Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика  (Прочитано 18451 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Кстати,  скиньте   пожалуйста  ссылку   на   йога - терапию  Натхов.  Очень  хотелось  бы  ознакомиться  с   методологией.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 636
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха

Натхи не рассматривают йога-терапию как основу своего учения, особенно (не рассматривают ) ту подачу йога-терапии, где "йогой" маскируется недостаток квалификации в области лечебной физкультуры и наоборот. У нас все таки Традиция Йоги, в первую очередь. С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом. Я знаю многих "йога-терапевтов" с испорченым зрением и т.д.,  не беру уже на рассмотрение их эмоциональное и ментальное состояние, все это в общем-то говорит о том насколько эта йога-терапия является терапией и йогой.  Если убрать внешний фасад, и посмотреть трезво, то можно многое переосмыслить относительно йоги в целом и в частностях.  
« Последнее редактирование: Январь 28, 2010, 15:38:57 от Алламанатх »
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Натхи не рассматривают йога-терапию как основу своего учения, особенно (не рассматривают ) ту подачу йога-терапии, где "йогой" маскируется недостаток квалификации в области лечебной физкультуры и наоборот. У нас все таки Традиция Йоги, в первую очередь. С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом. Я знаю многих "йога-терапевтов" с испорченым зрением и т.д.,  не беру уже на рассмотрение их эмоциональное и ментальное состояние, все это в общем-то говорит о том насколько эта йога-терапия является терапией и йогой.  Если убрать внешний фасад, и посмотреть трезво, то можно многое переосмыслить относительно йоги в целом и в частностях.  

То  есть  приходит  к  вам   человек  с  проблемой  и  вы  ему  говороите : " С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом...  Приходи  когда  им  станешь..."
  Или   может  я  не   правильно  понял?  Поясните   ТРЕЗВО   ваши   действия  в  отношении  данных  лиц.
   P.S.  Так   же  не  совсем  понятно  какой  фасад  надо  убирать  :   ТРАДИЦИОННУЮ  йогу   и   аюрведу?...
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Где   то  на  этом   форуме   я  видел   как   Yogi Matsyendranatha   советовал   книги  Фроули  для   уравновешивания  дош...  Хотя   могу  ошибаться.
Записан

Шамбхунатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 67
  • Аге Аге Горакх Джаге
    • Паньчанга

Доши  регулируются  с  помошью  асан  и  пранаям.  К  тому   же  есть  аюрведа   для  уравновешивания  дош. И   те  же   методы  освещены  более  подробно  и  используются  под  присмотром  КВАЛИФИЦИРОВАННОГО врача.  Исполнение  их  без  указаний по  своему  "книжному  озарению"  опасно. 

Хорошо сказанно, а знаете ли вы в России, хоть одного дипломированного практикующего врача-физиотерапевта или дипломированного практикующего  врача аюрведы, который бы "йога терапией" лечил? И если знаете, то почему они вместо физиотерапии и аюрведы склоняются к "йога терапии" не имеющей на данный момент никакой системы, и методов профессиональной аттестации, а лишь сомнительного содержания курсы?
Мне лично знакомы пара врачей, которые лишь потому, что они когда-то отучились в меде, а ныне преподают йогу, решили назать свой подход "йога терапией". Но в меде один учился на отоларинголога, другой на гинеколога. Да анатомию учат все, но всеже специализации не даром в медицине существуют, и у каждой есть своя специфика.
Обучение на врача аюрведы тоже ничем не проще. Только 4 года обучения (если не ошибаюсь) и 6-8 лет практики дают право и диплом на то чтоб быть именно врачем. Это не двухмесячные курсы на пляже в Гоа.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 636
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха

То  есть  приходит  к  вам   человек  с  проблемой  и  вы  ему  говороите : " С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом...  Приходи  когда  им  станешь..."

 Когда ко мне приходят люди с проблемами (таких большинство), я в первую очередь стараюсь аккуратно объяснить, что не буду обещать быстрых результатов , что  сначала надо будет научиться расслабляться физически и психически во время выполения асан-въяям и чувствовать свое тело, постепенно, те практики, которые такой человек выполняет на занятиях, он сможет чувствовать сам, «изнутри». Как правило, когда такой человек начинает достигать данного этапа, у него снижается уровень болевых ощущений в теле и он начинает в  целом чувствовать себя лучше. Попутно у него стабилизируется прана в теле и ум начинает приобретать  устойчивое состояние.
Тогда, обычно я рекомендую как дополнение к посещению групповых занятий, самостоятельные практики, большая часть который направлена на снижение компрессии позвоночника и умение переключаться между состояниями тонуса-расслабления мышц  в различных асанах, в которых такой  человек учится фиксироваться в ровном состоянии сознания, отстраняясь от  внешних и внутренних беспокойств. Как правило, на этом уровне такой человек уже сам понимает многие причины своих проблем и, если он находит нужным дальше развиваться, но пока не может посвятить этому отдельное время то внешне он может выполнять схожие с новичками практики, но внутренне, акцент его работы уже другой. Хотя быстрее было бы получать личный опыт, по факту ,большинство люде предпочитает  посещать групповые занятия.
Попутно, я объясняю периодически, что, во многом, большинство проблем со здоровьем у людей связано не с тем, что они не делают асан :), а с тем, что присутствуют нестыковки восприятия себя и окружающего мира, множество привычек, которыми человек окружает себя в жизни, что  это как правило, происходит по причине того, что мы не видим альтернатив своему развитию, что современное общество и сферы его интересов часто способствуют  в больше степени деградации личности и если такой человек собирается в дальнейшем радикально меняться, необходимо учиться шире смотреть на жизнь, и тут уже необходимо пользоваться полученным навыком чувствования себя и своих ощущений, интуиции и т.д. Постепенно человек подходит к пониманию принципов йоги как исскуства жизни в целом а не только  как способа решения локальных проблем. Йога – это еще состояние единства как изначальный факт, большая часть наших проблем, это чувтво разделения (частей тела, человека и мира и т.д.)
Тема большая, на самом деле, думаю, вы и сами в курсе :)

 
   Так   же  не  совсем  понятно  какой  фасад  надо  убирать  :   ТРАДИЦИОННУЮ  йогу   и   аюрведу?...

Возможно мы не поняли друг друга. Я не имел ввиду того, что аюрведа не заслуживает внимания. вы можете в классических йогических текстах также встретить упоминания о дошах и их уравновешивании. Просто аюрведические методы лечения больше опираются на внешние методы воздействия, включая питание, траволечение, массаж,препараты и т.д , а в йоге это происходит за счет асан и внутренней работы.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1244

    Ув. practik, я так понял, Ваш вопрос таков: "практикуют ли Натха Йоги йога-терапию?". Думаю, что да. Но этот термин слишком уж многогранен, и вопрос в том, что мы считаем для себя здоровьем. Исходя из того что наш "русский" Гуру говорит, впрочем, русский он уже давно постольку поскольку, ну и конечно, исходя из того, что я видел в Индии в разных натховских храмах, при которых иногда бывают свои йога-шалы. Просто сами понятия "аюрведа", "йога", "здоровье" и мн. др. очень большие. В аюрведе большой раздел знаний, которому учат даже в Индии не везде, например, болезни, вызванные бхутами, обычно в Индии, в массовых коммерческих школах аюрведы, редко затрагиваются. Потому что этот раздел знаний уже имеет точки пересечения с тантрой, джьотишем и т.п. Обычно в массовом варианте все намного проще выглядит. С йогой тоже самое, бывают болезни сложные, например, кармические. Допустим, болезни, которые достались от родителей "по наследству", где стандартная "йога-терапия" (название недавнее), стандартная медицина не всегда способны справиться. Вообще вся традиционная медицина, основанная на современной науке, постоянно меняется, всегда что-то новое открывают, что-то опровергают и что-то опять доказывают как правильное. Еще стоит учесть, что в самой Индии, да и вообще где-бы то не было, абсолютное здоровье не для всех самоцель, мы можем встретить и популярных йога-тичеров и разных святых, и натхов, да кого угодно, с болезнями. Правда, я не часто встречал натхов в Индии, крайне больных физически, хотите верьте, хотите нет. Но многие так оставляют тело, как и все обычные люди, когда приходит такой этап. Есть те, чья биография уже совсем не соприкасается с привычным нам социумом, вероятно, они и становятся бессмертными сиддхами, но это такая сфера, которая далеко не каждому ясна или даже просто интересна.
    Все это йога и, конечно, как может быть то, что не связано с йогой, терапия тоже связана, но, как я уже сказал, понятие "здоровье" -  слишком относительно, многое зависит от того, какие задачи перед собой ставит человек. Для инвалида, или ослабленного человека, обычные люди покажутся здоровыми, для йогина обычные люди могут казаться больными, и то это не значит что йог, например, к такой ситуации будет относится как к неимеющей право на существование в этом мире. В конце концов все существующие - правильное, раз такое есть, значит оно так должно быть свыше, но высшее есть и в нас, и нам дано так же от Бога право ему следовать и менять себя или мир, так или иначе, в той или иной степени.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

"Алламанатх :

... Когда ко мне приходят люди с проблемами (таких большинство), я в первую очередь стараюсь аккуратно объяснить, что не буду обещать быстрых результатов , что  сначала надо будет научиться расслабляться внутренне во время выполения асан-въяям и чувствовать свое тело, постепенно, те практики, которые такой человек выполняет на занятиях, он сможет чувствовать сам, «изнутри». Как правило, когда такой человек начинает достигать данного этапа, у него снижается уровень болевых ощущений в теле и он начинает в  целом чувствовать себя лучше. Попутно у него стабилизируется прана в теле и ум начинает приобретать  устойчивое состояние."...

  Вы  даёте  ему  наверное  какие то  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ   рекомендации  по   асанам  и  пранаямам,  крийям   для  излечения.  То  есть   наборы  методов.  Вот  для  этого  и  существует   примерный  список  методов  при  заболеваниях  в  Й. Дипике .   В   текстах  кстати   это  есть.  Вот  пример:

... ГХЕРАНДА  САМХИТА : Маюрасана
   2.29. Обопри ладони об пол, положи локти на пупок и подними в воздух ноги, прямые как палки. Эту позу называют Маюрасана.
   2.30. Плохую или излишнюю пищу она сжигает целиком, возбуждает огонь пищеварения и помогает переварить даже яд. Она устраняет все болезни, подобные гастриту, лихорадке, испорченности (желудочного) сока и другие – такова эта полезная поза....

Про  святых  это  конечно  другой  вопрос.  Им  недуги  тела  не  мешают.
По  поводу  аюрведических  врачей  некоторые  места  знаю,   но  вы  можете  это  принять  за  рекламу...   
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Алламанатх

Возможно мы не поняли друг друга. Я не имел ввиду того, что аюрведа не заслуживает внимания. вы можете в классических йогических текстах также встретить упоминания о дошах и их уравновешивании. Просто аюрведические методы лечения больше опираются на внешние методы воздействия, включая питание, траволечение, массаж,препараты и т.д , а в йоге это происходит за счет асан и внутренней работы.

  Нет,  аюрведа  не  так  проста  как   кажется  и  не  ограничивается  клизмами. Внутренняя  работа  присутствует.  Она   сама  является  мукти  шастрой.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Смотря  какие   тексты  брать.  Вот  пример: сборник  "Динамические практики в классической йоге"  (книга:" Йогические традиции майсорского дворца" Н.Е. Сьоман )
 "...
Йогическая традиция, развивающаяся под покровительством и при участии царского рода Вадияров, чьи представители были раджами Майсорского царства, сегодня значительно повлияла на большинство систем йоги через учение Б. К. С. Айенгара и его последователей. Эта система, в которой главный упор делается на практику асан или йогических поз, представляется отличной от философских или книжных, традиций и не располагает традиционным обоснованием, поскольку практикуемые асаны не имеют профессиональной опоры и отсутствует преемственность учитель- ученик. Представленный здесь перевод «Шритаттва-нидхи» 1, рукописи из Майсорского дворца, датируемой временем до 1863 года и содержащей 121 иллюстрацию асан, предсталяет некоторый теоретический базис.
..."
  Там  же  есть илюстрации  и  ссылки  и  на   другие  писания.
 Другой   пример:  книга  "84 асаны йоги. Исследование традиции".  Где  так  же  затрагивается  вопрос  о  количестве  асан в некоторых   писаниях.

Да, книгу эту про 84 асаны прочел еще года 4 назад, в англ. варианте, а недавно видел копию оригинала тех текстов, которые там упоминаются, с описанием 84 асан. Действительно, тексты Майсурского двора, конечно, куда более поздние, да и вероятно, были написаны под влиянием англичан. Многие упражнения могли быть заимствованы из обычных гимнастик. А вот асаны в ранних текстах на тренировочные вообще мало похожи. Количество 84 символично, причем символика, очевидно, содержит какие-то особые ключи, явно уже не гимнастические. В общем, если рассмотреть пример асан Майсурского двора и Натховские 84 примерно 13-14 века, получается много внешних различий, таких, что параллели между гимнастическими упражнениями и асанами как некими психофизическими состояними для простого смертного - различия как небо и земля. Наверняка ранние асаны были не просто статические комфортные состояния, а что-то и еще, где как минимум присутствует, как говорит Бойко, "умиротворенный фон". А вот этот самый фон, по-моему, не возможен, если хатху не сочетать в раджой. В общем, тема эта хорошая для размышлений, мой опыт в принципе говорит о возможности такого рода вещей в отношении себя самого, но невозможности тех, кто йогой только начали заниматься, хотя и этому, в принципе, есть свои объяснения.

От  вас  зависит,   будет  ли  это   асана(Sthira Sukham),  или   просто  гимнастика...  Разве   может  быть  ограничение   в  количестве  занимаемых   положений?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1244

Количество и качество положений, если чем-то и обусловлены, то метафорическим, как и практическим, поэтому буквально относиться к текстам, не понимая их сути, не слушая просто себя, по-моему нет смысла. Тоже самое очевидно и в отношении разных стилей хатха-йоги. Есть хатха-йогины, есть хатха-йога, есть наборы практик в классических текстах и есть стили, главное быть йогином, а остальное никуда не денется.  
« Последнее редактирование: Январь 28, 2010, 22:31:10 от Leta Baba »
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 636
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха

Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64

Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.


Думаю  я  понял  о  чём  речь. Но  ведь  это  уже   не   новичковый  уровень. Что  бы  его   достичь  уходят  иногда  месяцы,  годы ... Глубокому  расслаблению   надо  еще  научить,  это  целый  комплекс   методов.  Для  того,  что  бы хоть  немного  корректно  работать с   сознанием необходимо  занять  асану(шавасану,  или   хотя  бы  в  кресле  научить  расслабляться).  А   это  уже работа  с  телом.  А   ведь  в  общий  класс  он  ходить  не  может,   из-за  ограничений,   связанных  с  болезнью.   И  ему  нужны индивидуально  подобранные  асаны  (и  др.  методы)  хотя  бы  для  раскрепощения  областей  тела  и  связанных  с  ними  блоков  мышцы-прана-ум.  То  есть  нужны  конкретные индивидуальные   рекомендации  по  работе  с  телом .  Те  же   вьяямы  не  все  смогут  сделать.

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА:
1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов :05:  и придадут легкость телу.
P.S. Leta Baba,  думаю  все  болезни  кармические.
  Спаибо  за  разьяснения.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 636
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха

Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.


Думаю  я  понял  о  чём  речь. Но  ведь  это  уже   не   новичковый  уровень. Что  бы  его   достичь  уходят  иногда  месяцы,  годы ... Глубокому  расслаблению   надо  еще  научить,  это  целый  комплекс   методов.  Для  того,  что  бы хоть  немного  корректно  работать с   сознанием необходимо  занять  асану(шавасану,  или   хотя  бы  в  кресле  научить  расслабляться).  А   это  уже работа  с  телом.  
Работа не простая, но кое-что, при определенном навыке внутренней настройки, можно дать почувствовать авансом :)
Причем, когда такой человек сразу чувствует нужное, пусть при этом неглубокое состояние, он может , делая асаны, держаться за него , как за фарватер, в этом один из нюансов передачи практик у Натхов.
 
« Последнее редактирование: Январь 29, 2010, 14:10:21 от Алламанатх »
Записан