Matsyendranatha писал(а):Джайа Шива Горакшанатх!
Андрей писал(а):
Намаскар, уважаемый Матсьендранатх!
Скажите, пожалуйста, какое время суток в основном используется для практик у натхов и каково соотношение ритуальных практик, хатха йоги, медитативных практик у практикующих в начале Пути?
Используются ли принципы карма йоги? Как это происходит в Индии?
Спасибо!
Утреннее время самое важное для пуджи и хатха-йоги, садхану у натхов можно разделить. Первое – это ритуальная часть, то есть пуджа. Второе – йогическая часть. Пуджа и все виды упасаны важны и их не стоит игнорировать, тем более что Гуру-йога является её составляющей, Гуру и божества почитаются с помощью нади/джанео. Это делается утром и вечером.
Утром, садхака-натх, после омовения читает мантры Гуру-парампаре, для джанео, который он дальше будет использовать в ритуальных целях, для одежды в которой будет совершатся садхана, она должна быть чистой. Если натх живет в Гималаях, а не в мандире, он может быть к примеру в одном ланготе, соответственно он читает на него мантру. Читается мантра для асаны, на которой он сидит. Если садхака с «даршанами» то нужно прочесть мантры и для них. После этого он должен почтить своего Мула-Гуру, далее провести пуджу тому божеству, которому садхака совершает постоянное поклонение. В храме принятие пиши два раза в день, но многие питаются только в вечернее время. Садхану хатха-йоги можно делить на каништха, мадхьяма и уттама. Высшую хатха-йогу можно практиковать только в уединении, ограничив общение. Эти садханы ученику даёт Гуру и соответствующие им упадеши. Основное Божество у натхов – это Маха Йоги Шива Горакшанатх. Поклонение также совершается Нава-натхам или основным Божествам в индуизме: Ганеша, Гаури, Амбика, Кали, Кала Бхайрава, Шива и др.
Так как Горакшанатх является проявлением Шивы Йогешвары и покровителем натхов, ему необходимо поклоняться тем, кто практикует Кайя-садхану. Те натхи, которые живут в мандире, больше акцент делают на храмовой ритуалистике, те кто уходят и живут отдельно – на хатха-йоге и медитации. Мантры тем божествам, которые существуют в тантрических школах, например Ганапати или Бхайраве, у натхов достаточно сильно отличаются. Это если не брать в расчёт ещё различия в сампрадаях натхов. Многие натхи вообще не используют такие тантрические элементы, как ньясы или кавачи. Янтры есть почти у всех, например Горакшанатха-янтра или Чаураси-сиддхи (84 сиддха), Шри Натха Сиддха-Йогини и др.
Относительно карма-йоги, она также важна. Некоторые могут считать её занятием шудр и не видеть в ней ничего особенного, это крупное заблуждение. Процентам 80-и из тех, кто приступает к садхане, именно карма-йога может дать хорошую базу для дальнейшей практики. Хотите верьте, а хотите нет, но я видел как у людей проходили очень серьёзные физические заболевания только потому, что они занимались самой «обычной» карма-йогой. И они даже перерастали в знаниях «мистиков и эзотериков». В практике важна чистота мотивации, а не торгово-рыночный подход, где маленькое эго оправдывается «камья-садханой» и т.п. Карма-йога проверяет, насколько вам действительно нужна практика. Нужно понять что садхана – это не недельный «семинар по йоге» (забавное название). Садхана –это то, чему вы посвятили всего себя. Дело даже не в количестве выполненного труда, эго оно очень гибкое и может наоборот возрасти от «карма-йоги». Поэтому здесь важно следовать тому, что вам говорит Гуру. Мой Гуру часто отказывался принимать деньги от меня или какое-либо севу (настоящему Гуру на самом деле ничего и не надо). Он видимо понимал, что для меня это не проблема, однако давал упадеши проповедовать всем, что мне не особо нравилось, зато сейчас я понимаю насколько это полезно.
Любая из йог важна, и может стать самой важной в вашей практике, кому-то она может не подойти, а кому-то наоборот. Здесь очень важно не приписывать результаты тому, что мы считаем собой. Это кстати ответ на ваш ранее заданный вопрос о том, как часто хочется за уши подтянуть удачу, а в результате и сам потом не рад. Идеальное средство здесь именно карма-йога.
В целом, что касается хатха-йоги, всё от уровня садхаки, если он воле Гуру постоянно – это проще. Если нет, то он должен предварительно получить необходимое навыки и одновременно приверженность Гуру и традиции. Гуру будет на расстоянии чувствовать, что происходит с его учениками. Гуру дает те садханы и мантры которые он сам реализовал, а ученик их «забъет на это», это сразу негативно скажется на Гуру. Поэтому не один серьёзный садху не посвятит просто так того, кто к этому по большому счёту не готов.
Относительно практик: любую пуджу или элементы из той же хатха-йоги можно растянуть на весь день. Все детали садхан описать здесь сразу в одном постинге сложно, но я думаю постепенно мы эти темы будем освящать и разбирать.
Спасибо за вопросы.