кто искренне пытается вникнуть в смысл учения, но не являющимися пока последователями традиции?
Ответ будет - нет. Такого рода тексты могут представлять ценность для трех категорий людей: первая - это философы, востоковеды, санскритологи, историки и т.п.; вторая - посвященные адепты, причём не начального уровня, или же те, кому Гуру проявил милость открыть скрытые аспекты учения, но всё это так или иначе не простая категория йогинов и мистиков; третья категория - это редкие самородки, которые благодаря титанической практике и изучению, смогли интуитивно понять смысл.
Текст «Сиддха-Сиддханта-паддхати» заканчивается тем, что Горакшанатх говорит о тех, кому нельзя передавать это знание и также - кому можно. Разумеется, что дело не в буквах, которые написаны, основной мистицизм заключён в том, что передаёт парампара в целом, опираясь на основные священные тексты традиции. Такого рода тексты не могут правильно перевести обычные знатоки санскрита, само понятие слова – «знаток санскрита», очень растяжимо, ведь, переводя текст той или иной школы, мало знать значение слов, ещё нужно и понимать традицию. В СНГ, на данный момент времени, уверен кроме меня никого нет, кто может правильно трактовать это учение. Есть мои ученики, которые преподают и проводят лекции, это Алламанатх, Лакшминатх и др., которых я постепенно развиваю и передаю знания.
Здесь главное не спешить - это вековая мудрость, обычного человеческого интеллекта не достаточно, нужно глубоко проникнуться учением. Я бы сказал, что Натха-сампрадайя одна из самых не простых, в ней синтезирована индуистская тантра и буддийская ваджраяна, ислам, отчасти ведизм и т.д. Поэтому, здесь нельзя наскоком всё охватить и понять, у натхов не простая ритуалистика, непростая синтезированная философия, непростая йога, непростая система обучения. Чтобы быть натхом, нужно быть предельно дисциплинированным человеком, развить качества настоящего ученика, тогда начнёт приходить понимание многих вещей, на которые намекают тексты, но что-то не договаривают. Много информации в текстах находится в зашифрованном виде, она так изложена по нескольким причинам: во-первых, для того чтобы её не смогли понять недостойные люди, разумеется они себя таковыми не считают, но их мнение может не соответствовать истине, если им попадёт знание, то они может быть по всем природным законам и не смогут им радикально воспользоваться, но будут привносить свои помрачения в традицию, поэтому, от такого рода самодовольных невежд, традиция имеет свои системы защиты. Традиция привлекает тем, что она может, при правильной практике, привести к развитию оккультных способностей и поэтому в неё могут ломиться люди с асурическими наклонностями, не понимая сути учения. Такие люди обычно стремятся получить в ней посвящения, а если им не удаётся это сделать, то дальше ход их действий очевиден и предсказуем, они стремятся проявлять недовольства и агрессию. Чтобы избежать всех этих ненужностей, натхи придумали мудрый подход, они не забрасывают никаких крючков относительно того, что они сиддхи, что у них сохранились какие-то знания, многие специально с непосвящёнными ведут себя как самые обычные люди, что во всех отношениях правильно. Все многочисленные «йога»-центры на Западе или в Индии, стремятся выглядеть солидными и рафинированными, а индийские корыстные Гуру стараются привлечь к себе последователей наведением моханы. Это нормально, это всё мирское, туда им всем и дорога. У натхов, совершенно другой подход. Однако, не стоит думать, что натх вам передаст скрытые знания, если вы попробуете втереться к нему в доверие или купить его за деньги, по всем законам логики - это невозможно просто потому, что главные идеи сампрадайи не противоречат законам жизни как таковой и если человеку от природы не дано что-то понять, то этого не произойдёт, любой серьёзный Гуру и садху у натхов это прекрасно понимает. Вы скажете: «Да, но ведь есть же ещё и усилия, хатха, тапас, самоотверженность в конце концов, неужели нельзя через сильное собственное стремление стать сиддхой?» Нет, нельзя. На то, чтобы эти усилия возникли, тоже нужна милость, все перечисленные усилия, это то, что эту милость может приблизить, её нельзя взять просто, исходя из своих несовершенных желаний, хватательный рефлекс тоже ограничен. Когда вы что-то схватили, рука сжимается в кулак и ладонь становится закрытой, с кулаками вы можете только драться, но не брать что-то. Самое сокровенное в натха-сампрадайе - это отношения между учеником и Гуру, без понимания этого, натха сампрадайи просто напросто не будет, будет физкультура и масса нудных теорий, но это нельзя будет назвать практикой натха. Сама идея дисциплины и следования тому, чему учит Гуру, уже многим может стать не по душе, поэтому всё получается весьма закономерно, естественный отсев недостойных людей. Если кто-то желает научиться гнуться в асанах, какая проблема, идите в «йога-центры», если кто-то хочет иметь доступ к текстам и понимать, пожалуйста, для вас есть курсы хинди и санскрита, если вы хотите развить оккультные силы – тоже не проблема, для этого есть экстрасенсы и магические ордена. Какие бы не встречались развитые люди на вашем духовном пути и какие бы они вам фокусы и сиддхи не демонстрировали, это не означает, что они на одном и том же уровне, что и мудрые натхи, их нельзя ставить в один ряд с Горакшанатхом и другими великими мастерами сампрадайи. Хотя к представителям всех этих многочисленных групп можно относиться с уважением, так как все они проходят этапы духовного пути, проходят самые различные испытания. Кто-то, из множества тысяч такого рода джив, сможет понять учение, а кто-то ещё долго будет ходить по кругу. Все тексты натхов, как правило, начинаются так: «Для тех, кто тонет в океане разногласий разных учений, для тех, кто запутался в противоречиях школ, сиддха или натха (Имя) откроет сокровенное знание, которому следовали Горакшанатх, Матсьендранатх, Минанатх, Адинатх, Джаландхарнатх, Чаурангинатх и т.д.» Почему так начинаются тексты? В этом громаднейший смысл, этот смысл по значимости может быть приравнен к знаменитой «Йогаш читта вритти ниродхах» Патанджали. Без Гуру и без традиции не может быть никакой йоги. В поздних текстах обычно перечисляется много имён натхов, в ранних перечисляются, как правило, основные - Адинатх, Матсьендранатх и др. Поэтому, ранние тексты, которые принадлежат Горакшанатху и др. великим Гуру, наиболее сокровенные. Почему вы их и не встречаете в печати. Вы не встретите на прилавках Акулавира-тантру, Кулананду, Сиддха-сиддханта-паддхати, но вот Хатха-йога прадипику, Гхеранда-самхиту и т.д. - запросто, а ещё проще встретить литературу современных Гуру, а также литературу написанную обычными людьми, инструкторами и преподавателями. У каждого человека - свой этап на пути и каждый сам для себя решает, что ему сейчас доступно и понятно, что ему приемлемо в практическом смысле, каково понимание йоги в бытовой жизни, поэтому стилей йоги также много, как и жизней людей. Что я ещё могу сказать относительно нашей сампрадайи? Попытка однобокого подхода к ранним текстам, грозит попаданием в иллюзию полного понимания предмета, о котором идёт речь, во-первых, несмотря на то, что тексты говорят о вечном и о том, что вне пространства и времени, тем не менее, термины которыми оперировали ранние Учителя, были взяты из того разнооброзного конгломерата тантрических учений, которые существовали в то время, некоторые из этих систем, такие как капалики, каламукхи, трика, кубджика и т.д. или сохранились в неполном виде, или же канули во времени, растворившись в других школах. На данный момент времени, когда всё настолько изменилось, однозначная и буквальная попытка понять ранние тексты, исключительно на уровне лабораторного философа-исследователя - обречена на провал. Поэтому, в натха сампрадайе, система передачи и приобщения к школе учитывает все эти тонкости, она, грубо говоря, разделяется на три части и любая из этих частей должна быть проработана под руководством Гуру, так как самому можно застрять на каком-то этапе пути, нужен учитель, который нас будет одёргивать от влипаний в то, что мешает развиваться. Гуру никогда «не спит» и постоянно следит за тем, чтобы не уснул ученик. Он его оберегает от невнимательности, потому что, идя по пути, невнимательность может дорого обойтись.
Что же касается Вашего вопроса, относительно милости, распространяемой на людей далёких от пути натха, он тоже не так прост. Мы не секта, поэтому, с одной стороны, мы открыты, но у нас есть ступени и уровни передачи традиции. С другой стороны, каждое истинное учение или религия, содержат в себе суть того, чему учат натхи, влияние Горакшанатха прослеживается на всём земном шаре, даже если люди это и не осознают до конца, занимаясь «физкультурой» или медитируя на бесконечность. Поэтому, несомненно, на земле много мистиков и людей с самыми разными подходами к йоге, которые близки нам по духу, у которых более-менее чистое намерение и которые несут гармонию в мир других. Такие люди, пусть даже и не следующие до конца нашей традиции, могут для себя извлечь благо, общаясь с нами. На самом деле, таких людей много. Самое главное - нужна приверженность Гуру основной традиции, которой вы следуете, так как жизнь человеческая коротка и на всё может не хватить сил и времени, поэтому мудрые выбирают что-то одно, основное. Беготня по Учителям, говорит о духовной незрелости. Можно общаться с представителями различных школ, в целях расширения кругозора и осознания какой-то части своего внутреннего мира, но, что касается в целом духовной практики, то, настоящих практик, ведущих к мокше, на сам-то деле много не бывает.
Далее, если же говорить о метафизических деталях текста и о том, как они связаны с кайя-садханой, кайя-сиддхами, да и сиддхами вообще, приведу примеры из обычной физики, из своего духовного опыта, того, что слышал от своего Гуру и разных людей. Разумеется, сам я никогда не обладал этими силами, не обладаю и не стремлюсь к ним особо, у меня более простые задачи, без крайней вычурности. Мои Учителя говорят, что различные состояния самадхи ведут к различным сиддхам, например, Махабхава-самадхи - к левитации. Пример левитации можно объяснить обычным магнитным явлением, магнит имеет способность отталкивания при определенном заряде. Так вот, если из магнита сделать некую чашу и в её центр поместить какой-то магнитный объект с учетом полюсов, то этот объект будет висеть в воздухе в центре чаши. Аналогичное происходит и в Махабхава-самадхи, когда сознание равномерно охватывает широкий диапазон самых различных объектов. Сиддхи - это проявленные силы трансцендентного сознания, а если сказать точнее - сверхсознания «парасамвит». Кстати, говоря о сиддхах, которые относятся к шат-кармам, почему они должны быть переданы от Гуру, многие так до конца этого и не понимают, а некоторые прочитав о рецептах шат-карм в литературе, думают, что могут делать сиддхи-карану или пурасчарану, вплоть до того, что даже её передавать другим. Действительно, верно было замечено, что используя предписания тантр, мы видим только сами рецепты и эти рецепты конечно же работают, но их работа, если человек духовно не развит, будет фрагментарной. Например, начитывая нужное количество раз мантру какой-нибудь моханы, как указано в текстах, но не по наставлению Гуру, мы не учитываем объективно то, что из себя представляет вся наша кармическая структура и духовный уровень, поэтому перекос в практике шат-карм может негативно сказаться на психике такого экспериментатора, что мы можем наблюдать у любителей магии, «следующих своей собственной воле», которые задвигают рекомендации Гуру. Одна и та же практика будет по разному влиять на разных людей в разное время, кто-то может её использовать как часть интегральной садханы, а кто-то, посредством ее приносит деструктивность в своё сознание. Одним словом, сиддхи-карана для большинства профанов и любителей дешевого магизма - это развитие в пространственно-временных условиях, с акцентом на чём-то одном и в гипертрофированном виде. Они вычленяют из всего возможного спектра восприятия только то, что КАЖЕТСЯ абсолютно истинным, такой перекос создаёт дисгармонию в других сферах, которые отвечают за гармоничное духовное развитие человека. Почему в тексте натхов перечислено столько панчак различных таттв, связанных с пиндой? Почему последовательность этих пятёрок не всегда соотносится например с таттвами чакральной системы? Вот на этот-то вопрос, вам мало кто может толком ответить. А на самом деле нужно понять, что эти панчаки описаны относительно натховского мировоззрения и практики осознания этих элементов тел, которые для равновесия перечисляются по пять, что ведёт к выводу сознания во вне-телесный уровень, который и позволяет контролировать основные элементы тела, а через них и само тело, отсюда и различные сиддхи: анима, пратибха, лагхима и др. Так как все эти элементы проявления в первую очередь трансцендентного сознания и Шакти, то относительно этих высших таттв проявленные элементы не могут находиться в жёстко фиксированном пространственно-временном положении. Но это не мешает нам использовать даже тот материал, который изложен в тексте. Разумеется, его можно применить в своей практике только когда ее корректирует Гуру, а иначе от неё не будет никакого смысла. Так, к примеру, практика тантрической кхечари - есть не что иное, как осознавание взаимосвязи «Кха» - пространства чистого сознания и «чари» - проявленности мира, которая является динамичной шакти, а именно её грубым и тонким творением. Все элементы динамического проявленного плана имеют симпатическую взаимосвязь и процесс осознания этой или, пожалуй, этих взаимосвязей - это один из результатов, который даёт практика кхечари. То, что мы осознаём - от того освобождаемся и даже, в каком-то смысле, контролируем. Когда процесс осознания проходит гармонично, то это нас может привести к тому, о чём говорят тексты - к самарасье, мокше, к состоянию дживан-мукты. Если это практика выполняется не гармонично, как нам взбрело в голову, хотя формально всё соблюдено, то, такая практика ведёт наоборот в иллюзорное существование. Поэтому, сколько бы мне не говорили красивых фраз из Кашмирских тантр те, кто сами пытаются следовать доктрине, без Гуру и посвящения, сколько бы они не ссылались на то, что там говорил о свеччхачаре и сахаджии Горакшанатх, Матсьендранатх, Абхинава Гупта и другие, всё это – теории. В жизни, у этих людей ситуация совершенно другая. Гуру джи Митхилешнатх мне часто говорил, что все авторитетные книги должны комментироваться только знающими их Гуру. Как найти Гуру, для Вас Алламанатха думаю этот вопрос уже решен, для других, я могу только посоветовать искать, но не принимать поспешных решений, бегая из школы в школу, от одного бакшишиста к другому. Смотрите, думайте, делайте выводы и принимайте решения. Что же касается меня, я не считаю себя великим Гуру, поэтому как и говорил, я обучаю тех, кто моему уровню соответствует, гениев и очень умных людей я отправляю в другие школы. Что касается изложенных мною трактовок текста, за их неправильное использование кем-то, без моего ведома, я никакой ответственности не несу.