Вопрос по выделенной фразе. Как ее понимать? Означает ли это, что без медитации и должного руководства пять элементов не являются частью космоса? То есть, чтобы они стали частью космоса (мира, вселенной), надо приложить усилия? Я так понимаю, они существуют всегда, и из них, собственно, и космос состоит, и наше тело, без всяких усилий с нашей стороны, не думала, что для этого надо медитировать, - поэтому непонятки. Проясните, пожалуйста, кто в курсе.
Для того чтобы в этом разобраться, нужно ориентироваться на базовый текст Традиции Натхов, в котором освещено мировоззрение и метафизические концепции Традиции, этот текст - "Сиддха-Сиддханта паддхати". На этот вопрос мы находим ответ уже в первой части "ССП", где описывается творение Вселенной и живых существ одновременно как в их духовных аспектах, так и физических, оба считаются нераздельными в Абсолютном смысле. Так вот, из Пустоты (вечного чистого Сознания) сначала проявились пятерки творческих сил Шакти, которые также далее стали расширятся - каждая на свои пять качеств, в общей сумме образовав 25 категорий. Все вместе они породили структуру энергий "пара-пинда". Внутри нее далее стали появляться еще различные силы, они далее образовали одну за одной космические макроструктуры, одна из которых называется "махасакара-пинда" и является сотворенной материальной Вселенной. Эта махасакара-пинда состоит из пяти великих элементов "панча-махабхута", а у них, в свою очередь, также есть по пять качеств. Помимо всего прочего, махасакара-пинда (великое проявленное космическое тело Шивы) обладает первыми образами Шивы, такими как: Шива-шанкара, Бхайрава, Шрикантха, Садашива, Ишвара, Рудра, Вишну и Брахма. И именно Брахма сотворил во Вселенной все живые существа, различные миры, которые населены этими существами. Эти отдельные живые существа имеют индивидуальные тела "вьяшти-пинда", а также индивидуальные воплощенные души "дживатман". Где бы ни рождалось живое существо, в каких бы мирах и телах - оно никогда не перестает оставаться вечным по своей истинной природе. Таким образом, мы имеем две основные категории (которые, конечно, могут состоять из своих многочисленных деталей): макрокосмическая психофизическая структура "самашти-пинда" и микрокосмическая структура "вьяшти-пинда", называемая также "пракрити-пиндой". Одна состоит из Параматмы (сверхдуши), а также пяти великих элементов. Другая состоит из воплощенной души и других пяти элементов, составляющих индивидуальное тело и формирующих различные дхату наших тел. Когда в Натха-сампрадае адепт понимает эту теорию, он старается вернуть свою душу к Сверхдуше, а тело - к сверхтелу Шивы. Поэтому вы можете увидеть в Гхеранда-самхите и подобных текстах практики сосредоточения на пяти великих элементах. Йогин посредством этих дхаран возвращает себя в недвойственное состояние на всех уровнях. Как следствие, на высшей стадии садханы йогин может достичь окончательно единства себя как микрокосма с макрокосмом, тогда он реализует тот вечный аспект своей души, которая была скована рамками ограниченного тела, и телом также становится весь мир с пятью великими элементами. Можно сказать, что йогин как бы создает новое тело, а можно сказать иначе - он возвращает себя к тому, чем всегда являлся. Для того чтобы этот путь был непрерывным и чтобы йогин не сбился с верного направления, нужен самый совершенный Гуру, и в Традиции Натхов таким Гуру является Горакшанатх. Потому что он - воплощение совершенного единства макрокосма и микрокосма. Когда мы на него направляем свой ум, мы ориентируемся на путь йоги, все практики йоги (какими бы они не были: мантра, лайя, бхакти, карма, джняна, хатха) направлены на одну цель, и на самом деле, между всеми видами йоги для натха нет существенных различий. Точно так же нет различий в том, какому поклоняться Божеству, главное верить в то, что это божество является символом йоги.
В общем, я, наверное, несколько сложно все описал, да и в самых общих чертах, на самом деле, у всего может быть намного больше деталей. Но это - если суммировать все тексты и те знания, которые мне открыл мой Гурудев. Если что-то я сложно рассказал, то можно детали еще разобрать.