Адеш!
Есть неплохой труд, автор Паул Эдуардо Мюллер-Ортега, кажется, называется "Сердце Шивы", и вот как он его описывает, предлагаю маленький отрывок из его книги:
"Сердце - Предельное (ануттара), которое является полностью превосходящим (вишвоттирна) и также постоянным (присущим) во (вишвамая) всех творениях. Это - окончательная сущность (сара). Таким образом, Сердце воплощает парадоксальную природу Шивы и, поэтому, место удивления (изумления) (чаматкара), чистого удивления (висмая) и невыразимой тайны. Сердце - полнота и неограниченность Шивы (пурнатва), сфера существа, которая изобилует непрерывно в проявлении. В то же самое время, это - непостижимая пустота (шуньятишунья). Сердце - неограниченное и универсальное Я (пурнаханта).
Как бы то ни было, сердце Шивы - это не статический или инертный абсолют. Фактически, недвойственная Кашмирская Шайва традиция полагает, что оно находится в состоянии бесконечного движения, состоянии вибрации (спанда), в котором оно непрерывно сокращается и расширяется (самкоча-викаса), открывается и закрывается (унмеша-нимеша), трепещет (улласита), дрожит (спхурита), пульсирует, колеблется и искрится (уччхалата). Интенсивность и скорость этого движения такова, что как это ни парадоксально, оно является одновременно совершенной динамической неподвижностью.
Традиция говорит, что Сердце - огромный океан (амбунидхи), океан света, океан сознания. Воды сознания, которые в человеке сломаны бесчисленной поляризацией и аналитическими волнами (урми), могут быть легко приведены к состоянию динамической неподвижности посредством процесса погружения или поглощения (смавеша) в Сердце.
Бесконечное волнение, радостное возбуждение и накал в центре существования Шивы, на самом деле, обеспечивают двигатель, который ведет весь процесс проявления; или, как Абхинавагупта называет это, эмиссии всей вселенной. Одинаково важно, посредством надлежащей (вдохновленной) мантры, сила, которая пребывает в Сердце, обеспечивает возможность возвращения к Шиве, которая есть возможность просвещения. Таким образом, эта сила в Сердце, которое является Богиней, является центробежной (правритти), то есть, распространенной и расширенной, а также центростремительной (нивритти), то есть, поглощающей и объединяющей. Это центростремительное движение Богини пребывает в человеке как энергия кундалини, которая побуждает его назад к источнику и центру существа, полностью естественным и непосредственным (сахаджа) способом.
Абхинавагупта отождествляет Богиню в Сердце с Высшим Словом (пара-вак), превосходящим звучащий двигатель существа, исконный звук (нада) пламенных вод. Это Высшее Слово, в конечном счете, вне любой из комбинаций человеческой речи, может быть воспроизведено на грубом уровне одной из нескольких мантр: ОМ, АХАМ, САУХ. Эти и другие мантры, когда должным образом вдохновлены (мантра-вирья) пробужденной силой жизни (прана) и сознанием Гуру, и должным образом используемы восприимчивым учеником, задействуют центростремительное движение Сердца. Фрагментарный и беспокойный ум, таким образом, успокаивается, пробуждается, и усиливается мантрой, которая, стремясь автоматически перемещаться к ее собственному источнику, обнаруживает обилие и неограниченность Сердца. Там ученик услышит Высшее Слово как непораженный (безударный) (анахата) звук Сердца, который является универсальной силой жизни или космическим дыханием".
Еще добавлю, понятию сердца немало внимания уделяется во всех каулических текстах: в Спанда-карике говорится, что в сердце соединяется Прана и Апана, очевидно, с понятием вайю в тантре соотносится далеко не просто жизненная энергия, отвечающая за разные физиологические уровни, но также и за различные состояния сознания. Собственно говоря, привычная всем трактовка Кундалини, как локализированной силы в муладхара-чакре, не всегда соответсвует тантрическим источникам и также многим текстам йогинов линии Горакшанатха. Многие тексты, такие как Вивека-мартанда, Хатха-йога прадипика и др., описывают Кундалини как пробуждающуюся в сердце. Насколько я понимаю, Кундалини - это сила, которая присутствует в каждом атоме и клетке тела, во всей вселенной. Тут, как заметил верно Сурадж, исходя из переводов и контекста, может быть бесконечное множество значений того, что подразумевается под Сердцем. Каждое понятие может иметь много пластов значений, начиная от сугубо материальных (сердце как физический орган), заканчивая сердцем как ядром мироздания, сущностью ямалы Шивы и Шакти и т.п. Так что подобные термины - это, по сути, целый конгломерат контекстов, которые могут пересекаться друг с другом или нет, в зависимости от наших личных состояний и уровней, нашей мировоззренческой базы на данный момент, этапа личной духовной эволюции.