KMT не ссылается на Шестнадцать Опор. Вместо этого в главе 17 мы находим систему Шестнадцати Узлов (грантхи), названными как Опоры (адхара). KMT соотносит четыре слога названий каждого из четырех первостепенных мест с ними, тем самым, вероятно, перенимая более раннюю модель, которая не включала их. Таким образом, мы находим то же самое перечисление, данное в KRU, в отрывке общем с KMT, но там нет никакого упоминания их священных мест. Эти Шестнадцать Узлов (грантхи) или Опоры (адхпра) - часть тела богини Махамайи. Передвигаюсь в жизненном дыхании, она наполняет его и тело своими шестнадцатью энергиями. В KRU мы читаем:
Вриддхамайя, рожденная от южного лица (богини), является самой мощной. Она обладает Шестнадцатью Узлами, располагается в Хамса и двигается посредством Хамса. Хамса является жизненным дыханием и принципом сияющей энергии (теджас). В форме Шестнадцати Опор (адхара) она пребывает между ними. Поэтому говорят, что она имеет Хамса как свое местонахождение и таким образом она двигается с Хамса (хамсагамини). Опоры почтенной Кулешвари присутствуют (в шестнадцати частях тела), начиная с ног и оканчивая головой. Узлы должны быть, как известно, наделены семенем Хамса. (Поэтому), о Высшая Богиня, называемое Хамсой обладает шестнадцатью энергиями. Эта, наиболее мощная (махаттара) богиня известна как Махамайя.
После перечня Узлов/Опор, KMT и KRU описывают в общем отрывке:
Богиня имеет (эти) шестнадцать членов. Она - Кхечари, повелительница Парящего в Воздухе. Она пребывает в лотосе, в середине лотоса. Находясь в Хамсе, она движется с Хамсой. Богиня наделена обеими энергиями: проявленной (сакала) и непроявленной (нишкала). Ее тело сотворено из грома (ваджрадеха), и она - Сверх-ментальная (манонмани).
Затем эти шестнадцать Узлов перечисляются вместе с их местоположениями: 1) ананта-средний палец, 2) кала - голеностопный сустав, 3) раудри - подошва (ног?), 4) джйештха и вама - (правое и) левое бедра, 5) кама - основание гениталий, 6) линга - выше (местоположения предыдущего), 7) брахма - выше и ниже того, где расположены волосы тела (рома), 8) сома - выше предыдущего, 9) сурья - также выше предыдущего, 10) прана - выше, 11) джива - выше (живое существо живет и умирает из-за этого), 12) вишну - горло, 13) рудра - небо,14) иша - выше этого, 15) садакхья - выше трикути,16) майя - выше наполненного блаженством желания (иччхананда)
Тика, в соответствии с комментируемым источником, представляет обширное отображение Шести Путей (шададхван), то есть космического порядка и его мантрических эквивалентов, распределенных систематически в шестнадцати местах в теле, где расположены Опоры. В этом контексте Опоры являются обширными мировыми порядками (бхувана), которые содержат меньшие миры и их соответствующие Принципы, энергии, мантру, части мантры и буквы, которые составляют эти Шесть Путей. Опоры перечислены в Сутре Шестнадцати Опор, указанных в Тика как часть Сутры Тела (дехасутра).
Хотя их названия и особенности изменяются, группа из Шестнадцати Опор является общепринятой для многих тантрических и Каула систем, и также она внесена в более поздние традиции Йоги. В своем комментарии на NT Кшемараджа представляет их отображение в теле двумя способами (пракрия). Где в первом, который является по-видимому тантрическим, он просто перечисляет местоположения опор, которые в том методе поддерживают индивидуальную душу в теле. Местоположения в теле фактически такие же как были перечислены в Тика: 1) большой палец ноги, 2) лодыжка (голеностопный сустав), 3) колено, 4) анус, 5) гениталии (пайю), 6) корень (канда), 7) каналы жизненного дыхания (нади), 8) живот, 9) сердце, 10) канал черепахи (карманади), 11) горло, 12) небо, 13) межбровье, 14) лоб, 15) впадина Брахмы, 16) завершение двенадцати.
Кшемараджа продолжает цитировать из неизвестного источника список Шестнадцати Опор согласно методу Каула (пракрия), где они поддерживают все, а не только индивидуальную душу. Там сказано:
Следует знать, что Кула - ниже заднего прохода (медхра), а то, что названо как Яд (виша) находится в середине (этого). Говорится, что Уполномоченный (шакта), который побуждает Звук Пробужденного Сознания (бодханада), находится в Корне (мула). Затем, названное как Огонь находится на четыре пальца выше этого, ниже пупа в Опоре Огня (паванадхара). В самом пупе находится то, что названо как Кувшин. То, что названо как Все Желания (сарвакама) занимает промежуточное положение между пупом и сердцем. Названное как Животворец находится в середине чашечки (удара) лотоса сердца. Черепаха находится в груди, и названное как Лола (голосовая щель) находится в горле. Опора Нектара (судха), природа которого - нектар (судха), расположена выше голосовой щели (ламбака). Лунная Опора (саумья), окутанная энергиями Луны, расположена в корне той же самой (голосовой щели). Названное как Лотос Знания - в межбровье в Круге Неба (гаганабхога). Опора на поверхности неба (называется) Раудра, она поддерживается силой рудры. Опора, названная как Чинтамани расположена на Перекрестке. Опора Четвертого (Состояния) находится в голове, в середине впадины Брахмы. Опора Канала жизненного дыхания (надьядхара) является тонкой и высшей. Она пробуждает к интенсивному проникновению (гханавьяпу). Они являются Шестнадцатью Опорами+
Шестнадцать Опор упомянуты в Горакшашатаке (стих 13), но там им не дано описание. Комментатор направляет читателя к Сиддха-сиддханта-паддхати. Что касается этого источника, то Банерджи перечисляет и подробно объясняет практики в каждой опоре. Они следующие:1) большой палец ноги, 2) основа Корня (муладхара), 3) прямая кишка (гудадхара), 4) основа гениталий (медхрадхара), 5) уддьяна, 6) пуп, 7) сердце, 8) горло, 9) язычок (гхантика), 10) небо, 11) язык, 12) межбровье, 13) нос, 14) корень носа (капата), 15) лоб, 16) впадина Брахмы.
14. Три Признака, Метки или Цели могут быть по-разному постигнуты внутри тела, они также могут меняться согласно практике (садхана). Согласно Тика, три Признака или метки следующие:
Первый - ниже пупа, где располагается Кундалини (между Колесом Самоподдержания и Колесом Драгоценных камней). Это - Узел Брахмы и (пылая) подобно светлячку он красного цвета. Неотъемлемая природа материала ума (читта) расположена там, то есть ум (манас), от которого возникает знание, являющееся сознанием (чайтанья). Его форма подобна горящему углю и (пламени) лампы. Грубое, это - местожительство Солнца. Это то, что названо внутренним Признаком. Под "внутренним" здесь подразумевается "между", поэтому нужно сделать собственную метку в середине тела, где расположена Кундалини. Так объясняется один Признак, названный "Внутренним Признаком".
Теперь Внешний Признак будет объясняться. Под "внешним" имеется в виду вне внутреннего знака, который является местоположением Кундалини, то есть выше того, что является положением сердца. Это называют Узлом Вишну, он красно-белого цвета. Это - сознание, которое является основой знания и это тонкая (кашчит) природа "Я". Это - природа вещества (дравья), и это является тонким. Это - обиталище Огня. Это называют Внешним Признаком. Почему? Когда относительно к Внутреннему Признаку, где обитает Кундалини, поднимаясь вверх (каждый достигает) местоположения сердца, тогда это является "Внешним Признаком". Это - Внешний Признак, который является вторым.
Теперь будет объяснен Признак, который является и тем и другим. Когда он находится в пределах обоих Признаков - внутреннего и внешнего - в высшей форме (другие два являются грубым и тонким), тогда это - Признак, который является обоими. Чем еще он является? Это также - независимое сознание, расположенное в Узле Рудры внутри местоположения Точки. Это - свет, который является знанием, и он высший. Это - обиталище Луны, и это - блаженство "вне Пустоты" (вьоматита).
Главные особенности Трех Признаков могут быть представлены в таблице следующим образом:
Три Признака согласно Тика:
Признак Местоположение Узел Цвет Природа Обиталище
Внутренний пуп Брахма красный ум Солнце
Внешний сердце Вишну Красный \ белый Я-субстанция Огонь
Оба точка Рудра ? сознание Луна
Другая версия Трех Признаков найдена в контексте внутренней практики, связанной с почитанием богини Трипурабхайрави. Как обычно, Три Признака визуализируются по вертикальной оси тела, произнося соответствующую биджу в ходе подъема. Этот процесс называют «медитацией на мантру» (мантрадхьяна), и это предвещает повторение мантры Трипурабхайрави.
O богиня, Основа (адхара) – это возникновение (мантры). Сердце, как говорят, является (ее) слиянием. Покой имеет место во Впадине Брахмы. Это, как говорят, является тройным признаком. Основа является анусом. Это подобно красным нитям цветка. Вагбхава (aiM), сияющая как вспышка молнии, находится в середине этого; Камараджа (hrIM) находится в Сердце и сияет как красный лак. Впадина Брахмы является (биджей) Шакти (shrIM) и подобна раскаленной ртути.
Три Признака согласно Кулакаулинимата:
Признак Местоположение Состояние Биджа Форма
Основание Анус Возникновение Вагбхава - aiM Красный
Сердце Грудь Слияние Камараджа - hrIM Красный лак
Впадина Брахмы Верхушка головы Покой Шакти - shrIM Раскаленная ртуть
Мы можем сопоставить с тем, как Банерджи интерпретирует Три Признака, упомянутые в источниках, приписываемых Горакхнатху. Его представление может быть суммировано следующим образом:
1) Внутренний Признак (антарлакшья). Под это подходят внутренние объекты. Они включают Колеса, но особенно Кундалини в канале Сушумна. Для практики концентрации важны также центры в пределах головы. Один из них - голамандала, это выше лба и перед Впадиной Брахмы, там сияет блестящий свет. Концентрируясь на этом свете, йогин будет освещен внутри Божественным Светом.
2) Внешний Признак (бахирлакшья). Этот термин охватывает внешние объекты, которые используются как объекты концентрации. Банерджи приводит пример цветов, визуализируемых на различных расстояниях от кончика носа. Небо также является хорошей опорой этому типу концентрации. Йогин не должен отвлекаться другими объектами, которые он может увидеть. "Поэтому" - Банерджи объясняет: "даже с открытыми глазами он может сделать свой ум свободным от всего разнообразия объективного мира и благодаря силе абстракции и концентрация может видеть только одно лишь небо перед собой". Таким образом, йогин испытывает переживание необыкновенной Пустоты (шунья). Он может сделать то же самое со звуком, или он может закрепить свой ум на небесном теле, идоле или фигуре святого.
3) Средний Признак (мадхьялакшья). Банерджи объясняет: "Это любой объект определенного внимания, который должен представляться ни как внутри тела, ни вне тела; тот объект, на который ум будет сконцентрирован без какого-либо прямой ссылки на его местоположение [...]. Выбранный объект для практики концентрации может быть реальным или воображаемым, материальным или идеальным, очень маленьким или очень большим, ярко сияющим или успокаивающе прохладный, любого цвета, формы или размера, любой формы или же без формы".
Здесь следует отметить, как терминология Тантр применяется последователями Горакхнатха, чтобы объяснить и классифицировать формы практики, которые являются Йогой, что Патанджали понимает как концентрацию, через которую прекращаются колебания ума. Вообще в Тантрах мы находим, что несмотря на то, что концентрация - основа методов, о которых там говорится, таких как повторение мантр или внутренние проектирования, она является только лишь дополнением. Особенность практики - поклонение и окончательный союз с божеством или обретение силы. Имеется широкий диапазон методов, которые направляют жизненное дыхание, и вместе с этим и сознание адепта, вверх к трансцендентному состоянию божества. Однако состояние этого подъема редко, если вообще, понимается как стадии концентрации. Несомненно, они могут быть интерпретированы таким образом, и именно так сделал Горакшанатха.
Группа из Трех Принаков является наиболее общепринятой. Однако, мы также может встретить и другие. Например, ряд из Девяти Признаков, которые обнаружены в Кулакаулинимате, где предписано, что это следует созерцать как самую прекрасную сущность (сара) внутри тела. Девять Признаков описаны следующим образом:
Основа, которая находится в гениталиях (медхра), является формой пламени и ее свет подобен расплавленному золоту. Признак в сердце, который имеет форму пламени в Йони, другой - в горле, имеет форму солнца. (Еще один) в основе язычка (гханта), имеет форму пламени лампы, следующий во впадине (рта), имеет ту ( же самую) форму. Признак выше, который называют язычком (надлежащим) (ламбака), он подобен луне. Девятый Признак - между глазами, он обладает сияющей энергией Вселенной, выглядит подобно драгоценному камню. Йогин, пребывающий в этих местах, должен практиковать Девять Принаков. И эти Признаки, присутствующие в девяти местах, называют Девятью Местами.
15. Две Двери - это вдох и выдох.
16. В другом месте Пять Пустот приравнены с пятью из Шести Колес в которых передвигается богиня, как энергия универсальной Пустоты Сверхментального. В этом контексте отсутствующие Колеса - это пупок, между тем как Пять Элементов (которые приравнены в местах с Пустотами) размещены внутри Шести Колес, не включая Колесо горла. Нетратантра также помещает Пять Пустот в их собственные Шесть Колеса следующим образом:
Бесконечную (ананта) Пустоту (кха) называют Рождением. Вторая Пустота находится в пупе. Третья находится в месте сердца. Четвертая находится в середине точки (между бровями). Пятая называется Звуком (нада).
Теперь будут описаны Шесть Колес. В (пустоте), названной Рождение, есть Колесо Каналов (жизненного дыхания) (надичакра). Превосходное (Колесо), названное как Майя, находится в пупе. Колесо Йогов находится в сердце. Колесо, расположенное в небе, названо расколотым на два (бхедана). Колесо Освещения (диптичакра) находится в Точке, и колесо, расположенное в Звуке, называют Спокойным (шанта).
Кшемараджа комментирует: Бесконечная (Пустота) (так называется) потому, что она как будто без конца, и потому что она пребывает (ашрая) во Вселенной. (Пустота), названная Звуком, названа так потому, что она - местопребывание Звука. Колесо Каналов так называется потому, что это - причина расширения каналов (жизненного дыхания). (Второе Колесо называют Майя ), потому что это - причина знания всего расширения (прапанча) Майи в соответствии с изречением: "йогин достигает знания целостности тела в Колесе пупа". (Колесо Йогов называют так потому), что оно дарует концентрацию (читтаикагрья). (Следующее называют Разбитым), потому что оно должно быть раздроблено с усилием. (Следующее называют Колесом Освещения), потому что его природа - освещение (дипти), и (последнее называют Спокойным), потому что оно дарует спокойствие + Эти Пустоты и Колеса должны быть оставлены, потому что Пустоты вызывают вхождение в состояние глубокого сна, в то время как Колеса являются причиной разворачивания дуальности.
17. Комментарий на Дехасутру, где также описываются Шест Колес, Шестнадцать Опор и Три Признака, Тика объясняет эти Пять Пустот следующим образом:
1) Пустота Элементов (бхутакаша). Пустота Элемента - это реальность, которая начинается с Земли и заканчивается Пространством. Первый - элемент Земли. Это присутствует там, на каком протяжении простирается вышеупомянутая энергия Нивритти. Затем элемент Воды, второй, располагается от лодыжек до пупа, то есть на протяжении распространения энергии Пратиштхи. Таким же образом распространение элемента Огня соответствует распространению энергии Видьи, а элемента Воздуха - энергии Шанти, тогда как распространение элемента Пространства соответствует распространению энергии Шантьятиты. Следовательно, Пустота Элементов объясняется как пустота, приводящая вместе пять элементов (грубые).
2) Пустота Принципов: Теперь объясняется Пустота Принципов. Как утверждалось ранее, (только) Земной Принцип, поддерживаемый энергией Нивритти, присутствует в большом пальце ноги, который, как утверждалось ранее, является местом распространения элемента Земли. Точно так же элемент Воды, поддерживаемый энергией Пратиштха, простирается от Принципа Воды до Принципа Природы наряду с Принципом Качеств (Природы); (так) эти двадцать четыре принципа проникают от лодыжек в пуп. Таким же образом элемент Огня, поддерживаемый энергией Видьякала, простирается от пупа до основания язычка. Таким образом, семь принципов проникают от Принципа Человека до Принципа Майи. Элемент Ветра, поддерживаемый энергией Шанти, простирается от язычка до места Точки (межбровье). Таково распространение трех принципов от Чистого знания до Садашивы. Затем элемент Пространства, поддерживаемый энергией Шантьятита, простирается от Точки (между бровями) до Завершения Двенадцати. Следовательно здесь присутствует один принцип, а именно, Шива и Шакти (вместе в одном).
3) Пустота Брахмана: Теперь будет описана Пустота Брахмы. Это находится восприятие Брахмана. Что это за место? Это будет объяснено. Это - Самвартамандала, состоящая из трех Пиков (бидж) в пределах Завершения Двенадцати. Три Пика (слоги) - hrIM klIM shrIM (которые образуют Треугольник). Треугольник соединен с силами: Воля, Знание и Действие. Он украшен тремя качествами: саттва, раджас и тамас. Он обладает сиянием Луны, Солнца и Огня. Он окутан в три времени: утро, полдень и день. Он обладает тремя защитами: Брахма, Вишну и Рудра; и тремя дверями (сделанными из черт характера): ветер (вата), желчь (пита) и слизь (шлешма). Это связано с жаждой, гневом и жадностью, которые называют тремя преградами, а именно, цепь, дверной замок и гвозди,; это обладает тремя каналами: ида, пингала и сушумна. Такова форма Самвартамандалы в Завершении Двенадцати. Это объяснено здесь вкратце. Подробнее описано в Шатсахасре, или в Брихадагаме. Так была объяснена Пустота Брахмы.
4) Высшая Пустота: Теперь будет описана Высшая Пустота. Она расположена на вершине Завершения Шестнадцати, в месте горы под названием Каумара в конце следа дыма (дхумаварти). В другом месте сказано, что "Опора Каумара - необъяснимое в пределах Завершения Шестнадцати". Так была описана Высшая Пустота.
5) Пустота Майи: Теперь будет объясняться Пустота Майи. Она расположена выше Завершения Шестнадцати в Завершении Семнадцатой, где след дыма растворяется. Пустота Майи находится в месте, которое является бесформенным и свободным от (всех) несовершенств. Так сказано в другом месте: "та, называемая Майя, выше этой. Это - Высшая Пустота в Высшем Месте". Такова Пустота Майи.