Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Ганеша  (Прочитано 58572 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Ганеша
« : Июнь 20, 2009, 00:01:51 »

Джей Шри Ма!
Са према намаскар.

Чаще всего о Ганеше говорят как о преодолевающем препятствия, но мне вспоминается, что это ещё и бог мудрости, а также покровитель детей. Во всяком случае мне знаком именно такой образ, где Ганеша не только преодолевает препятствия на пути преданного, но также дарует невинность, чистоту и целомудрие. Действительно с точки зрения традиции эти качества ему присущи и если да, то почему они наименее акцентированы?
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re: Мысли о Ганеше.
« Ответ #1 : Июнь 27, 2009, 17:38:27 »

Действительно с точки зрения традиции эти качества ему присущи и если да, то почему они наименее акцентированы?
Аспект мудрости и просвещения у Ганеши очень даже акцентирован в Индии - все студенты Ганеше молятся перед экзаменами :05: .
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2009, 18:40:58 от Rohini »
Записан
Сарвамангалам

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Ганеша
« Ответ #2 : Май 01, 2011, 01:04:02 »

Адеш!

Хотел спросить про Ганешу. В болшинстве случаев про него говорят, что он олицетворение мудрости, преодоление препятствий, чистоты и так далее. А какой у него более глубокий метафизический смысл? Хотелось бы узнать об этом божестве немного больше. И, как я понимаю он также может проявляться в качестве учителя, как и Горакшанатх, или я ошибаюсь? Просто ощущается какая-то связь, будто они (Ганеша и Горакша) имеют что-то общее, но с разных ракурсов.
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 217
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re:Ганеша
« Ответ #3 : Май 01, 2011, 02:41:12 »

Vikram, я тут из нескольких англоязычных источников на русский перевела:

"Голова слона Ганапати на человеческом теле символизирует единство маленького (микро) существа и Великого (макро-) Существа. Термин Гаджа, который обычно означает слона, иногда интерпретируется так, чтобы показать, что “происхождение также является и целью” (га = цель; джа = происхождение). Таким образом, гаджа – это символ такого состояния, где «завершается непроявленное» и где «начинается существование». Человеческая часть образа Ганапати – проявленное начало, а непроявленное - то, которое выше.

В проявленном, материальном мире, где противоположности не часто могут сосуществовать вместе, человек не может быть «Гаджой»; но это может происходить символически. Ганапати Упанишад заявляет: «Ты есть То (тат твам аси)». Этот текст гласит, что живое существо - видимая форма Того, высшей сущности. Человеческое существование, согласно этой Упанишаде, является гармонизацей абсолютного и относительного; Того и Тебя. Истинное знание - реализация единства.

Изображение Ганапати - символ, который постоянно напоминает нам об этой кажущейся невозможной тождественности. Человеку следует поклониться Ганеше, прежде, чем начать что-либо, перед началом любого дела.

Принцип Ганеши (как таттва) превосходит интеллект. Так же, как и в случае с другими индийскими божествами, Ганеша представлен через различные символы: мантры - звуковые воплощения, янтры - графические воплощения, и мурти - скульптуры или изображения.

P.S. Но образ Ганеши очень символичен, богат и многогранен, и значений там столько, что все не охватить, так что любое описание или толкование способно охватить лишь какой-либо маленький его аспект  :05: .
Записан
Сарвамангалам

X

  • *
  • Сообщений: 484
Re:Ганеша
« Ответ #4 : Май 01, 2011, 19:44:59 »

Aдеш! У меня следующий вопрос., про мантры пуджи Mahaganapathy Tarpanam , где  меняется местами в течение 444 раз tarpanas мул-мантра Om Srim Hrim Klim Glaum Gam Ganapataye Vara Varada                                   
Sarvajanam Me Vashamaanaya Svaahaa  Tarpayami namaha, и далее такие слоги типа    sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  Что это за названия у меня к сожалению не важно с санскритом :) Интересует значение этих транскрипций?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #5 : Май 05, 2011, 03:34:55 »

Хотел спросить про Ганешу. В болшинстве случаев про него говорят, что он олицетворение мудрости, преодаление препятствий, чистоты и так далее. А какой у него более глубокий метафизический смысл? Хотелось бы узнать об этом божестве немного больше. И, как я понимаю он также может проявляться в качестве учителя, как и Горакшанатх, или я ошибаюсь? Просто ощущается какая-то связь, будто они (Ганеша и Горакша) имеют что-то общее, но с разных ракурсов.

Традиционно в большинстве индийских направлений, у натхов также, сначала почитается Ганапати, а потом Гуру. И уже после этого – все остальные Деваты. Почитание Ганеши во всех Сампрадаях примерно одинаковое, а Гуру – может отличаться. Чаще всего Ганеша ассоциируется с полнотой (в смысле с обилием энергии); он, как и остальные Боги, – символ «бхоги» (удовлетворения, часто материального), устранения препятствий на пути; а Горакшанатх – йога-рупа. Т.е. Горакшанатх больше символ шуньи (пустоты), именно по этой причине его мало кто способен чувствовать. Он – форма одинокого, отстраненного от чего-либо аскета, хотя прелесть этого в том, что он на каком-то самом высоком уровне включает в себя все, он задает ориентир к этому изначальному источнику. Горакшанатх – корректор пути, в Натха-сампрадае на него ориентированы все основные Гуру, которые выбирают самый быстрый путь и соответствующие ему правила. Хотя натхов много и каждый что-то свое практикует, но всем нужны какие-то общие ориентиры, о которых надо хотя бы помнить и следовать им в соответствии с теми возможностями, которые у тебя сейчас. Горакшанатх – это Шива, но очень непростой: в остальных формах Шивы вам проще ощутить полноту в том виде, который вам легче воспринять, Шива – семьянин, Шива имеет много гневных форм, Шиву окружают веталы, ракшасы и т.д. Он также Благой, дарует то благо в этом мире, в котором мы нуждаемся. А Горакшанатх – все больше надземной. Поэтому это – форма Учителя, соответствующая ориентирам Натха-сампрадаи. Я не говорю в частностях о том, кто как видит природу Горакшанатха, Шивы или Ганеши, а, скорее, в общем. Допустим, Ганеша у натхов тоже имеет йога-рупу или нара-рупу (форму человека), ведь изначально он не был слоноголовым, голову отрубил Шива, он же потом в виде Горакшанатха ему вернул прежний вид, плюс еще сделал бессмертным йогином. Горакшанатх отличается даже от остальных Восьми натхов, потому что он единственный, кто не поддался даже немного каким-либо искушениям, а Матсьендранатх, Гаджакантхарнатх, Адинатх и т.д. – поддались (чуть-чуть :05:). Примерно такие основные отличия у натхов в плане Горакшанатха и других натхов или Божеств. У Ганеши есть две Шакти: Сиддхи и Буддхи, Матсьендранатх в этом плане вообще отличился с Трия-раджьей, Джаландхарнатх возжелал Шакти Шивы, за что был наказан, Бхартрихари был царем и до встречи с Горакшанатхом вел весьма гедонистический образ жизни. То же самое было с другими царями – Дхарманатхом, Гопичандом и др. Какие-то были Богами из разных лок: Сантошнатх, Чауранги (Чандра), Шеша (Ачаланатх), Хануман (Бирбанканатх) и др.

Основное внешнее сходство между Ганапати и Горакшанатхом в том, что они оба являются основой садханы, только Горакшанатх больше, все-таки, йогической. Есть еще одна малоизвестная связь: Ганеша в Шривидья-упасане – покровитель основы Шриянтры (бхупура), а бхупур – очень непростая вещь, он связан как с муладхара-чакрой, так и с сахасрарой, а также всем тем, что между ними. Бхупур – это кулакула - проявленное и непроявленное. В этом плане Ганеша приближается к сущности Гуру Горакшанатха, где Горакшанатха связывают с поклонением (визуализацией) Гуру в сахасрара-чакре.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Ганеша
« Ответ #6 : Май 05, 2011, 08:40:17 »

Спасибо за ответ.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #7 : Май 05, 2011, 11:33:19 »

У меня следующий вопрос., про мантры пуджи Mahaganapathy Tarpanam , где  меняется местами в течение 444 раз tarpanas мул-мантра Om Srim Hrim Klim Glaum Gam Ganapataye Vara Varada                                   
Sarvajanam Me Vashamaanaya Svaahaa  Tarpayami namaha, и далее такие слоги типа    sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  Что это за названия у меня к сожалению не важно с санскритом :) Интересует значение этих транскрипций?

 То, что рекомендуют делать 444 тарпаны, я знаю, но чтобы говорить о мантрах, я должен посмотреть источник, где они изложены.  Здесь есть садхана Махаганапати:
http://nathi.ru/materials/pudzhi/mahaganapati.php

Вообще Махаганапати – одна из самых известных форм Ганеши; Тантры описывают две его формы, в "Шарада-тилака Тантре" Махаганапати описывается со своей Шакти, которая сидит на его колене. А "Ганешвара-вимаршини Тантра" описывает его без Шакти. Его тело красного цвета, он сидит под деревом Индры Париджата. Когда в его мантре идет речь о подчинении, то подразумевается способность покорить разные силы – микрокосм и макрокосм. Он рассматривается как проживающий на небесах. Соответственно, его почитают в верхней Урдхва-амнае. В Ганапатья-упасане (поклонении Ганеши) разные формы Ганеши могут относиться к разным амнаям, так, например, в восточной находится Вакратунда Ганапати, также Шакти Ганапати и Вири Ганапати. В северной – Уччишхтха, также Субраманья Ганапати. В южной – Харидра и Лакшми Ганапати. В урдхва – Трайлокьямохана Ганапати, и Кула Ганапати – в западной. С амнаями связаны и разные биджи Ганеши: "глум" – западная, "гам" – южная, "гах" – восточная, "глаум" – северная, "гаум" – верхняя.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

X

  • *
  • Сообщений: 484
Re:Ганеша
« Ответ #8 : Май 05, 2011, 13:08:23 »

Гуруджи спасибо за ссылку - приступаю к практике.
Записан

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:Ганеша
« Ответ #9 : Май 05, 2011, 13:23:07 »

Расскажите, а как звучит легенда про то, как Горакшанатх вернул Ганеше его облик?
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Ганеша
« Ответ #10 : Май 05, 2011, 19:24:01 »

Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

В Ганпапатья-упасане (поклонении Ганеши) разные формы Ганеши могут относиться к разным амнаям, так, например, в восточной находится Вакратунда Ганапати, также Шакти Ганапати и Вири Ганапати. В северной – Уччишхтха, также Субраманья Ганапати. В южной – Харидра и Лакшми Ганапати. В урдхва – Трайлокьямохана Ганапати, и Кула Ганапати – в западной. С амнаями связаны и разные биджи Ганеши: "глум" – западная, "гам" – южная, "гах" – восточная, "глаум" – северная, "гаум" – верхняя.

Гуруджи, скажите пожалуйста, есть ли ссылки на то, к каким амнаям относятся остальные биджи Ганеши - "гим", "гум", "гаим", "глам", "глим", "глаим", "глах"?

Биджа Горакшанатха "гом" - является только биджей Горакшанатха, или так же, биджей какой-либо из форм Ганеши?

Биджа "глом":  таковая существует? - и если да, то чьей биджей является - Ганеши, или какой-либо иной Дэваты?

Интересно еще вот что: если практики почитания Ганеши в разных амнаях разные - то, стало быть, и мантры Ганеши в них - тоже разные. Но в тех случаях, когда в садханах Ганеши в разных амнаях используются одни и те же мантры - биджи Ганеши в них видоизменяются согласно тому списку соответствий, который Вы приводили - или как?

Спасибо.

С глубоким уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #11 : Май 06, 2011, 11:00:10 »

Гуруджи ко Адеш!

скажите пожалуйста, есть ли ссылки на то, к каким амнаям относятся остальные биджи Ганеши - "гим", "гум", "гаим", "глам", "глим", "глаим", "глах"?

Амнаи связаны с силами: сришти, стхити, самхара, аварана и ануграха, а они соотносятся с шестью гласными, которые используются в шаданга-ньясах и могут приставляться к слогам, будь то gaM или glaM.  Но и по отдельности они могут принадлежать каким-то формам Ганеши, например, guM в Херамба Ганапати – это форма, которая является аналогом формы Панча-брахмы: Садьоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана.

Цитировать
Биджа Горакшанатха "гом" - является только биджей Горакшанатха, или так же, биджей какой-либо из форм Ганеши?

Могут, потому что форм Ганеши много и у Горакшанатха также много есть разновидностей этой биджи, например, натхи, практикующие Агхору, используют биджу groM.

Цитировать
Биджа "глом":  таковая существует? - и если да, то чьей биджей является - Ганеши, или какой-либо иной Дэваты?

Она встречалась мне в Кубджика-тантрах, но я не встречал ее в тех мантрах Ганеши, которые практиковал я.
« Последнее редактирование: Май 06, 2011, 11:23:57 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #12 : Май 06, 2011, 11:03:19 »

Расскажите, а как звучит легенда про то, как Горакшанатх вернул Ганеше его облик?

Если коротко, то когда Шива отрубил голову Ганеши и приделал голову слона, а потом понял, что совершил ошибку, он пообещал вернуть ему облик в бессмертной форме. Тогда Шива воплотился в форме Горакшанатха и, путешествуя по мирам, посетил Ганеша-локу. Встретив Ганешу, он вернул ему прежний вид и передал практики лайя-йоги. И сказал, что когда Ганеша завершит садхану, он станет одним из его самых ближайших учеников и будет покровительствовать многим йогинам. Так и произошло, он стал бессмертным сиддхом, одним из Девяти Натхов, у него было много учеников, но два из них наиболее известные – Рамнатх и Паваннатх. Гаджакантхарнатх основал одно из направлений натхов, их место дислокации в Бхудже (штат Гуджарат). Там было много великих йогинов и тапасвинов, они есть и по сей день. Например, в том месте сейчас живет один йогин по имени Ганганатх, он 20 лет практиковал мауну, всем известен своими практиками тапасьи.
« Последнее редактирование: Май 06, 2011, 11:25:30 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #13 : Май 06, 2011, 11:08:40 »

такие слоги типа sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  

Там вся Махаганапати мантра разбивается на отдельные слоги, а потом каждый слог вставляется в основной текст тарпана-мантры, которая повторяется при возлиянии. Это связано с тем принципом, что каждый слог мантры может обладать своей энергией, в некоторых случаях для реализации мантры рекомендуют мантру прочитать столько раз, чтобы на каждый слог приходился один лакх. Т.е. один лакх – это 100.000 раз. Если, допустим, в мантре 5 слогов – 500.000, если 10 – 1 000 000 и т.п. То же самое вы можете встретить в тантре, в ньясах, когда главная мантра, которую вы практикуете, разбивается на части и эти части раскладываются на все элементы ньясы. Если вы делаете такую ньясу, то вы при этом всю мантру по слогам распределяете по всему телу или важным частям тела, и ваше тело становится телом Божества. Вы же слышали такое высказывание, что мантра – это тело Божества, вот это как раз и выражено в такого рода ньясах. Потом, когда вы после ньясы практикуете мантру, вы чувствуете свое тождество с мантрой.

Когда вы мантру реализуете, то все слоги этой мантры становятся наполненными вашей силой и вы – силой мантры. Вы, например, тот или иной слог мантры можете использовать в каких-то особых целях. Вот почему мантру сначала долго начитывают, потом с ней проводят агнихотру, тарпану и т.д. Ее надо чувствовать как себя самого, т.е. себя – в самом высшем понимании этого определения.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

X

  • *
  • Сообщений: 484
Re:Ганеша
« Ответ #14 : Май 06, 2011, 11:54:23 »

Спасибо гуруджи. Я кстати всегда когда читаю мантры, страюсь себя сопоставлять с божества. То есть по сути - это призыв божества в свое тело. И правильно ли я понимаю, что получение сидх - это просто напросто присутствие божества в твоих телах ?
Записан