Хотел спросить про Ганешу. В болшинстве случаев про него говорят, что он олицетворение мудрости, преодаление препятствий, чистоты и так далее. А какой у него более глубокий метафизический смысл? Хотелось бы узнать об этом божестве немного больше. И, как я понимаю он также может проявляться в качестве учителя, как и Горакшанатх, или я ошибаюсь? Просто ощущается какая-то связь, будто они (Ганеша и Горакша) имеют что-то общее, но с разных ракурсов.
Традиционно в большинстве индийских направлений, у натхов также, сначала почитается Ганапати, а потом Гуру. И уже после этого – все остальные Деваты. Почитание Ганеши во всех Сампрадаях примерно одинаковое, а Гуру – может отличаться. Чаще всего Ганеша ассоциируется с полнотой (в смысле с обилием энергии); он, как и остальные Боги, – символ «бхоги» (удовлетворения, часто материального), устранения препятствий на пути; а Горакшанатх – йога-рупа. Т.е. Горакшанатх больше символ шуньи (пустоты), именно по этой причине его мало кто способен чувствовать. Он – форма одинокого, отстраненного от чего-либо аскета, хотя прелесть этого в том, что он на каком-то самом высоком уровне включает в себя все, он задает ориентир к этому изначальному источнику. Горакшанатх – корректор пути, в Натха-сампрадае на него ориентированы все основные Гуру, которые выбирают самый быстрый путь и соответствующие ему правила. Хотя натхов много и каждый что-то свое практикует, но всем нужны какие-то общие ориентиры, о которых надо хотя бы помнить и следовать им в соответствии с теми возможностями, которые у тебя сейчас. Горакшанатх – это Шива, но очень непростой: в остальных формах Шивы вам проще ощутить полноту в том виде, который вам легче воспринять, Шива – семьянин, Шива имеет много гневных форм, Шиву окружают веталы, ракшасы и т.д. Он также Благой, дарует то благо в этом мире, в котором мы нуждаемся. А Горакшанатх – все больше надземной. Поэтому это – форма Учителя, соответствующая ориентирам Натха-сампрадаи. Я не говорю в частностях о том, кто как видит природу Горакшанатха, Шивы или Ганеши, а, скорее, в общем. Допустим, Ганеша у натхов тоже имеет йога-рупу или нара-рупу (форму человека), ведь изначально он не был слоноголовым, голову отрубил Шива, он же потом в виде Горакшанатха ему вернул прежний вид, плюс еще сделал бессмертным йогином. Горакшанатх отличается даже от остальных Восьми натхов, потому что он единственный, кто не поддался даже немного каким-либо искушениям, а Матсьендранатх, Гаджакантхарнатх, Адинатх и т.д. – поддались (чуть-чуть
). Примерно такие основные отличия у натхов в плане Горакшанатха и других натхов или Божеств. У Ганеши есть две Шакти: Сиддхи и Буддхи, Матсьендранатх в этом плане вообще отличился с Трия-раджьей, Джаландхарнатх возжелал Шакти Шивы, за что был наказан, Бхартрихари был царем и до встречи с Горакшанатхом вел весьма гедонистический образ жизни. То же самое было с другими царями – Дхарманатхом, Гопичандом и др. Какие-то были Богами из разных лок: Сантошнатх, Чауранги (Чандра), Шеша (Ачаланатх), Хануман (Бирбанканатх) и др.
Основное внешнее сходство между Ганапати и Горакшанатхом в том, что они оба являются основой садханы, только Горакшанатх больше, все-таки, йогической. Есть еще одна малоизвестная связь: Ганеша в Шривидья-упасане – покровитель основы Шриянтры (бхупура), а бхупур – очень непростая вещь, он связан как с муладхара-чакрой, так и с сахасрарой, а также всем тем, что между ними. Бхупур – это кулакула - проявленное и непроявленное. В этом плане Ганеша приближается к сущности Гуру Горакшанатха, где Горакшанатха связывают с поклонением (визуализацией) Гуру в сахасрара-чакре.