1. Проясните пожалуйста чем отличается Ганеша от Ганапати? Встречал противоречивые мнения. В моем понимании Ганеша это имя божества, а Ганапати нечто вроде должности (предводитель полчищ).
Это просто синонимичные слова. "Иша" – владыка и "Пати" – тоже владыка, "Гана" – живые существа; и то и другое название будет означать "владыка живых существ", точно так же, как и имя Шивы Пашу
ПАТИ, а здесь Гана
ПАТИ. Когда-то существовало отдельное тантрическое направление ганапатьи, которые рассматривали Ганешу как самое высшее Божество, так как в Ведах именем Ганапати называли короля Богов – Индру, также Агни и др., т.е. высших Богов. В некоторых историях он не сын Шивы, а вполне самостоятельное Божество.
2. В древних текстах описывается, что Ганеша воюет чуть ли не со всем пантеоном девов. Означает ли это, что одновременное почитание Ганеши и деват приведет к войне между ними?
А можно ссылки на тексты? Наоборот, Ганеша чаще помогает Богам устранить асуров (демонов): в зависимости от того, какое Божество, с такими он и взаимодействует, например Кшипра Ганапати с Камешварой и Трипурасундари, Вигнешвара с Шарабхой и Пратьянгирой, также Кали, желтый – с особой формой Рудры и Багаламукхи, Уччиштха с Матанги и т.д. Почитание особых Деват, их Ямала (пары типа Кали – Махакала, Лакшми – Нараян (Лакшмивинаяка) и др.), всегда начинается с той или иной соответствующей формы Ганапати. Хотя, конечно, он является Винаякой и может устраивать препятствия врагам (асурам) или устранять препятствия.
3. В древних текстах говорится что раньше предводителем ганов был Шива, но в настоящий момент нет. Можно услышать ваше авторитетное мнение об этом.
Каждая Сампрадая возводит на самый верх свой аспект Брахмана, это нормально. Например, согласно вайшнавским пуранам Шарабха – это Бог Нрисимха (форма Вишну), а согласно шайвитским – это Бхайрава (форма Шивы), который убил Нрисимху, такого много в индуизме.
4. Являются ли Ганеша и Шива деватами?
Естественно.