Шри Гуруджи, Адеш!
Вдоль ног расположены семь нижних миров, за которые отвечает Божество гнева -Калагнирудра. Он разрушает деструктивные силы в психофизической структуре, приводя их к гармонии".
Это семь нижних миров. В общей структуре миров, в общем смысле, нет ничего полностью негативного или ненужного. Эти миры играют свою роль в микро- и макрокосме. А в человеческой энергосистеме, когда тот или иной вид энергии резко захватывает человека и вытесняет другие энергии, такое состояние приводит к разрушению микрокосмической системы. Потому что в таком случае она не настроена на гармонию с макрокосмической системой, в ней нет системности, и тогда более высокая система ликвидирует более низкую. Это одна из причин, почему натхи учат реализации самарасьи в микрокосме, потому что это ведет к высокому уровню выживаемости и настоящей реализации кайя-сиддхи.
"физическое тело - это одно из состояний Духа, но есть и такие состояния, которые могут быть связаны с другими мирами и всем, что присутствует в мирах"
есть ли в каких-то текстах более подробные пояснения относительно состояний Духа, которые соответствуют различным локам и о самих локах и их обитателях? и о законах, действующих в различных мерностях?
Есть в разных Тантрах, но так как натхи в основном не ставят цели погрузиться в одну из, а, скорее, прийти к запредельности относительно их всех, то они в текстах их описывают в общих чертах. Натхи в первую очередь ориентируются на реализацию шуньятмы (пустоты своего вечного и всеобъемлющего духа), а Брахман, Майя и Брахманда (Джагат) - постигаются как следствие Атма-видьи. Если вы будете все больше и больше погружаться в разные миры, астралы, в ущерб своему изначальному я, то можно увязнуть в дебрях иллюзорных сил Майи. Философы без практики увязают в играх с концепциями, тантрики - в играх с формами, ведисты, будучи исполняющими ритуалы, не зная их глубокого смысла, - в правилах и т.д. Всяких западных эзотериков, «магов», я вообще не рассматриваю, все и так понятно.
Однако, та же философия не всегда может завести в дебри, в некоторых случаях, если она грамотно используется, она является хорошим корректором духовного пути и его практики. Вот, например, Сиддха-сиддханта паддхати, по сути, это философский текст, но дающий ориентиры грамотной практики. Над философами многие посмеиваются и думают, что от них нет толку, однако, без совершенного воззрения (даршаны), не может быть ориентира для правильного пути и практика тоже не будет полноценной. Так, например, йога может превратиться в бизнес, в гимнастику, в хобби и от йоги может остаться одно название, ибо такая йога не преследует йогической цели.
То, что описано в ССП, нужно понимать системно, как нечто целое, а миры, их обитателей и т.д, вы узреете только в состоянии спокойного сознания, которое раскрывается базовыми практиками йоги. Если, допустим, вы не способны пребывать в чистом и отрешенном состоянии ума, и начнете погружаться во все эти энергии Брахманды, можете себе представить, что будет, если они на вас все накатят? Что получится? Во-первых, вряд ли такое произойдет, а во-вторых, скорее всего вы закопаетесь в какой-то из мерностей и станете ее частью. И именно так со всеми и бывает всегда. Йога - это уход от всего, для того чтобы постичь все совершенным образом. Йоги не заботятся о том, чтобы объяснить кому-то, что они отречены; если можно сказать в общих чертах, то они говорят, важнее практическое прохождение отречения, вот это и есть то, что дает подлинное знание. Можно ведь учить «йоге», писать умные статьи, изобретать стили и системы, строить свой личный эгрегор, и если это забирает все время человека, не оставляя ему времени и сил на тапасью, все это показатель мирской фальши, но не действительно практикующего йогина и его реализации.
Поэтому не стоит увязать во всем второстепенном, более чем рассматривать его в качестве общего ориентира.
"Бхурлока - между анусом и половым органом, Бхуварлока - в районе полового органа".
Получается, что Бхурлока занимает совсем незначительное по "размеру" место в Брахманде?
Если рассматривать женское тело, то в какой его области локализована Бхуварлока - в корреляции с каким органом?
Думаю у всех одинаково - это место промежности, где выполняется мула-бандха в хатха-йоге.
Что касается «незначительности мест», если посмотреть с позиции той главной идеи, которая изложена в ССП, то таких мест, по большому счету, нет. Они для нас такие только тогда, когда мы сами принадлежим чему-то и еще в процессе выхода из «тюрьмы», а если вышли, то вы понимаете, что миры взаимопронизываемы. Т.е. мы можем сидеть, грубо говоря, в одном физическом пространстве, но наше сознание может находиться в восприятии разных миров, и физическое тело, кстати, тоже. Я могу много примеров привести из нашей простой жизни. Например, вирусы: два человека в одной зараженной среде, а заболевает только один. Почему? Потому что тот, кого вирус не берет, имеет дополнительное нечто, что усиливает его иммунитет и вытесняет то, что не может вытеснить организм другого человека. Двоим людям кто-то скажет что-то неприятное, одного это обидит или ввергнет в слабость, так что его останется только добить морально, а другого не заденет, скорее, обидчику последний сделает откат так, что он поймет - «плевать в небо» или «мочиться против ветра» смысла нет никакого. Почему это бывает? Потому что одно и то же пространство наполнено не одним и тем же, другое дело, кому и что актуально на данный момент времени из всего содержимого, вот в чем вопрос. Материалисты и не глубоко верующие люди (или формально верующие), вам скажут: «Ваш выбор невелик», а натх скажет: «У вас выбор громадный, главное, чтобы ваши руки были пусты». Не каждый может себе позволить какие-то виды опустошенности. И это невозможно сделать во имя чего-то, так чтобы опустошенность не произошла предварительно. Например, можно себя напичкать разными эзотерическими практиками (не в их совершенном состоянии, ибо руки заняты), но по сути остаться занятым и отягощенным. Традиция Горакшанатха предлагает взять много, но предварительно сделать то, что для многих тяжело - нужно опустошиться как можно больше, посредством тапасьи, вайрагьи, тьяги и т.п., тогда можно многое захватить. Правда, тогда во многом уже отпадает такая нужда, которая была раньше.
Миры - не низшие все. И любая точка пространства вселенной содержит в себе все пространства. Просто эта теория становится явью только для тех, у кого лады с практикой и теорией одновременно. Для большинства же людей идея о том, что Алакх Ниранджан и его Ниджа-шакти есть и в мирах Паталы, кажется нелогичной, или, допустим, Бху-лока может находиться выше Сатья-локи. Как такое возможно? Вот вайшнавы верят, кто Кришна, Радха и их свита выше Сатья-локи, они даже дали определение Голока-вриндавана и т.д. Хотя многие знают, что Матхура, Говардхан, Вриндаван - это все кусок физического пространства в двух часах от Дели. Но вайшнавы верят, что Матхура не в двух часах от Дели, она за пределами всех вселенных. И они правы. Для них это реальность. Но это не значит, что такой же реальности не может быть для поклоняющегося Шиве, Ганеши, да хоть мыши Ганеши: если вы за пределами всего, то для вас что угодно, даже мышь Ганапати, будет запредельной, вне всех миров. Или Брахма, которого почитают только в одной части Земли, в Пушкаре (Раджастхан), и ему почти никто не поклоняется. Но для кого-то Пушкар может стать самым трансцендентным. Эту теорию понимали многие сиддхи нашей Традиции, именно по этой причине для них нет проблем, какого Девату вы выбрали, даже если все люди скажут, что это самое низшее и второстепенное Божество, для натха оно может стать самым высшим. Он этот аспект Бога видит со своего йогического опыта, полученного вследствие приверженности учению ССП, а не политическому. Поэтому книги Акшая Кумара, традиции, в которых говорится о том, что натх принимает все системы веры, всех Богов и т.д., - достаточно честны, это не есть некая форма исключительно религиозной политкорректности, хотя и она отчасти. Нет, это именно доктрина ССП, в самом ее что ни на есть полноценном виде. Натх Брахму почитает как Сатьянатха, за пределами всех миров и Богов, а для других индусов Брахма - это одно из низших Божеств. У Натха-йогина другая широта, глубина и высота в восприятии на вид простых явлений. Для натхов простого нет ничего, потому что высшая реальность «парама-сатта» - в любой части пространства и времени.
- Сварлока находится в набхи (пупке) и соотносится с небом, которым управляет Индра, а также раем – Сваргой. На этом же уровне находится манипура, соотносящаяся с таттвой огня. Получается, что так называемый рай находится не выше манипурных энергий, хотя описывается как место, в котором праведные души вкушают блаженство? И он, скорее, отвлекает от развития и очищения, чем дает что-то для этого?
Во-первых, давайте посмотрим на это явление, исходя из вышесказанного, плюс с позиции других религиозных реалий Индии. Я уже говорил, что нет ничего простого. В Индии очень много тантрических школ, где используются разные системы чакр, в основном они связаны с символикой, описывающей последовательное (крама) разворачивание бытия. И этих систем так много, что если я о каждой из них расскажу, то это получится многокилометровый постинг. Есть вайшнавская тантра, шайва, шакта, баудха и др., а также многочисленные ответвления уже внутри этих традиций. И каждая такая традиция и ее пантхи имеют свои версии относительно того, как появился мир, Боги, сколько их, какие основные, какие второстепенные. Другое дело, нам всем это может быть неинтересно, и мы можем заявить: «Я знаю только семь чакр и примерно то, что им соответствует, так давайте оставим все эти заморочки». Почему бы и нет: если для вас ближе теория семи чакр и т.п., это будет вашей упаей, давшей именно вам определенную трансформацию и опыт. Но все остальное, тем не менее, не прекратит своего существования. Кто-то поверит в 9 чакр, 12, 28, или 5, 4, или вообще в 1. Я уже говорил о том, что помимо популярных семи лок, могут быть Кришна-лока, Ганеша-лока, Бхайрава-лока, Ишвара-лока и т.д. Просто в третьей упадеше ССП, перечислено все основное, с чем имеют дело индийские тантрики и что непосредственно связано с их системой веры, вот эти локи и расставлены так, чтобы «все было». Однако если вы встретите в Индии натха, который может не знать про Кулешвара-локу, описанную в третьей части ССП, это не значит, что он не натх или у него низкая реализация, просто он свою реализацию мог получить через другую раскладку миров в чакрах. Он, допустим, выбрал только семь лок, и их расклад по семи чакрам.
Один смешной пример: в России есть люди, которые ко мне не очень хорошо относятся, они говорят «брянские натхи», притом самое смехотворное, эти люди сидят постоянно в России, а не за ее пределами на протяжении более 10 лет, и во многие места, где был я, пусть они и москвичи, их могут просто не пустить. Они не понимают, что для кого-то хоть Тверь, хоть Москва, хоть Орел и др., могут представляться одним совком. При этом лично я ко всем городам отношусь позитивно, везде есть что-то по-своему уникальное. Я видел людей, которые, живя в полном болоте, стали гениями, и видел тех, которые жили во дворце, но стали ничтожными существами. У людей так работает сознание, что они живут и успокаивают свои комплексы сравнительным анализом: «В чем я лучше кого-то, и в чем я хуже кого-то». Таким образом, получаются личности, как «слепок характера», трясущиеся за свое жалкое существование. Это пример обусловленности, то, что Тантры определяют как пашу-бхава. И настоящая практика начинается тогда, когда мы развязываем постепенно эти узлы в личном характере.
В месте, где начинается позвоночник – Махарлока, во впадине – Джанарлока, в теле позвоночника – Таполока, в лотосе основания -
Сатьялока
Комментарий: Перечисленные локи находятся внутри позвоночника и расположены от области пупка до головы».
- где конкретно локализуется каждая из лок? Если я правильно понимаю, Сатьялока –в сахасраре, а остальные?
Если это так, как описано в ССП, то получается примерно следующее: Бху-лока - основание позвоночника, Бхувах - где-то уровень свадхиштханы, а Сварга - это набхи (манипура). На этом пока остановимся. Эти три локи, в принципе, являются основными, со времен Вед считается, что три мира включают в себя все остальные миры. В Гаятри-мантре, когда мы произносим вьяхрити, то, в первую очередь, мы повторяем «ОМ», а потом разворачиваем этот Ом в три его проявления. Все миры сотворены Шабда-брахманом, и этот Логос олицетворен звуком «Ом», из него проявились Веды, Солнце, Луна и Огонь. В тантре части звука Ом также имеют много разных особых значений: три бинду, три Шакти, три питхи и т.д. Говорить о множестве значений Ом можно много, но основная суть в том, что он содержит в себе все. Он - звук, он - Шакти, творящая миры. Поэтому последующие миры по порядку вписаны в структуру Бху, Бхувах, Свах. Махар-лока - основание позвоночника, и так до Сатья-локи, в набхи, где находится также мулаканда. Если бы мы не рассматривали таких Богов как Вишну, Рудра, Садашива и др., которых вы можете встретить в вайшнавизме, шиваизме, тантризме, йоге и т.д., то, может быть, проще было бы «растянуть» семь лок до макушки головы, но в данном случае эти локи «ужали» в область от основания позвоночника до набхи, а вверху вставили Богов и их локи. Но кто-то делает иначе, например, предпочитает сочетать примерно так: муладхара - Ганапати-земля-Бху-лока-Дакини Шакти, астхи-дхату, и так с каждой чакрой.
Смотрите, допустим, если я натх Капилани-пантха и мне близка Санкхья, она, конечно, будет не той классической санкхьей, которую мы все знаем, и для натха Капила - это не просто основатель Санкхьи, но еще и ученик Горакши. Мне достаточно тех таттв, которые перечислил Капиланатх, но только я как натх Капилани-пантха еще верю и в Кундалини-шакти, а Пуруша - это не просто «я», индивидуальное существо, а сверх-индивидуальное. Что же тогда я буду делать? Я буду использовать те 25 таттв, которые в Санкхье, правда, с учетом некоторых знаний агхоры и шактизма. Для ученого это неприемлемо, для него Пракрити Санкхьи и Кундалини - понятия несовместимые, но для натха такого пантха - более чем совместимые. Или натх Рампантха может использовать символику чатурвьюхи, которая есть у вайшнавов, но ему может быть безразлична система 36 таттв, Чит, Ананда, Иччха и др. Т.е. каждый на энергосистему спроецирует свои атрибуты веры. Поэтому есть пантх, где почитают Ханумана (Дхаджа), Богиню (Аи), Агхору (Капилани), Вишну (Рампантх), героев Махабхараты (Юдхиштхира-Дхарманатх), Гангу (Ганганатх-Бхагиратха) и др., т.е. система веры откладывает свои отпечатки на то, как вам удобней видеть свою энергосистему в виде чакр, лок, таттв, как определенных составляющих вашего микрокосма. При этом есть основа; в основном, натхи все-таки - шайвы, но с учетом того, что есть разные практикующие, и им ближе какой-то определенный аспект из того арсенала, который встречается в Индии. И, на самом деле, суть-то не в том, к какому вы пантху принадлежите и как энергосистему описывает тот или иной натховский текст, а скорее, в понимании самого основного подхода. То, что Традиция в себе содержит, нужно грамотно понять, что-то качественно попробовать, а дальше решить, как с этим реализованным опытом гибко жить в этом сложном мире, где много культов, Богов, культурных особенностей разных стран и социумов. Традиция, делая тебя выпускником, дает принципы, что подразумевает не наличие мертвых ее «догм», а скорее, той мудрости, которой жили многочисленные сиддхи, внесшие свою лепту в Традицию. К ним нельзя относиться с пренебрежением и высокомерием, мол, «мы из развитой культуры, а это были архаичные дикари», нет, наработки мастеров достойны высочайшего уважения, но их надо глубоко понять, и это понимание само вам даст ответы на вопрос о том, как вам совершеннее жить вне Индии. Традиция не ставит задач сделать из человека забубенного только на чакрах шизотерика, тем более, только из семи, девяти или восьми чакр
. Там, где косность, там всегда конфликт, внутренний и внешний, а там, где конфликт, там уже нет йоги. Мы не ставим перед собой задач начать споры кто лучше, Хануман, Ганеша, Шива, Иисус Христос или Магомед, или задач утверждения какой-то одной схемы строения тонкого тела, тем более, медик не найдет при вскрытии в вас ни чакр, ни Ганеши, ни Христа.
Все это «упаи», а упаи - это «уловки», которые вас должны привести к трансцендентности сознания.
Обычно сердце ассоциируется с любовью, нежностью, благостью, почему в Сиддха-сиддханте в нём пребывает Рудра «в ужасном образе»?
Сложный вопрос, так как много надо рассказывать. Есть разные системы рассмотрения чакр: кто-то считает, что Брахман в муладхаре и вверху он раскрывается посредством своей Шакти, а кто-то наоборот. Или же есть видение, где две схемы налагаются друг на друга. В данном случае раскрытие Брахмана, как Шабды в Бхур, Бхувах и т.д., потом в образе Нараяны, Рудры, Ишвары и т.д., это следствие исторического развития культов тех или иных Деват в Индии, в разных вайдика самхитах, пуранах, тантрах. А грозный Рудра, Бхайрава, в Тантрах может быть как самое высшее Божество, за пределами гун и т.д. Пожалуйста, Кали - угра-форма, но она же для кого-то самая милостивая из всех, так как самое гневное Божество всегда содержит в себе в такой же степени противоположные качества.
Рудра соотносится с анахатой не только в ССП, во многих натховских текстах. Объяснений этому есть много, если будет время, напишу еще.
- чем отличается жир, называемый «медас» от жира, который называют (васа)
Меда-это общая жировая ткань, а васа-это подкожный жир.