Гуруджи ко Адеш!
К тому же, если у натхов в большей степени практике уделяется огромное внимание, не говорит ли это о том, что бхаджан может являться для кого-то прекрасной упайей для развития и обострения бхакти в общем-целом?
На самом деле практику натхов можно поделить на две категории. Первая – та, что предназначена для людей, погруженных в социальную активность, для них полезна простая начальная хатха-йога (без глубокой эзотерики типа чакр, каналов, пран и т.д.), простая практика джапы в виде нитьякармы, простая ежедневная пуджа в виде арати и чтения молитв, а также совместное проведение бхаджанов. Также по возможности сева для тех, кто помогает активному поддержанию традиции (это сева Гуру и его ближайшим ученикам), а они должны поддерживать тех, кто в интенсивных ретритах, и получать от них наставления, а потом передавать их другим, так как тот, кто надолго уходит в затвор, не может ежедневно долго общаться со многими людьми. Это все очень хорошо поддерживает чистоту практикующего в социуме. А вот практики йоги, связанные с чакрами, каналами, Кундалини, углубленные садханы джапы (пурашчараны) – это все только для тех, кто развил нужное восприятие и чистоту. Т.е. большинству людей бхаджаны очень даже полезны, так как люди живут в чувственных бхавах и им нужно этот опыт делать духовным через киртаны. По крайней мере, в Индии это так устроено, но я думаю, в этом плане жизнь везде похожа, и такой подход эффективен для всех.
Есть, конечно, масса школ, которые учат эзотерике и проводят ретритные массовые программы, но большинство просто занимаются имитацией какой-то "необычной йоги", не меняя при этом людей на уровне социальном, не дисциплинируя их. И получается, что человек в миру живет тяжелой и порочной жизнью, загрязняя свое тело, которое не способно чувствовать чакры, праны на необходимом уровне, но у них появляется много концептуального хлама, необоснованного чувства причастности к чему-то элитному, чего на самом деле нет. И такая ситуация во многих школах, ориентированных на "мозги", на "тайные утонченные практики йоги" и т.п. Все это вызвано тем, что многие инструктора хотят привлечь к себе последователей и деньги, соответственно, выдавая все более и более, на первый взгляд, эксклюзивное, они портят людей. В свое время они и мне задавали дурацкие вопросы, типа: "Ну, а что Натха-сампрадая может дать более уникального, чем мы? Ну, покажите хоть что-то". Я дал несколько техник работы с дыханием и звуком вроде двадашанты и некоторые медитативные пранаямы и крийи, почти никто не понял их сути и главное, не способен их прочувствовать, просто потому, что все привыкли к "практике" (т.е. пыжкам в виньясах по П. Джойсу). Просто тупо делая, где создается видимость йогичности, пропорционально гибкости тела, что есть полное заблуждение. И я понял, что не надо ввязываться в споры с теми, кто хочет только денег от йоги или хочет именно их, первым делом, славы и прочего добра. Они ведь поэтому и превращаются в "злых акул", не то чтобы йогов. Не надо им ничего доказывать и вести с ними диалоги, не врубаются и не умеют ценить тех, кто их в чем-то опытней, просто игнор им всем. Пусть едут в Индию и проходят мой путь. Но, увы, они ведь не едут на столько, на сколько я, а берут инфу от нас, поехав на недельку-две куда-нибудь в Ришикеш. Да и ко всему прочему, пусть они все посмотрят, как это в Индии, и тогда поймут, что лично я учу еще по-божески. В Индии грихастхи или те, у кого нет времени в связи с занятостью делами, просто выполняют севу Гуру, выполняя работу на кухне, в храме, за компьютером, если надо что-то печатать и т.д., поют бхаджаны, практикуют простейшую джапу и выглядят при этом куда чище, чем наши русские "тантрико-йогичные-философо-эзотерики". В этом плане бхаджаны и бхакти – это самое лучшее, что нужно для большинства людей. Никаких "бессмертных Бабаджи" и "не отбрасывающих тени Абхинава Гупт", "бросивших вызов смерти сновидцев" (пусть в горячие точки на Кавказ едут и там бросают), а у нас просто добрые бхаджаны и безвикальповая, безсанкальповая карма-йога.
Ну, и хатха-йога соответствующая, много ли надо простому юродивому авадхуте?
Еще у меня есть вопрос, возможно не по теме: не могли бы Вы, опираясь на ваш бесценный опыт, немного рассказать о секте бенгальских баулов и их связи с тантрическим учением, если таковая вообще прослеживается?
Я видел их всего один раз, в одной из первых моих поездок, а именно, в Бангладеш. Внешне они больше похожи на музыкантов, и одежда у них схожая с бхактами из Махараштры, варкхари, которые частично связаны с Горакшанатхом. Песни по содержанию напоминают натховские дохи (правда, об этом я узнал значительно позже), в словах много символики, схожей с натховской. Но в целом они отличаются некоторыми атрибутами от натховских садху, они не кундали и не аугхары, хотя часто носят ту же одежду, что и садху, могут принадлежать разным пантхам, чаще всего это суфиты, вайшнавы. Буддистов, к сожалению, не встречал, хотя видел в Бангладеше целое село буддистов, что-то типа храма там и рядом деревушку, где у буддистов висят изображения индийских Деват, таких как Кришна, Шива, Хануман, Ганеша и др. Баулов я видел там всего один раз, и, судя по всему, это были все-таки суфиты. Но тогда я не знал язык настолько, чтобы с ними как следует пообщаться. Не могу сказать, что они производят впечатление тантриков, в том виде, как они часто встречаются в Индии, с черепами, рудракша-малами, разными амулетами и т.д., но с другой стороны, они могут просто не открывать публично то, что практикуют в закрытом обществе. Например, неварских раджопадхьяя тоже особо не распознаешь внешне, они многое скрывают, и на разных стадиях посвящения одна практика дополняет другую, при этом каждую они строго держат в тайне. Поют хорошо не только баулы в Бангладеше, но и обычные искконовские кришнаиты, по крайней мере, песни с такими бхавами с того визита я не слышал нигде. Там даже ИСККОН мне показался каким-то другим: меньше, что ли, напыщенности, какой-то искусственности и больше естества. Бангладеш меня тогда многим впечатлил, несмотря на то, что он более бедный, как показалось тогда, чем Индия, может, из-за коррумпированности чиновников, трудно сказать. Кого я только там ни встречал: вайшнавов, шиваитов, муслимов, конечно же, в большом количестве (и качестве тоже), видел буддистов из Бирмы, тхеравадский храм на Кокс базаре неподалеку от границы с Бирмой. Там даже встретил одного бангладешца, знающего Вудду (товарищ оказался с двойным гражданством), и видел русского, довольно забавного, который просрочил визу на шесть месяцев.
В общем, это незабываемо.
Сами баулы, как я понял, там отдельное направление, и не соотносят себя с кастами и их правилами, но частично могут проявлять себя внутри разных форм религий. У меня было потом желание еще раз посетить Бангладеш и уже более профессионально пообщаться с баулами, а также с местными натхами, но как-то времени не было, все больше было активностей в Индии. Вообще, сам Бангладеш – достаточно дикое место, особенно если выехать за территорию крупных городов, это ощущается моментально.