Джай Шива Горакша!
Про двадашанту или шодашанту, которая связана со входящим и выходящим воздухом из носа, можно встретить косвенное и прямое упоминание или ее детальное описание во многих текстах. Это как тексты натхов, так и самые разные тантры в других традициях. Есть две лакшьи, которые связаны с сознанием и энергией, можно их более конкретно соотнести с Шивой и Шакти. Принцип лакшьи построен на том, что она является целью, на которую должен быть направлен ум, чтобы со временем познать эту лакшью и достичь с ней тождества. Так, например, в адвайта-веданте такой лакшьей является Брахман или Атман, в Кашмирском шиваизме и у натхов - это Шива, а также может быть высший свет сознания "пракаша-вимарша" или "кундалини-шакти", которая тоже является формой высшего трансцендентного сознания "парасамвид". В "Сиддха-сиддханта паддхати" наилучшим образом описаны эти лакшьи как находящиеся внутри и снаружи тела, но внешние и внутренние лакшьи могут пониматься не обязательно именно в связи с телом, например, внутренняя лакшья может означать внутреннее ядро сознания, а внешняя - ее аспект раскрытия. Это раскрытие происходит в направлении бесконечности, поэтому раскрытие подобно кругу, когда вся подобная активность возвращается обратно к источнику, из которого она возникла. Таким образом, кундалини или чакры - это всегда форма круга как символ вечного движения, любая из двадашант связана с исходящей силой и возвращающейся обратно, поэтому этот процесс называется "арохан-аварохан" или "анулома-вилома". Описание двадашанты может быть связано с практикой мантры и дыхания, входящего и исходящего дыхания, праны и апаны, "верхняя" двадашанта или "нижняя" - по сути, обе выходят за пределы тела, поэтому их можно называть внешними. Хотя, как я уже говорил, под внешним и внутренним (согласно той или иной школе, Гуру) могут подразумеваться разные вещи. Поэтому важно понять не форму, а суть. В Кубджика-тантрах иногда упоминается шадашанта над головой, а в текстах натхов также пространство на шестнадцать пальцев от кончика носа. Это же вы можете встретить не только в Сиддха-сиддханта паддхати, но и в более прикладных текстах типа Шива-свародаи. В Горакх-бани перечисляются различные мудры: кхечари, бхучари, чанчари, агочари и унмани, которые находятся в органах восприятия "джнянендриях". Мудра, как известно, означает "то, что дарует радость"; с другой стороны - печать или символ, отражения вашего сознания. В данном случае эти мудры означают управление чувственными рефлексами и сознанием, которое с ними связано. Унмани-мудра имеет связь с брахмарандхрой, и она включает в себя всю верхнюю двадашанту, в Горакх-бани Горакшанатха вы можете встретить упоминание о восьми чакрах, где восьмая находится на уровне брахмарандхры и называется "сукшма-чакрой". В Кашмирском шиваизме - это целая группа сукшмачакр в пространстве головы и над макушкой: ардхачандра, народхика, нада, наданта, шакти, вьяпика, самана и унмана. В Горакх-бани Горакшанатх говорит о унмани-мудре и также сукшмачакре, он не описывает всю структуру подетально, но судя по названиям и локализации, вполне очевидно, что речь идет об одном и том же. Остальные мудры: агочари-мудра находится в ушах и связана с практикой наданусандханы; чанчари-мудра в глазах, она имеет связь с практикой шамбхави-мудры; кхечари-мудра во рту, относится к практикам различных крий кундалини-йоги; бхучари-мудра связана с нижней двадашантой или шодашантой. В Кубджика-тантрах шодашанта так называется потому, что шесть чакр в теле и десять верхних сукшма-чакр составляют шестнадцать аспектов движения праны вверх и вниз, а также шестнадцать пальцев от кончика носа - это расстояние выдыхаемого воздуха. В Виджняна-бхайрава тантре вы можете встретить описание как одной, так и другой практик двадашанты.
Верхнюю двадашанту мы уже немного рассмотрели, теперь рассмотрим нижнюю, ее символику и практику. В ВБТ мы встречаем вот такое описание техники:
vrajet prANo visejjIva icchayA kuTilAkR^itiH |
dIrghAtmA sA mahAdevI parakSetraM parAparA || 154
Перевод:
"Прана или дыхание выдоха выходит и дыхание вдоха (джива) входит в изогнутой форме. Они делают так в соответствии с собственной гармонией (иччхая). Великая богиня (пранашакти или кундалини) вытягивается вверх (диргхатма). Будучи трансцендентной и имманентной, она - самое превосходное место паломничества".
asyAmanucaran tiShThan mahAnandamaye.adhvare |
tayA devyA samAviShTaH paraM bhairavamApnuyAt ||155
Перевод:
"В той великой богине находится большая радость [соединения "са" и "ха", то есть мантры со-хам], которая подобна яджне или жертвоприношению (вимарши или Я-сознания). Следуя этому и пребывая в этом (то есть в радости мантры (anucaran tiShThan), каждый отождествляется с великой богиней и таким образом (через нее) достигает Бхайравы."
Говорится о том, что это дыхание является изогнутым, и само движение праны является Хамсагамини или Богиней Кубджикой. Обычно натхи восприятие сил брахманды описывают как "брахманда-бхраман"; "бхраман" означает круговое движение или путешествие, подобное водовороту; когда энергия восходит к верху головы, вы там воспринимаете разные силы вселенской шакти (кхечари-чакра). Здесь нет такой цели, как достичь чего-то жестко зафиксированного, потому что вы можете концепцию достижения какого-то устойчивого состояния сделать мертвым блоком для своего восприятия, что многих, как правило, может привести к излишнему напряжению. Поэтому символ круга энергий и вращения, который связан с Кубджикой, на самом деле непростой. Многие думают, что Богиня, скрученная как змея на уровне муладхара-чакры в канде - это что-то низшее, потому что она там спит, согласно многим текстам. Однако кундалини описана как свернутая в три с половиной кольца, и три кольца - это трансцендирование трех уровней сознания: бодрствования, сна со сновидениями и глубокого поглощения сознания "сушупти". Четвертое полукольцо означает состояние возврата опять в проявленную реальность трех упомянутых уровней, но при этом уже в состоянии отстраненного участия, когда все объекты мира воспринимаются как имеющие связь (кула) между собой, и при этом есть одна единая пустота, которая их всех интегрирует. Конечно, в таком состоянии понятие чего-то спящего, как это видят обычные люди, быть не может, так как весь мир - есть непрерывное сплошное движение, где постоянно происходит трансформация. Даже какие-то с определенной точки зрения инертные среды являются комбинацией определенных динамических структур, которые находятся также в других меняющихся структурах, поэтому ничего спящего просто-напросто не может быть. На своем опыте я пришел к такому осознанию, что кундалини, на самом деле, никогда не может быть спящей - просто она представляет собой разные уровни того или иного бодрствования. Если кундалини - это три кольца, символ кругового непрерывного движения, то это означает именно то, что кундалини всегда является активной в каждом ее кольце, она активна как в сушупти, свапне, так и в джагаратавастхе. Четвертый уровень "турья" содержит в себе все три, он особый, и он является выходом праны в безграничность акаши. Это и есть голова Кубджики. Тут нужно понять одну важную вещь, когда мы говорим о выходящем во внешнее пространство вайю, которое связано с праной, и входящем внутрь тела вайю, связанного с апаной. Когда воздух входит внутрь на вдохе, он идет вниз в тело, когда вайю движется наружу, то идет вверх. Разница в том, что в одной двадашанте вайю сгибается и выходит из ноздрей, а в другой - проходит через макушку головы. Вы никогда не видели такие фигурки Вишну/Нараяны или Шивы с капюшоном из змей над головой? Обычно над головой в Трика-мандале Кашмирского шиваизма или Самварта-мандалы кубджики изображают трех Богинь: Апара, Парапара и Пара, - как верхушку тришулы (символа трех каналов: солнечного, лунного и огненного). Капюшоны в виде змей - это символ Шакти и четвертого состояния "турьи", и на самом деле, раскрытие снизу Шакти может быть описано на разных уровнях: как раскрывающаяся на уровне той или иной грантхи, "разрывающая" тот или иной "узел", выход в бесконечность праны - это может быть одна двадашанта, а выход вверх - это более высокая двадашанта. Неслучайно эту практику с дыханием и повторение мантры "сохам" в тантрах называют "чакродайя", поворот дыхания обратно является чакрой. В эти два промежутка можно войти в среднее состояние и воспринять всепроникающую акашу. Потом направить эту акашу внутрь себя, она для внутренней среды будет очищающим элементом подобным амрите (нектару). Обычно нигде в текстах подробно не говорится, что же это за амрита - некий алкоголь, который ведет к опьянению богини Кундалини как внутренней лакшьи. Амрита, с одной стороны, согласно текстам, находится в верхнем пространстве "гагана-мандала", и является акашей, с другой стороны - она описана как "жидкая". Мне Гуру говорил, что она является богиней Гангой, которая в акаше/антарикша движется подобно переливающемуся белому свету. Нисходя вниз, Ганга "смывает грехи". Происходит шоддхана, очищается все тело и его каналы. Восхождение и нисхождение сознания и энергии, праны и апаны, я, согласно тантрам, описал как анулома-вилому: когда вы соприкасаетесь с точками между вдохом и выдохом, то ваше дыхание замирает все больше и больше.