Благодарю за интересный ответ!Информации о янрах мне кажется в России очень мало.Коренных текстов почти нет.Встречаются сомниельные переводы с английского,в основном изложение чьих-то мнений по -этому поводу.А без коренных текстов понимание символики чисел,букв ,геометричских знаков,цветов, систем пропорций, и их влияния на человека невозможно.Слишком много плохо обоснованных теорий.
Во-первых, дело в том, что в Тантрах часто даются разные практики одного и того же Деваты, на примере Махамритьюнджая-янтры. Разное количество мантр – по структуре и по количеству слогов. Например, в Ведах две Махамритьюнджая-мантры, а в Тантрах есть такие, о которых вообще мало кто может знать. Приведу несколько нестандартных примеров, когда, согласно Шривидье, вставляется панчадаши-мантра:
oṁ tryambakaṁ yajāmahe kaeīlahrīṁ sugandhiṁ puṣṭivardhanam |
hasakahalahrīṁ urvārukamiva baṁdhanān sakalahrīṁ mṛtyormukṣīya māmṛtāt ||
Или Вилома-крама (с перестановкой слогов):
oṁ ttāmṛmāyakṣīrmutyomṛ n nāndhaba vamikarurvāu |
mnardhava ṣṭipundhiṁgasu hemajāya kaṁmbatrya ||
oṁ mṛtyormukṣīya māmṛtāt urvārukamiva bandhanāt |
sugaṁdhiṁ puṣṭivardhanaṁ tryambakaṁ yajāmahe ||
Есть подобные мантры, относящиеся к Гаятри, сочетание ее с мантрами Угра-форм, типа Пратьянгиры, Бхайравы и т.п. Да и янтры ведь – это еще не вся садхана; мантры, хома и т.д., много всего. Чтобы мантра правильно заработала, нужно, чтобы весь процесс контролировал и объяснял Гуру, который все это знает полностью, т.е. по кускам это все может работать не в том качестве, как должно. Поэтому формат форума, книг и т.п., конечно, предназначен просто для ознакомления, что такое существует в целом, но для всей садханы нужно живое общение с Гуру, а для последнего важно полное доверие. Вообще все эти вещи – серьезное оружие, учить им можно только адекватных людей. Разные Учителя по-разному в официальном пространстве преподносят тантру (речь о тех, кто действительно в теме соображает). Однако большинство реализованных в садхане Гуру никогда ее разрозненно не воспринимают, хотя и могут говорить о бхавах (пашу, вира, дивья), ачарах, двайтах и адвайтах. Но если трезво посмотреть на тантру, я не понимаю, как все эти уровни практики можно делить? Ну, например, в той же Махамритьюнджая-янтре есть ньясы (для самой янтры), и не только в ней, во многих. Они есть и в хомах, и в других формах поклонения. Мы почитаем анги (части Деваты). Но все те же принципы – и в каулической пудже, где вместо янтры сидит другой человек и не янтре ньясы делаются, а, например, стри (женщине, в которую призываешь Богиню). Можно, как обычно, для себя проводить ньясы и самого себя "делать Деватой", тем самым помогая в своем храме реализовать Девату и ее мантру. Очень много деталей, и есть нечто, что связано непосредственно с Божеством и то, что их все связывает вместе.