Matsyendranatha писал(а):Асаны, шаткармы, пранаяма и прочая физуха, описаные в Хатха йога прадипике, не используются?
Они используются в садхане но не всеми. Вы также могли заметить в текстах, что там говорится о той или иной асане и пранаяме, о терапевтическом эффекте. Но здоровье в понимание йога не тоже самое, что подразумевает обычный человек. Различие в исцелении йогой и (физкультурой), примерно такое же, как различие между медицинским лечением и духовным целительством. Для одного здоровье - это когда тело не болит, для другого, когда оно живет 100-300 лет и т.п. Болезни в теле подобны тем же тяжелым разрушительным энергиям, которые вы можете встретить на шмашане. Но я это говорю не к тому, что это нормально и их (эти энергии) надо развивать, как это делают агхори. Эти энергии - то с чем надо разобраться, но это уже отдельная тема. Натхи считают, что материальное тело это идеальное место для развития души. Тело не греховно, в нем заложены все божественные качества и всё самое высшее. Многие аскеты предлагают умерщвлять своё тело но это тоже во многом не полноценный подход. Тело это Кула (проявленный Шива).
Есть разные уровни техники под одним и тем же названием или же "физические" техники не относятся к йоге натхов, а они используют более "внутренние" варианты практик?
Используются и те и другие. Просто каждая из техник может восприниматься и как сукшма (тонкая), и как стхула (грубая) или мишра (совмещающая всё сразу). Как антаранга и как бахиранга-йога (внешняя и внутренняя).
Насколько "просто" вывести сознание в какое-либо состояние.
С сохранением осознанности не всем просто, вывести и удержать.
Как достигается в вашей школе, чтобы в уджайи "шипела Кундалини"?
Постепенно. Иначе она может укусить.
Ну а если серьезно, то каждая из пранаям помимо своих внешних состояний имеет внутренние Бхастрика может влиять на джатхар-агни и может на огонь Кундалини-Шакти. Сурья-бхедана - связана с солнцем (Шакти), Чандра-бхедана - с луной (Шива). Бхрамари с анахата-надой или Шабда-брахманом и т.д. Так же и с йогическими мудрами. К этому следует идти не спеша.
Т.е. идут ли сначала практики работы с "физикой" (тем же языком, легкими) или сразу идут тонкие техники?
Всё зависит от ученика, дело не в том, чтобы для всех описать одну идеальную садхану - это просто нереально, а в наше время считаю даже бесполезным делом. Главное что бы ученик был готов делать всё, как говорит Гуру. Это могут быть Шат-кармы или Сукшма-Вьяяма, джапа, пуджа, может быть хатха-йога, а может быть и просто карма-йога. Без опытного Гуру, любая из этих йог бесполезна. Горакшанатх определял свой опыт терминами разных существовавших тогда систем, тем не менее, он говорил о том что все они не способны дать исчерпывающего описания учения. Соответственно нет смысла верить в то, что какая то особая, тайная методика может дать сиддхи и освобождение. Для настоящей практики нужен Гуру и получаемые от него упадеши (наставления), даже соблюдение их может привести к совершенству, даже если он и не даст дикшу (посвящение) или ту практику, которую мы хотим. Тексты говорят о том, что внешние атрибуты йога и формальные выполнения техник не делают из человека йога. Более того, сам Горакшанатх предупреждал, в 6-ой части «Сиддха-сиддханта-паддхати», что любой метод может стать полностью бессмысленным. Духовная практика - это в первую очередь оставление всех отождествлений себя с чем либо ограниченным, (я русский, я умный, я инструктор по йоги, я практик). Хотя и все эти наши «Я» тоже должны осознаваться как части нас, быть приняты и контролируемы нами.
Есть ли в вашей школе (я имею ввиду русских практикующих) люди, поднявшие Кундалини и получившие в этом подтверждение от авторитетных индийских учителей?
Не вижу смысла описывать свой мистический опыт тут, потому что это невозможно. А подтверждение о поднятии Кундалини или пребывании в состоянии Унмани авастха, это смешное занятие. Тот, у кого есть опыт пробуждения Кундалини без труда определит пробуждена она у кого-либо или нет. Натхи следуют пути Авадхуты, они не являться ашрамом йоги или какой либо ещё социальной структурой. Это собственно одна из причин, по которой в Индии сложно отыскать общество просветлённых йогов. Натхи ищут истину не во внешних подтверждениях, она ( истина) находится ими только посредством садханы.
Что касается Кундалини, вы верно заметили, что многие путают свои разного рода больные состояния или сенсорные опыты с пробуждением Кундалини. При реальном пробуждении у человека в корне меняется мировоззрение, он становится в высшей степени осознанным. Это состояние не имеет никакого отношения к разного рода проявлениям тамаса. Как бы замечательно и прекрасно этот опыт не описывали йогические тексты, ему невозможно дать каких либо определений хотя и они тоже отчасти правильны. Если Кундалини пробудилась, то ни у вас самого, ни у вашего Гуру не будет вопроса: «так это или нет?» Когда она восходит к высшей чакре - все вопросы исчезают, потому что ответы сразу же приходят в месте с ними. В этот момент есть только Паравидья, главное не спутать её с паранойей.
По поводу «авторитетных учителей» - в Индии, как и везде в мире «йогические» школы между собой конкурируют и друг о друге могут сказать всё что угодно. Это, как правило зависит от того, нравитесь вы им или нет. Учителя могут быть какие угодно, можно встретить и никому не известного, но являющегося при этом сиддхом, или очень раскрученного, такого, что даже в его авторитетность готова верить почти вся «йогическая общественность» мира, но это не значит, что это истинные садху на самом деле. Истинных адептов йоги из всей «тусовки» не так уж и много. Даже тех, кто пытается искать истину - единицы. Настоящий поиск - это большая жертва своими заблуждениями, на которую готовы далеко не все. Реализованных йогинов ещё меньше и если они есть, то не стоит думать что они сразу начнут, как Дэвид Коперфильд, демонстрировать свои сиддхи. То, что подобные явления существуют, вполне очевидно, главное ко всему относиться спокойно. Не удивлюсь если лет через 150, в средних школах детей будут учить левитации вместо уроков физкультуры.