Адеш!
По амнаям, на самом деле, информации много как в книгах, так и на англоязычных интернет-ресурсах. Основная теория/практика, связанная с амнаями, построена на легенде о том, что Бог Садашава из своих пяти ликов проявил пять уровней знаний, которые он передавал Шакти. Вся история довольно символична, потому что знания передавались посредством речи (т.е. звука нада), и собственно говоря, сам Садашива является символом нада, который олицетворен в виде "майтхуны", или "ямалы" - интимной связи между Шивой и Шакти. "Нада" - это то, что делает Шива- и Шакти-таттвы связанными друг с другом посредством Садашива-таттвы. Садашива также олицетворяет свободную волю Шивы (иччха-шакти), направленную на этот союз, посредством которого проявляется все мироздание, оно есть ни что иное как развернутая Шакти и всепронизывающее сознание Шивы. Все проявление обычно представлено в пяти формах Садашивы и пяти его Шакти, так как Шакти всегда направлена лицом (мукха) на Шиву, то она помогает ему проявить его волю. Эта теория известна как у натхов, так и в других шайва-шактийских линиях: у натхов эта Шакти называется Ниджа-шакти (что означает - «своя»), т. е. она полностью соответствует воле Шивы. Шива проявляется посредством Шакти в пяти основных ликах, Шакти также, но далее они распространяются во множество других форм Бхайрав и Матрик (йогини).
Процесс передачи знаний от Шивы к Шакти является сокровенным. Подобно тому, как Вы не рассказываете никому о своих интимных отношениях, также, согласно многим правилам тантризма, должны храниться в секрете тантрические знания и полноценные практики. Эти знания изложены в пяти видах текстов, называемых Тантры или Агамы. Из пяти ликов или ртов изошли эти пять категорий тантрических знаний, которые в тантризме принято соотносить с различными сторонами света. Обычно их насчитывают четыре, пять, шесть, иногда семь. Это четыре стороны света: запад, север, юг и восток, а также пятое направление вверху - лик Шивы, иногда упоминается лик, что над пятым или тот, который внизу. Но в действительности из основных чаще всего Агамы перечисляют пять, это - Садьоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша и Садашива. "Амная" в переводе с санскрита может иметь несколько значений - это поток, направление, традиция и др. Если сказать обобщенно, то это некий конгломерат знаний, изложенных в разных текстах, разбитых на разные категории. В текстах описаны различные энергии, уровни сознания или пять вайю, пять махабхут и т.д., которые соответствуют этим амнаям, да и во многих эзотерических традициях мира число пять не случайно имеет разные фундаментальные значения. В некоторых тантрах из всех амнай перечислены три основные: дакшина, вама и сиддха, которые также можно соотнести с тантрическими ачарами. Считается, что эта тройственная категория также соответствует различным сакральным триадам. Это, в первую очередь, три витка Кундалини-шакти, которая имеет связь с Пашчимамнаей (западной традицией), олицетворенной Кубджика-тантрами. Из Пашчимамнаи вышли все остальные, эта традиция одна из самых древних. По сути, она является основой того, что сейчас многие называют садханами "Кундалини-джагаран" или, как принято называть на Западе - "Кундалини-йога". Согласно Кубджика-мата тантре, Богиня Кубджика путешествовала по всем священным местам Индии (шакти-питха), где в том или ином аспекте она соединялась с определенным Бхайравой. В теле человека эти шакти-питхи также представлены в различных частных тела, они обозначаются в виде матрик (букв санскрита). Иногда эта Шакти может обретать образы мужских божеств, иногда женских, поэтому эта Шакти является чистым сознанием, которое пронизывает (ведха) все формы и пребывает внутри всего. Она - причина всех форм, их основа, она и есть всех эти формы в их частном и общем аспекте. Остальные традиции, которые соответствуют сторонам света, такие как Крама, Камешвари (Шривидья), Трика, соответствуют этому тройному принципу. Крама делится на три категории сил сознания, Шривидья - это Трипурасундари, Трика - это система трех упай и проявлений Шивы. Во многом эти традиции родственны и являются одной кулой (семьей). Практики одной могут дополнять другие. Всех их объединяет одна важная особенность - они направлены на почитание Шакти и пробуждение Кундалини-шакти самыми разными способами. Из перечисленных традиций достаточно неплохо сохранилась Шривидья, тогда как традиции Трика и Крама были прерваны во времена пришествия в Индию мусульман. Многие Гуру этих традиций иммигрировали из Кашмира. Почти то же самое было и с традицией Кубджика, но она где-то с 11 века получила распространение в Непале и поначалу в Индии, со временем в Индии она полностью исчезла, сохранив, однако, свое влияние на многие тантрические и йогические культы, в том числе и на нашу натховскую традицию. В Непале этот культ получил развитие в среде тантрических брахманов при королях династии Малла. Эта традиция осталась и до сих пор, брахманы Раджопадхьяя передают посвящения в нее, а также кшатрии (Кармачарьи), только членам своих семей. В целом традиция, в отличие от Натхов, Шривидьи, является очень труднодоступной в плане получения посвящения для людей из другой культуры. Как бы то ни было, все тантические линии, такие как Трика, Крама и др., являются взаимодополняемыми, и каулизму, вообще, свойственно все подобные учения рассматривать как одну категорию знаний и практик. Какие-то элементы вы можете найти в Шривидье, какие-то - в Кашмирском шиваизме, что касается натховского учения, то оно больше является эссенцией всех сразу. Некоторые тантрики склонны думать, что натхи вышли из всех вышеперечисленных, поэтому натхов они связывают с собой, называя себя "натхами". Но это является грубым искажением реального положения вещей. Несомненно, на каком-то уровне все едино, но когда мы говорим о традициях и доктрине, практиках в полном виде, то конечно, надо и различать их фундаментальные отличия.