Адеш!
Мне кажется, это очень многомерная тема, хотя на вид простая. Очень мне напоминает ситуацию, как раньше в России опасно было ходить по улицам. Подходит маленький мальчик и спрашивает: «Дядь, сигареткой не угостишь?». Позади мальчика стоят два пацана, готовых уже к драке. Ты говоришь малышу: «Малютка, иди отсюда». В ответ ребята тебе: «Не хорошо ведь малышей обижать». И ясное дело, что придется разбираться не с малышом. Так вот за некоторыми темами, на вид простыми, стоит целая цепочка последовательностей, уже не совсем простых, от которых, тем не менее, сильно зависит обсуждаемая тема. Очень непросто говорить о том, что такое воспитание детей, рождение живого существа. Например, вот нельзя сказать однозначно, что в семье шудры родится шудра по своим духовным качествам, или у брахманов родится шудра. Может ведь быть так, что где-то свыше какое-то чистое существо пожелали воплотить в кармически неблагоприятном месте, чтобы не дать этому месту «расслабиться», родителям тоже. Все считают, что родители учат детей, но может быть и наоборот. Или, допустим, у очень чистой и духовной мамы может родиться не совсем эволюционно развитая джива, такое тоже бывает. Например, притянулась противоположность, чтобы оба (родитель и ребенок) друг друга дополнили. Если мать при беременности начнет практиковать какие-то очень крутые чистые, духовные методы, то может ведь выйти и так, что по ребенку «хлопнет» уже тогда, когда он находится в матке. Понимаю, кому-то такое сложно себе представить, но такое возможно. У матери случится выкидыш. Я знаю одну женщину, которая была довольно развитым человеком и активно посвящала себя духовным практикам, у нее произошел выкидыш по непонятным ей причинам. Вам никогда не приходилось видеть, как некоторых людей, когда они приезжали в святые места, там «плющило и колбасило»? Бывают ведь случаи, если больному человеку дать сразу много чистой энергетики, то он может быстро «загнуться» от такого шактипата. Поэтому не все однозначно относительно того, кому и что из духовных практик надо делать во время беременности. В Индии, конечно, когда планируют ребенка, этим занимаются еще задолго до того, как он будет зачат. На Западе другая традиция, я просто не совсем хорошо знаю, что рекомендует на эту тему, например, русское христианство. Во многих случаях зачатие вообще может произойти незапланированно, как говорят в народе, «по залету». И так вот, не видя конкретной ситуации, очень сложно говорить что-то однозначное.
Насчет того, нужны ли дети йогиням и йогам - вопрос тоже очень непростой, у каждого в этом мире свой путь, который ни на чей не похож. Для меня мои дети - это те, кого я обучаю садхане, этому я посвящаю свою жизнь, жить семейной жизнью (в том виде, как это принято) лично я не буду. Но я знаю немало семей, которые очень хорошо совмещают социальную жизнь с йогической. Кто-то просто сам развивается в процессе социальной жизни и, например, учится у своих детей не впадать в косности прошлого, чтобы не стать в зрелости маразматиком. Относительно йоги, вы же понимаете, это понятие очень растяжимое. В каком-то смысле, вообще настоящей йоге может обучить только Гуру, никакие не инструктора. Инструктора могут что-то преподать из более-менее настоящей йоги только в том случае, если у них есть Гуру, который их самих постоянно корректирует. Но много ли вы знаете таких инструкторов? Сейчас каждый преподает все, что хочет, поэтому и йоги всякой полным-полно. Почти никто не знает, что такое традиционная йога, каждый выдает (даже касательно индийской йоги) то, что он пропустил через призму своего кармического видения. Например, если вы послушаете разные впечатления людей, которые посетили Индию, о том, какая там йога, то тот, кто до Индии учился у А. Сидерского скажет, что один в один как у СИДа; кто учился у Бойко, скажет, что он увидел в Индии, что там учат фактически по Бойко и т.п. И все будут уверены, что во всем разобрались, но мало кому придет мысль, что они в Индии притянули то, чем сами уже являлись изначально. При этом Сидерский действительно может знать традиционную йогу, почему бы и нет? Но он живет в другой культуре. Другое дело, если кто-то говорит смело, что он учит индийской йоге, при этом не освещает какие-то отличия своей подачи от того, что в Индии, - вот это не очень хорошо, в будущем может возникнуть очень много неясностей, что чем являлось изначально. Люди придумают на основе непонятых реформаций уже то, что на традиционную йогу совсем не похоже, и по сути уже даже эти вещи нереально сравнивать. Если потом человеку, воспитанному на модернистской практике, рассказать что-то об аутентичной, то он, как бы смешно это ни казалось , воспримет аутентичную йогу как ненастоящую. В Индии любая духовная практика, а йога к этой категории и принадлежит, строится на авторитете Гуру, традиции; у них культивируется бхакти, и такой этикет и ориентиры определяют буквально все виды практик. Поэтому и практики наполнены другим смыслом, нежели тот, который в них может видеть человек, практикующий в России или где-либо еще на Западе. Допустим, в России кто-то может взять Гхеранда-самхиту и делать из нее джьотир-дхьяну: он будет думать, что это просто техника сосредоточения ума, что-то типа тратаки. А индус ту же самую технику увидит как одну из форм бхакти, свет - как световой аспект божества, или тонкое его состояние (сукшма). В России скажут, что это не связано с религией вообще, а коренной индус удивится этому: «Если не связано с религией, зачем вообще тогда этим заниматься, ведь сознание нужно направлять на Высшее?!». Для индуса Бог в виде света или пустоты все равно остается Богом.
Чтобы знать, как совмещать йогу с обычными аспектами жизни, нужно изучать йогу в ее полноценном виде, изучать вообще йогическое воззрение. Если так не хочется, тогда можно просто делать асаны, рожать, жить как все, называя это дело фитнесом.
На самом деле, для женщины, когда она становится мамой, в духовном плане есть как свои плюсы, так и свои минусы. Плюсы в том, что у женщины появляется человек, о котором она заботится без корыстной мотивации; с другой стороны, это может ее сильно привязать к быту. В общем, тема такая, что ее можно много обсуждать.