Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Связь ум-сердце?  (Прочитано 7294 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

amala

  • *
  • Сообщений: 79
Связь ум-сердце?
« : Июль 29, 2009, 18:15:06 »

Привествую всех форумчан.

Интересен такой вопрос. Я встречала в некоторых Упанишадах указание расположить ум в сердце.

Например в Амритабинду Упанишаде:

Цитировать
4. Когда разорвана связь с вещами, ум заключен в сердце. Тогда является само существо – То высочайшее состояние.

Если рассуждать, что сердечный центр связан с акашей, то значит ли это, что нужно растворить ум в акаше? И как это сделать практически: медитация на акашу? вхождение в состояние без-ума (кажется, "унмани")? Или же тут что-то иное?

И вот, например, в Кшурика Упанишаде:

Цитировать
1.Расскажу о секире – дхаране для достижения йоги, овладев которой, преданный йоге перевоплощения побеждает.
2. А (это) – сущность и цель Вед – так установлено словом Самосущего. В тихом месте устроившись, там в асане находящийся,
3. втягивая (чувства) как черепаха члены, ум запирая в сердце, постепенно, посредством пранавы в течение 12 матр,
4. запирая все двери тела, пусть возвышенный сердцем наполняет всё существо: грудь, лицо, бедро, шею.

Как можно прокомментировать связь ум-сердце-наполнить все существо, если сначала нужно запереть ум в сердце?

Заранее благодарю
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #1 : Июль 30, 2009, 00:34:31 »

В этом проблема с термнилогически неточными переводами. ели бы переводчик потрудился привести санскритский термин оригинала. Чита, манас, буддхи, - это то, что на западе називают ум, но это его разные пласты... А с "сердцем" вообще "дрова...". Вот и получается, что мы неизвестно чем заполняем неизвестно что. да и заполняем ли? может там другой технический термин тоже?
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #2 : Июль 30, 2009, 07:45:36 »

Вот комментарии  христианской ортодоксии.   

"сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигательного, но и непостижимого; одним словом, оно есть абсолютный центр" [36]. В этом понимании сердце - нечто гораздо большее, чем телесный орган. Физическое же сердце служит лишь символом безграничных духовных возможностей человека как существа, сотворенного по образу Божию и призванного к тому, чтобы стать Его подобием.
     Достигая "абсолютного центра", или иначе - нисходя от ума к сердцу, мы заканчиваем путь вовнутрь и обретаем подлинную молитву. Точнее говоря, смысл не в том, чтобы от ума отойти, а в том, чтобы вместе с ним сойти в сердце. Главное здесь - не просто "сердечная молитва", а "молитва ума в сердце", поскольку все уровни интеллекта, включая рассудок, дарованы Богом и должны служить Ему; пренебрегать ими нельзя. Когда "ум и сердце становятся одним целым", тогда восстанавливается наша падшая и расколотая натура, возрождается ее первозданная целостность. Сердечная молитва возвращает в рай, отменяет грехопадение и восстанавливает status ante peccatum (состояние до грехопадения).
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #3 : Июль 30, 2009, 09:44:27 »

Джай Гурудев!
Адеш!

А еще считается, что  в сердце находится Атман, и поэтому при медитации в сердечном центре ум естественным образом останавливается
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #4 : Июль 30, 2009, 17:40:17 »

Джай Гурудев!
Адеш!

Са према намаскара, DharmaNath

Откуда цитата?  Я имею ввиду "христианскую ортодоксию"?

Может есть еще где-то "Христианская Тантра"? Я слышал, что у схимников есть наставления практиковать Иисусову молитву "сосредотачиваясь на сердце сидя в удобной позе"
Кто-нибудь что-нибудь слышал о Христансткой тантре?
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #5 : Июль 30, 2009, 18:37:42 »

Джай Гурудев!
Адеш!
Са према намаскара, DharmaNath
Откуда цитата?  Я имею ввиду "христианскую ортодоксию"?
Может есть еще где-то "Христианская Тантра"? Я слышал, что у схимников есть наставления практиковать Иисусову молитву "сосредотачиваясь на сердце сидя в удобной позе"
Кто-нибудь что-нибудь слышал о Христансткой тантре?

вышеуказанная цитата отсюда:  http://www.biblicalstudies.ru/Books/Klimkov6.html
Если сделать поиск по рунету, то цитата встречается во многих статьях. Первоисточник я не знаю
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #6 : Июль 30, 2009, 19:08:14 »

Адеш!
Сердце и головa - основные места, с которых обычно начинается индийская пуджа, когда мы делаем висарджану - касаемся этих мест. Иногда в Индии Вы могли наблюдать, если кто-то кого-то толкнул, то в знак извинения oн касается стоп человека, потом своего сердца и головы. Такое бывает и в разных святых местах, где люди касaются ступеней храма.  Это означает, что данный человек придает тому, чего коснулся, божественный статус, иначе он не стал бы это "брать внутрь себя", в два основных центра своего тела. Т.е., получается перенос внешнего объекта вашего уважения внутрь. Эти места в теле также играют важную роль во внутренних йогических практиках, таких как двадашанта, стхула-дхьяна и др.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #7 : Июль 30, 2009, 21:49:03 »

Джай Гурудев!

Адеш!

Спасибо, DharmaNath
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #8 : Август 02, 2009, 22:01:18 »

Адеш!
Есть неплохой труд, автор Паул Эдуардо Мюллер-Ортега, кажется, называется "Сердце Шивы", и вот как он его описывает, предлагаю маленький отрывок из его книги:
 
  "Сердце - Предельное (ануттара), которое является полностью превосходящим (вишвоттирна) и также постоянным (присущим) во (вишвамая) всех творениях. Это - окончательная сущность (сара). Таким образом, Сердце воплощает парадоксальную природу Шивы и, поэтому, место удивления (изумления) (чаматкара), чистого удивления (висмая) и невыразимой тайны. Сердце - полнота и неограниченность Шивы (пурнатва), сфера существа, которая изобилует непрерывно в проявлении. В то же самое время, это - непостижимая пустота (шуньятишунья). Сердце - неограниченное и универсальное Я (пурнаханта).
 Как бы то ни было, сердце Шивы  - это не статический или инертный абсолют. Фактически, недвойственная Кашмирская Шайва традиция полагает, что оно находится в состоянии бесконечного движения, состоянии вибрации (спанда), в котором оно непрерывно сокращается и расширяется (самкоча-викаса), открывается и закрывается (унмеша-нимеша), трепещет (улласита), дрожит (спхурита), пульсирует, колеблется и искрится (уччхалата). Интенсивность и скорость этого движения такова, что как это ни парадоксально, оно является одновременно совершенной динамической неподвижностью.
      Традиция говорит, что Сердце - огромный океан (амбунидхи), океан света, океан сознания. Воды сознания, которые в человеке сломаны бесчисленной поляризацией и аналитическими волнами (урми), могут быть легко приведены к состоянию динамической неподвижности посредством процесса погружения или поглощения (смавеша) в Сердце.
     Бесконечное волнение, радостное возбуждение и накал в центре существования Шивы, на самом деле, обеспечивают двигатель, который ведет весь процесс проявления; или, как Абхинавагупта называет это, эмиссии всей вселенной. Одинаково важно, посредством надлежащей (вдохновленной) мантры, сила, которая пребывает в Сердце, обеспечивает возможность возвращения к Шиве, которая есть возможность просвещения. Таким образом, эта сила в Сердце, которое является Богиней, является центробежной (правритти), то есть, распространенной и расширенной, а также центростремительной (нивритти), то есть, поглощающей и объединяющей. Это центростремительное движение Богини пребывает в человеке как энергия кундалини, которая побуждает его назад к источнику и центру существа, полностью естественным и непосредственным (сахаджа) способом.
     Абхинавагупта отождествляет Богиню в Сердце с Высшим Словом (пара-вак), превосходящим звучащий двигатель существа, исконный звук (нада) пламенных вод. Это Высшее Слово, в конечном счете, вне любой из комбинаций человеческой речи, может быть воспроизведено на грубом уровне одной из нескольких мантр: ОМ, АХАМ, САУХ. Эти и другие мантры, когда должным образом вдохновлены (мантра-вирья) пробужденной силой жизни (прана) и сознанием Гуру, и должным образом используемы восприимчивым учеником, задействуют центростремительное движение Сердца. Фрагментарный и беспокойный ум, таким образом, успокаивается, пробуждается, и усиливается мантрой, которая, стремясь автоматически перемещаться к ее собственному источнику, обнаруживает обилие и неограниченность Сердца. Там ученик услышит Высшее Слово как непораженный (безударный) (анахата) звук Сердца, который является универсальной силой жизни или космическим дыханием".
 
    Еще добавлю, понятию сердца немало внимания уделяется во всех каулических текстах: в Спанда-карике говорится, что в сердце соединяется Прана и Апана, очевидно, с понятием вайю в тантре соотносится далеко не просто жизненная энергия, отвечающая за разные физиологические уровни, но также и за различные состояния сознания.  Собственно говоря, привычная всем трактовка Кундалини, как локализированной силы в муладхара-чакре, не всегда соответсвует тантрическим источникам и также многим текстам йогинов линии Горакшанатха. Многие тексты, такие как Вивека-мартанда, Хатха-йога прадипика и др., описывают Кундалини как пробуждающуюся в сердце. Насколько я понимаю, Кундалини - это сила, которая присутствует в каждом атоме и клетке тела, во всей вселенной. Тут, как заметил верно Сурадж, исходя из переводов и контекста, может быть бесконечное множество значений того, что подразумевается под Сердцем. Каждое понятие может иметь много пластов значений, начиная от сугубо материальных (сердце как физический орган), заканчивая сердцем как ядром мироздания, сущностью ямалы Шивы и Шакти и т.п. Так что подобные термины - это, по сути, целый конгломерат контекстов, которые могут пересекаться друг с другом или нет, в зависимости от наших личных состояний и уровней, нашей мировоззренческой базы на данный момент, этапа личной духовной эволюции.
« Последнее редактирование: Август 04, 2009, 19:03:34 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Связь ум-сердце?
« Ответ #9 : Август 03, 2009, 20:11:12 »

Адеш!

Вот тут книга его http://worldbook.ariom.ru/book/0887067875.html , но русского варианта помойму в продаже еще нет. Есть мнение что центростремительное движение рождается только когда обе энергии сливаются на уровне сердца или же в сердце , так ли это ?! Какое отношение имеет знание как таковое , к сердцу шивы ? Заранее спасибо за ответы!
Записан
Сто лет жизни как сон