Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Что происходит во время кумбхаки?  (Прочитано 18994 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

grig

  • *
  • Сообщений: 212

Как с точки зрения йоги и тантры обосновать процессы, которые происходят время задержки дыхания ?

Почему Свами Раджарши Муни в своей книге "Йога:Высший духовный путь" говорит о НАКОПЛЕНИИ праны в канде?  Что там ещё происходит? Может автор в своей книге не стал распространятся про другие процессы в кумбхаки (а именно обьединении апаны с праной и тд?)

Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #1 : Июнь 11, 2009, 01:48:15 »

   Думаю, все авторы книг по йоге, которые массово продаются, или учителя по йоге, на Западе особо не распространяются на подобные темы, не описывают подробно все механизмы. Основная причина в том, что механизмы связаны с религиозной мистической символикой, которая сложнее входит в коммерческие рамки, по сравнению с продажей техник для людей с простыми потребностями. Так же дело обстоит и с кандой. Сначала надо понять, что она из себя представляет на самом деле. Вы, наверное, читали в книгах о том, что в ней соединены все каналы (нади), т.е. три основных: ида, пингала и сушумна, и другие, которые связаны также с лепестками чакр. Эти лепестки - кундалы (кольца Кундалини). Обычно в традиции Кубджика этот треугольник изображают как тот, внутри которого гармонично расставлены еще 49 треугольников. Таким образом, в канде находятся все основные нади. Ида и пингала расположены вдоль позвоночника, когда они движутся вниз, то соприкасаются с двумя верхними углами, потом сползают вниз, внутрь треугольника, в нижний угол. В этом углу концентрируются два тока, солнечный и лунный, соединяясь с огненным, который направлен вверх и связан с сушумной. Весь треугольник символизирует собой йони (женский половой орган), считается, что она является раскрывающейся Шакти, из которой происходит все творение. Обычно эту канду изображают со сваямбху-лингамом внутри: сваямбху - означает самопроявленный, т.е. знак Шивы, который проявился из пустоты сознания, из Брахмана посредством авьякта-пракрити (непроявленной творящей природы), ее также называют мула-пракрити (коренная), потому что она - основа всех проявлений. Очевидно, именно поэтому чакру называют муладхара. Свадхиштхана - означает «приятное место", так же как вариант "своя обитель, место нахождения», она – место, где физически соединяется лингам и йони. Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов каула-тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела. Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном - вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся хатха-йога или любая другая йога у натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани, на уровне тела, вы способны реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх. Эти лепестки - символ йони, которая раскрывается при возбуждении. Лингамы на уровне трех грантх олицетворяют собой мужской половой орган в состоянии эрекции. Вся эта символика, разумеется, для многих выхолощенных йогических школ может быть непонятна еще и потому, что при полноценном объяснении данной символики нужно касаться ряда интимных тем, а это означает, что надо знать не только сами техники, но и их внутреннее значение. Нужно понимать тантризм на адекватном уровне.
          Итак, вернемся к канде: ее также связывают с треугольником кама-кала, где «кама» - означает волю или намерение, а «кала» - означает творение, раскрытие Абсолюта, и это раскрытие происходит посредством Шакти (творящей силы Абсолюта). Считается, что три угла треугольника есть раскрывающаяся бинду, в трех аспектах: солнечном, лунном и огненном. Поэтому три грантхи - это раскрывающаяся йони, где все каналы в чакрах поделены: гласные на уровне вишуддхи и аджны - это лунные каналы, согласные на уровне анахаты и манипуры - солнечные, а на уровне свадхиштханы и муладхары - огненные. Внутри этих структур находятся три лингама (знака Шивы). Эти три силы, по сути, являются проявлением одной, основная из них находится в муладхаре. Обычно Кундалини изображают как змею, согнутую в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама, которая кусает свой хвост. Эта «сгорбленность» Кундалини неслучайна, потому что она собой символизирует возвращение обратно, в свою истинную природу. Поэтому Кундалини - также символ нивритти, возвращения к своему изначальному источнику возникновения, она - унмани (трансцендентное сознание), или парасамвит. Эта Богиня содержит в себе все и является «скрытой», что также связано с ее скрученным состоянием. Это состояние - символ интеграции всей человеческой энергетической структуры и сознания. Считается, что все тело в себе содержит Вселенную, на более доступном уровне его изображают как тело Индии, которое также имеет форму треугольника, подобную йони. Как в Индии находятся разные места силы (шакти-питха), так и в теле человека, согласно традиции тантрической йоги, представлены эти питхи. Когда Кундалини начинает «пробуждаться», «раскрываться», она путешествует по этим питхам, в них находятся ее различные проявления (йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После такого финального «обхода», благодаря Кундалини мы достигаем целостности всего своего существа, где все становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза. Натхи под этим подразумевают контроль тела, это тело становится «вашим», так как пронизано вашим высшим сознанием. Но как это связано с праной и апаной, вдохом и выдохом, и почему при вдохе и выдохе происходит накопление праны, а не потеря, например? Потеря, конечно, может быть, и йогические тексты вполне конкретно говорят о том, что правильная пранаяма ведет к раскрытию сиддх и достижению мокши, а неправильная может убить практикующего. Именно так и есть - на самом деле в текстах нет случайных фраз, тем более, когда они часто повторяются. Три угла кама-калы или канды, как я уже сказал, имеют связь с тремя грантхами, а те связаны с вдохами и выдохами. Три грантхи - это развернутый вид канды, а канда удерживает всю сеть каналов. В зависимости от разных текстов существует разное описание того, где находится канда или грантхи, но это уже не столь актуально, когда вы разобрались в самом принципе. Грантхи связаны с праной, и хотя прана, по сути, одна, она имеет разные аспекты, мы не может контролировать прану без опоры на какие-то конкретные практики. Откуда вообще эти практики возникли? Они появились из одного совершенного источника, этот процесс имеет всем известную метафизическую основу. Мир проявляется благодаря Шакти, вся Вселенная и все феномены, в которых происходят постоянные изменения, называются жизнью, их причиной является прана. Невозможно разобрать отдельно все явления мира и рассмотреть, как в них действует прана, однако, йоги предлагают более простой и эффективный способ. Он заключается в том, чтобы осознать прану в своем теле. Она и в теле одна, но так как в теле много разных функций, включая и те, которые связаны с работой сознания, то мы можем до бесконечности рассматривать функции той или иной праны, сначала пяти основных пран, потом упапран (нага, курма, джананджайя и т.д.), их на самом деле куда больше. Поэтому за основу йоги взяли основные, без которых тело вообще не может функционировать, а именно - прану и апану, самана уже отвечает за пищеварение, но, согласитесь, если без пищи вы проживете довольно долго, то без дыхания - не очень. Значит, прана-апана, или вдохи и выдохи - основные элементы. Соответственно, во многих йогических текстах утверждается, что есть речака-пранаяма (контроль праны на выдохе), пурака-пранаяма (контроль праны на вдохе), далее кумбхака-пранаяма (контроль праны на задержке между вдохом и выдохом). Казалось бы, очень странно: очень многие преподаватели йоги, как правило, только кумбхаку превозносят как самую актуальную в пранаяме и именно ее считают источником контроля праны. Но это как раз то, о чем уже было сказано ранее: тексты говорят, что прану нужно подчинять медленно, подобно тому, как подчиняют диких животных, иначе это приведет к болезни, а иногда может привести и к смерти. И если мы говорим о том, что вдохи и выдохи, прана и апана - подобны Шиве и Шакти, то значит кумбхака - это их «любовный акт», по-разному называемый: "юкта", "ямала", "йога", "мудра", "саюджья", "самгхатта" и т.д, но мы его можем сделать и неэффективным, например, когда изо всех сил стараемся передержать задержку или когда форсируем вдох или выдох. Задержка не должна быть в ущерб вдоху и выдоху. Соответственно, неправильная кумбхака ведет к потере энергии, а правильная ее увеличивает. Прана усиливает апану, и наоборот; вдох усиливает выдох, и наоборот. Между ними естественным образом возникает некая среда, которая ведет к задержке. При этом кумбхака также является опорой (должна, по крайней мере) для вдоха и выдоха, поэтому все три должны аккуратно и не спеша регулироваться. Что такое задержка? Наверное, вы замечали, что в состоянии сильного экстаза или поглощения чем-то очень интересным, происходит нечто подобное замиранию, остановке, а иногда даже и остановка дыхания. В такой ситуации чувствуется полет творчества, наивысшее чувство эстетизма, постоянно жить такой жизнью не каждый может, так как помимо духовно развивающих сил есть множество тех, что блокируют в человеке различными покровами (аварана) эти состояния. Поэтому жить постоянно в таких высших состояниях - это большое искусство, удел истинных сиддха-йогов. Здесь также есть связь и с праной: в жизни, например, разные ее контрастные аспекты кого-то делают сильным, а кого-то совсем опускают на самое дно. Помню, как-то я слышал фразу: «Армия может сделать из кого-то мужчину, а из кого-то женщину». Смешно конечно, но если вы посмотрите на многих йога-инструкторов (к сожалению, это именно так), вы увидите, что эти люди из себя представляют разбитое корыто. И кажется, вроде бы выполняют они практики, многим известные, но почему-то все - больные, с видом «побитой собаки». Это как раз потому, что их прана разрушается от неправильных асан и пранаям вместе с телом. По идее, она должна была бы накапливаться в канде и во всей энергетической структуре, а этого почему-то нет. В йоге и в тантре есть такое очень важное понятие как вспомогательный элемент, опора (адхара). Это понятие может быть объемным, например, любая упая (уловка, хитрость, изысканное ухищрение) может привести к набору праны, поэтому все тексты говорят о том, что упаи надо хранить в тайне, как вы держите в секрете свои интимные отношения. Эти секреты можно передавать только тем, кому полностью доверяете. Во всех настоящих традиционных йогических школах Гуру проверяют учеников, прежде чем доверять.
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 17:20:45 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #2 : Июнь 11, 2009, 03:26:42 »

    Вдохи и выдохи постепенно растягиваются, становятся плавными, благодаря этому из них высвобождается резервная прана для кумбхаки. Вдох и выдох связаны с верхними углами треугольника (канды), это лунный и солнечный токи, нижний - огненный ток. Он является внутренней сферой их обоих, поэтому их интегрирует, а в определенном смысле и превосходит. Символика луны и солнца восходит к ведическим формам садхан, связанным с почитанием огня. Эта т.н. канда является также кундой (углублением в земле), в которой разжигается жертвенный огонь и совершается яджня. В йоге она связана с внутренним процессом жертвоприношения, где Божеству, в виде огня Кундалини, жертвуется луна и солнце. Есть много историй о том, что солнце появилось из глаза творца Праджапати, а жертвенный огонь из его рта, сома из его пота, после чего пот упал на землю и появились растения. Солнце Праджапати принес в жертву огню, чтобы огонь не съел самого Праджапати, а вот луну он пожертвовал в виде растений, т.е. деревьев, которые называются «самидха». Огонь поглотил луну и солнце и вновь их создал, потому что огонь несет все жертвы в антарикшу (небо) для богов, а боги затем поддерживают растения в виде дождей, и опять появляются растения. Отсюда и пошел такой обычай, считать пищу олицетворением сомы (луны). Солнце также утром проявляется из огня, а вечером поглощается огнем, тогда как сам огонь вечен. Огонь символизирует собой всех божеств, он - высший свет сознания (четана-шакти). Соответственно, в тантрической йоге сам процесс поглощения жертвенным огнем сушумны в канде лунных и солнечных токов - есть жертвование праны. Когда вы предлагаете жертву огню, он обычно разгорается, усиливается, и увеличивается его светимость. Поэтому и при пранаяме вы постепенно, шаг за шагом, растягиваете вдохи и выдохи, задержки, что подобно тому, как вы бросаете в огонь пищу в виде самидхи (древесины, масла и т.д.), причем вы же не выливаете все масло сразу, а предлагаете его частями. В конце, когда вы делаете пурнахути, вы жертвуете огню много еды и выливаете больше масла с васудхара-мантрой. В пранаяме все очень похоже, вы делаете вдохи-выдохи, сахита-кумбхаки и, в конце концов, достигаете естественной длинной задержки (кевала) и состояния самадхи. Обычно тогда говорят о том, что самадхи ведет к состоянию мокши, просветления, при этом доступ к высшим состояниям праны становится безграничным, вся космическая прана становится вашей праной, все виды сознания - вашим сознанием. Конечно, процесс восхождения к такому состоянию может проходить не сразу, а долгое время, но это уже зависит от уровня того или иного йогина, который идет этим путем. Отсюда, канда - очень непростая структура. Обычно многие книги по йоге ее описывают скудно, хотя, сколько о ней не говори - этого может быть недостаточно.  И рассказать невозможно, потому что само значение представляет собой таинство.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #3 : Май 02, 2021, 11:37:20 »

Адеш, Гуруджи!

Не совсем ясно, почему во многих переводах термин канда переводят как "луковица", где-то видел, как "яйцо". Если это место жертвоприношения, то почему тогда луковица? Тут, скорее, все символическое. Могли бы вы прояснить, откуда такие названия, как это все связано с чакрами, Кундалини и нади?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #4 : Май 06, 2021, 16:46:17 »

Адеш!

Откуда такое название कन्द (канда), которое многие переводят как "луковица", "корневище", "клубень", "корень" и т.д.? И как это связано с Кундалини и чакрами?

Я бы этот термин переводил как "бутончик", который в себе в содержит цветок в латентном виде. Т.е., канда – это источник потенциального распускания цветка, цветок раскрывается, а некоторые цветы могут иметь даже несколько рядов лепестков. Первично раскрывшиеся лепестки направляются вверх и в стороны, вслед за ними, поверх них и изнутри, идут другие. Есть цветы, которые распускаются "несколькими уровнями" по вертикали, но это одна система. Цветам обычно нужен баланс солнечного света и влаги для их роста. Мы знаем, что в тантризме цветок – это символ Шакти, а также чакры часто называют цветками, лотосами. Чакры – это проявления Кулакундалини, кула – означает "семья", нечто взаимосвязанное, каждый лепесток, каждая чакра – это какой-то из уровней и подуровней, связанный с пробуждением (цветением) энергии Кундалини. Цветок (как вы знаете из биологии) – это ни что иное, как половые органы растений, поэтому, очень многие тексты йоги говорят, что пока в человеке есть сексуальная энергия – он живет, когда она иссекает или увядает – он умирает. Свет или тепло, а также влага необходимые для цветения, это то что в йоге символизируют солнце и луна, если будет избыток влаги и отсутствие света, то растение не будет расти и не зацветет, а если избыток огня и засуха – он погибнет. Поэтому нужно равновесие.

Если вы задумаетесь о цветении еще глубже, то вопросов возникнет еще больше. Например, вот человек рождается и растет. К чему он движется, разве не к смерти? И разве в цветении не заложен постепенный процесс распада? Конечно, это именно так, человек молод, он хочет скорее вырасти, он вырастает, потом вспоминает молодость, хочет вспомнить то время, когда был полон сил и это служит одной из причин нового рождения. Когда цветок Шакти тянется вверх к свету Шивы и на своем пике подходит к аджня-чакре, и так как это пик цветения, то из центра цветка появляется бинду или семя цветка. Оно является источником нового рождения данного вида. Т.е. аджня-чакра, которая переводится как "команда", "порядок" – это сфера "перезагрузки" системы. Там содержится система передачи модели развития микрокосмического процесса, это сфера, где происходит растворение и новое рождение базовых основ бытия. Шакти соединяется, сливается с Шивой и получает его команду заново раскрыться в виде творения. Аджня-чакра – это система передачи (сампрадана), я думаю, и понятие "сампрадая", то что часто переводят как "традиция", тоже включает передачу даршаны, мировоззренческих ориентиров, устремлений к тому, что продолжает нести волю Богу и своего Гуру. Но, конечно, это не просто передача каких-то мирских и эфемерных пожеланий, а того, что ведет к надвременному опыту. Фактически, все практики напрямую связаны с данным опытом или могут кем-то восприниматься, как ведущие к нему, но они все на него ориентированы. Цветение также связано и с плодами (сиддхи), хотя, плоды пробуждения, раскрытия сознания, углубления, утончения его являются показателями успеха в садхане, но сама суть йоги, скорее, в выходе в безотносительную, изначальную реальность. Вообще, говоря о "цветении" и сиддхах (успехах), в русском языке можно встретить много производных слов, например, "процветание", "мудрость" (глубокое знание), что противоположно незнанию (т.е. знанию низшему), это тоже, своего рода, зрелость. Я думаю, этот образ дает хорошие представления о том, что подразумевается под словом "пробуждение", "самореализация".

Таким образом, цветы (чакры с Кундалини) проявляют бинду, она опадает сверху на землю, дает зарождение нового плода и прорастает заново. В человеческом теле, канда – это место, связанное с репродуктивной функцией. Хотя конечно, пробуждение Кундалини, это не просто энергия физического роста, а скорее, ее сублимированный вид в виде духовного роста, который ведет не к смерти тела, а к смерти в отношении всего иллюзорного, переходящего. Просто одно может быть задействовано в обретении другого, мирское должно стать инструментом для реализации духовного.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #5 : Май 07, 2021, 19:13:59 »

Адеш, Гуруджи! 

Спасибо за такой интересный и развернутый ответ. Поражает как все со всем взаимосвязано. Отсюда, очевидно, и Шривидья, где Шри - означает процветание.

 suns

Записан