Думаю, все авторы книг по йоге, которые массово продаются, или учителя по йоге, на Западе особо не распространяются на подобные темы, не описывают подробно все механизмы. Основная причина в том, что механизмы связаны с религиозной мистической символикой, которая сложнее входит в коммерческие рамки, по сравнению с продажей техник для людей с простыми потребностями. Так же дело обстоит и с кандой. Сначала надо понять, что она из себя представляет на самом деле. Вы, наверное, читали в книгах о том, что в ней соединены все каналы (нади), т.е. три основных: ида, пингала и сушумна, и другие, которые связаны также с лепестками чакр. Эти лепестки - кундалы (кольца Кундалини). Обычно в традиции Кубджика этот треугольник изображают как тот, внутри которого гармонично расставлены еще 49 треугольников. Таким образом, в канде находятся все основные нади. Ида и пингала расположены вдоль позвоночника, когда они движутся вниз, то соприкасаются с двумя верхними углами, потом сползают вниз, внутрь треугольника, в нижний угол. В этом углу концентрируются два тока, солнечный и лунный, соединяясь с огненным, который направлен вверх и связан с сушумной. Весь треугольник символизирует собой йони (женский половой орган), считается, что она является раскрывающейся Шакти, из которой происходит все творение. Обычно эту канду изображают со сваямбху-лингамом внутри: сваямбху - означает самопроявленный, т.е. знак Шивы, который проявился из пустоты сознания, из Брахмана посредством авьякта-пракрити (непроявленной творящей природы), ее также называют мула-пракрити (коренная), потому что она - основа всех проявлений. Очевидно, именно поэтому чакру называют муладхара. Свадхиштхана - означает «приятное место", так же как вариант "своя обитель, место нахождения», она – место, где физически соединяется лингам и йони. Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов каула-тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела. Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном - вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся хатха-йога или любая другая йога у натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани, на уровне тела, вы способны реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх. Эти лепестки - символ йони, которая раскрывается при возбуждении. Лингамы на уровне трех грантх олицетворяют собой мужской половой орган в состоянии эрекции. Вся эта символика, разумеется, для многих выхолощенных йогических школ может быть непонятна еще и потому, что при полноценном объяснении данной символики нужно касаться ряда интимных тем, а это означает, что надо знать не только сами техники, но и их внутреннее значение. Нужно понимать тантризм на адекватном уровне.
Итак, вернемся к канде: ее также связывают с треугольником кама-кала, где «кама» - означает волю или намерение, а «кала» - означает творение, раскрытие Абсолюта, и это раскрытие происходит посредством Шакти (творящей силы Абсолюта). Считается, что три угла треугольника есть раскрывающаяся бинду, в трех аспектах: солнечном, лунном и огненном. Поэтому три грантхи - это раскрывающаяся йони, где все каналы в чакрах поделены: гласные на уровне вишуддхи и аджны - это лунные каналы, согласные на уровне анахаты и манипуры - солнечные, а на уровне свадхиштханы и муладхары - огненные. Внутри этих структур находятся три лингама (знака Шивы). Эти три силы, по сути, являются проявлением одной, основная из них находится в муладхаре. Обычно Кундалини изображают как змею, согнутую в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама, которая кусает свой хвост. Эта «сгорбленность» Кундалини неслучайна, потому что она собой символизирует возвращение обратно, в свою истинную природу. Поэтому Кундалини - также символ нивритти, возвращения к своему изначальному источнику возникновения, она - унмани (трансцендентное сознание), или парасамвит. Эта Богиня содержит в себе все и является «скрытой», что также связано с ее скрученным состоянием. Это состояние - символ интеграции всей человеческой энергетической структуры и сознания. Считается, что все тело в себе содержит Вселенную, на более доступном уровне его изображают как тело Индии, которое также имеет форму треугольника, подобную йони. Как в Индии находятся разные места силы (шакти-питха), так и в теле человека, согласно традиции тантрической йоги, представлены эти питхи. Когда Кундалини начинает «пробуждаться», «раскрываться», она путешествует по этим питхам, в них находятся ее различные проявления (йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После такого финального «обхода», благодаря Кундалини мы достигаем целостности всего своего существа, где все становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза. Натхи под этим подразумевают контроль тела, это тело становится «вашим», так как пронизано вашим высшим сознанием. Но как это связано с праной и апаной, вдохом и выдохом, и почему при вдохе и выдохе происходит накопление праны, а не потеря, например? Потеря, конечно, может быть, и йогические тексты вполне конкретно говорят о том, что правильная пранаяма ведет к раскрытию сиддх и достижению мокши, а неправильная может убить практикующего. Именно так и есть - на самом деле в текстах нет случайных фраз, тем более, когда они часто повторяются. Три угла кама-калы или канды, как я уже сказал, имеют связь с тремя грантхами, а те связаны с вдохами и выдохами. Три грантхи - это развернутый вид канды, а канда удерживает всю сеть каналов. В зависимости от разных текстов существует разное описание того, где находится канда или грантхи, но это уже не столь актуально, когда вы разобрались в самом принципе. Грантхи связаны с праной, и хотя прана, по сути, одна, она имеет разные аспекты, мы не может контролировать прану без опоры на какие-то конкретные практики. Откуда вообще эти практики возникли? Они появились из одного совершенного источника, этот процесс имеет всем известную метафизическую основу. Мир проявляется благодаря Шакти, вся Вселенная и все феномены, в которых происходят постоянные изменения, называются жизнью, их причиной является прана. Невозможно разобрать отдельно все явления мира и рассмотреть, как в них действует прана, однако, йоги предлагают более простой и эффективный способ. Он заключается в том, чтобы осознать прану в своем теле. Она и в теле одна, но так как в теле много разных функций, включая и те, которые связаны с работой сознания, то мы можем до бесконечности рассматривать функции той или иной праны, сначала пяти основных пран, потом упапран (нага, курма, джананджайя и т.д.), их на самом деле куда больше. Поэтому за основу йоги взяли основные, без которых тело вообще не может функционировать, а именно - прану и апану, самана уже отвечает за пищеварение, но, согласитесь, если без пищи вы проживете довольно долго, то без дыхания - не очень. Значит, прана-апана, или вдохи и выдохи - основные элементы. Соответственно, во многих йогических текстах утверждается, что есть речака-пранаяма (контроль праны на выдохе), пурака-пранаяма (контроль праны на вдохе), далее кумбхака-пранаяма (контроль праны на задержке между вдохом и выдохом). Казалось бы, очень странно: очень многие преподаватели йоги, как правило, только кумбхаку превозносят как самую актуальную в пранаяме и именно ее считают источником контроля праны. Но это как раз то, о чем уже было сказано ранее: тексты говорят, что прану нужно подчинять медленно, подобно тому, как подчиняют диких животных, иначе это приведет к болезни, а иногда может привести и к смерти. И если мы говорим о том, что вдохи и выдохи, прана и апана - подобны Шиве и Шакти, то значит кумбхака - это их «любовный акт», по-разному называемый: "юкта", "ямала", "йога", "мудра", "саюджья", "самгхатта" и т.д, но мы его можем сделать и неэффективным, например, когда изо всех сил стараемся передержать задержку или когда форсируем вдох или выдох. Задержка не должна быть в ущерб вдоху и выдоху. Соответственно, неправильная кумбхака ведет к потере энергии, а правильная ее увеличивает. Прана усиливает апану, и наоборот; вдох усиливает выдох, и наоборот. Между ними естественным образом возникает некая среда, которая ведет к задержке. При этом кумбхака также является опорой (должна, по крайней мере) для вдоха и выдоха, поэтому все три должны аккуратно и не спеша регулироваться. Что такое задержка? Наверное, вы замечали, что в состоянии сильного экстаза или поглощения чем-то очень интересным, происходит нечто подобное замиранию, остановке, а иногда даже и остановка дыхания. В такой ситуации чувствуется полет творчества, наивысшее чувство эстетизма, постоянно жить такой жизнью не каждый может, так как помимо духовно развивающих сил есть множество тех, что блокируют в человеке различными покровами (аварана) эти состояния. Поэтому жить постоянно в таких высших состояниях - это большое искусство, удел истинных сиддха-йогов. Здесь также есть связь и с праной: в жизни, например, разные ее контрастные аспекты кого-то делают сильным, а кого-то совсем опускают на самое дно. Помню, как-то я слышал фразу: «Армия может сделать из кого-то мужчину, а из кого-то женщину». Смешно конечно, но если вы посмотрите на многих йога-инструкторов (к сожалению, это именно так), вы увидите, что эти люди из себя представляют разбитое корыто. И кажется, вроде бы выполняют они практики, многим известные, но почему-то все - больные, с видом «побитой собаки». Это как раз потому, что их прана разрушается от неправильных асан и пранаям вместе с телом. По идее, она должна была бы накапливаться в канде и во всей энергетической структуре, а этого почему-то нет. В йоге и в тантре есть такое очень важное понятие как вспомогательный элемент, опора (адхара). Это понятие может быть объемным, например, любая упая (уловка, хитрость, изысканное ухищрение) может привести к набору праны, поэтому все тексты говорят о том, что упаи надо хранить в тайне, как вы держите в секрете свои интимные отношения. Эти секреты можно передавать только тем, кому полностью доверяете. Во всех настоящих традиционных йогических школах Гуру проверяют учеников, прежде чем доверять.