Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Сиддха-сиддханта натхов  (Прочитано 6967 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Сиддха-сиддханта натхов
« : Ноябрь 19, 2006, 00:37:34 »

Васудева писал(а):
Сиддха-сиддханта
Сиддха-сиддханта, или шиваизм Горакшанатха, как принято считать, происходит от линии ранних аскетических орденов Индии. Горакшанатха был учеником Матсьендранатха, святого-покровителя Непала, почитаемого не только индусами, но и некоторыми эзотерическими буддийскими школами. Горакшанатха жил, вероятнее всего, в десятом веке и писал на хинди. Историки связывают линию Горакшанатхи с линией пашупатов и их позднейших преемников, а также с сиддха-йогой и агамическими традициями. Сами сторонники Горакшанатхи утверждают, что Матсьендранатха получил тайные шиваитские истины непосредственно от Шивы, как и Адинатха, и, в свою очередь, передал их Горакшанатхе. Эта школа систематизировала практику хатха-йоги и, собственно, создала почти всю хатха-йогу, как она преподается сегодня.
Горакшанатха, выдающийся гуру и автор “Сиддха-сиддханта-паддхати” (“Исследования учений адептов”), был человеком огромной духовной мощи и на редкость практичным. О его жизни до отшельничества нам ничего не известно; существует мнение, что он был родом из Пенджаба. За двенадцать лет ученичества у своего прославленного гуру, Матсьендранатхи, он овладел высокими оккультными науками йоги традиции натхов. Странствуя по северной Индии от Ассама до Кашмира, он поклонялся Шиве в храмах, постигая Его в глубочайших самадхи и пробуждая в себе многие из сиддхи (могуществ) адепта шиваизма.
Создав двенадцать духовных орденов с монастырско-храмовыми комплексами по всей северной Индии, Горакшанатха популяризовал свою школу и обеспечил защиту очагов шиваизма от мусульманской власти. Матсьендранатха еще раньше совершил то же самое в Непале, где его и по сей день чтут как святого-покровителя страны. Ученые считают, что йога Горакшанатхи является развитием традиций ранних пашупатов и связанных с ними аскетических орденов, поскольку их практика и философия во многом схожи. Для обычного общества сиддха-йоги Горакшанатхи были личностями магнетическими и незабываемыми – отшельники, одетые в шафранные робы, с черными как смоль струящимися волосами, со лбами, белыми от священного пепла, большими круглыми серьгами, бусами рудракша и необычными свистками из рога на волосяном шнурке, которые носились на шее и символизировали изначальную вибрацию, Аум. Мусульмане называли последователей Горакшанатхи “канпхаты”, что означает “те, у кого прорезаны уши” (имелся в виду ритуал прорезания мочек ушей для ношения серег, иногда чудовищных размеров). Некоторые из мусульман и сами присоединялись к канпхати, а настоятели нескольких горакшанатховских монастырей известны под мусульманским титулом “пир”, то есть “святой отец”. Эта необычная экуменическая симпатия была чрезвычайно полезна во времена общих религиозных притеснений.
Натхи этой школы воспринимали внутреннюю и внешнюю вселенные как космическое тело Шивы (махасакара-пинда), как непрерывное расцветание Его как Шакти (энергии) в бесконечность душ, миров и сил. Земля и жизнь, человеческие слабости и человеческая Божественность – все это проявленный Шива. Веря так, эти люди являли человечеству образцы духовной возвышенности и радостной преданности в храмовом служении и в паломничествах. В повседневной жизни, впрочем, они были сосредоточены больше на внутреннем служении и кундалини-йоге. Внутри себя они искали реализации Парасамвита, высшего трансцендентного состояния Шивы.
В книге “Вивека-мартанда” Горакшанатх дает свое понимание самадхи: “Самадхи – это название такого состояния феноменального сознания, в котором присутствует совершенное осознание абсолютного единства индивидуальной души и Универсальной Души и в котором наблюдается полное растворение всех ментальных процессов. Как совершенный союз соли и воды достигается через процесс смешения (йоги), так и ум или феноменальное сознание становится абсолютно единым или тождественным с душой через процесс глубочайшей концентрации (йоги) - это и называется состоянием самадхи. Когда индивидуальность индивидуальной души полностью вливается в трансцендентное единство Абсолютного Духа (Шивы) и феноменальное сознание тоже полностью растворяется в Вечном, Бесконечном, Трансцендентном Сознании, тогда в совершенстве осознается и реализуется самарасаттва (фундаментальное единство всех существований) - и это называется самадхи”.
Достигнув самарасаттвы (или самарасы), йог с тех пор всегда сохраняет осознание трансцендентного единства Бога, даже тогда, когда он воспринимает обычный материальный мир. Таково в этой системе высшее достижение.
У школы сиддха-сиддханта есть весьма примечательная концепция кайя-сиддхи, крайне продолжительной жизни и даже бессмертия для некоторых людей.
Считается, что сам Горакшанатх и многие из его последователей живы и сегодня и выполняют свою работу в потаенных местах. Точные методы достижения кайя-сиддхи не описываются в их текстах, но преподаются непосредственно от гуру к ученику.
К центральным писаниям относятся “Хатха-йога-прадипика” Сватмарамы, “Гхеранда-самхита”, “Шива-самхита”, “Джнянамрита” и другие - всего около сорока трудов, приписываемых Горакшанатху или его последователям. Большая часть книг посвящена хатха-йоге.
Теология сиддха-сиддханты охватывает как трансцендентного Шиву (бытие), так и имманентного Шиву (становление). Шива является действенной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве описываются как “пузырьки, возникающие и лопающиеся в воде”. Сиддха-сиддханта принимает адвайтистский опыт продвинутых йогов, не отрицая смешанного опыта единства и двойственности в обычных сферах сознания.
За прошедшие столетия выросло также большое сообщество домохозяев, или верующих-мирян, которые равняются на идеалы отшельников. Сегодня существует, вероятно, 750 000 приверженцев шиваизма сиддха-сиддханты, которых часто считают шактами или адвайта-тантриками. Среди них есть и уличные маги-заклинатели змей, и почтенные граждане, и продвинутые садху.
Школа распространена по всей Индии, но наиболее заметна в северной Индии и Непале. Ее приверженцы называются йогами; особое внимание уделяется отречению от мира - даже для домохозяев. И прежде, и в наше время глубокая теология часто отходила на второй план, и в главном фокусе внимания оказывалась кундалини-хатха-йога. Система ценностей сиддхасиддханты часто заставляет ее последователей удаляться от общества. Эта секта также широко известна как натха, горакша-пантха и сиддха-йоги-сампрадайя. Другие ее названия: Адинатха-сампрадайя, натхаматха и сиддхамарга. Слово горакх или горакша означает “коровий пастух”. (Кстати, слово “горкха” означает жителя Непала и тождественно “гуркха”, названию известного воинственного племени из этой страны.)
Сегодня эта традиция натхов представлена садху-горакшанатхами и многочисленными другими почтенными орденами гималайских монахов, поддерживающих дух отречения от мира в поисках “Я”. Миллионы современных ищущих черпают из их учений, среди которых блистает текст Сватмарамы (XVI век) “Хатха-йога-прадипика” (“Освещение йоги”). Из этих мощных древних корней почти во всех странах мира выросли школы йоги, Они напористы. Они динамичны. Они дают результаты - физические, ментальные и эмоциональные. Они обычно не обучают религии индуизма, но дают минимальное представление о пудже, гуру, карме, дхарме и существовании всепроникающей силы, которая называется энергией. Эти свободно сплетенные философские посылки и прагматические результаты, приносимые практиками хатха-йоги, пранаямы и медитации, привлекают все более широкие массы ищущих людей, воспитывавшихся в самых разных религиях. Сегодня эти школы охватывают также аюрведу, астрологию и различные формы холистического целительства. Самым искренним ученикам преподается высшая медитация. Так древняя мудрость сиддха-сиддханты продолжает жить в современную эпоху и улучшает качество жизни человечества и помогает искателям истины достичь цели.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Сиддха-сиддханта натхов
« Ответ #1 : Ноябрь 19, 2006, 00:39:25 »

Matsyendranatha писал(а):
Джайа Шива Горакшанатха!

Постинг неплохой. Добавлю от себя. Действительно с Пашупатами и другими аскетами у натхов много общего, Пашупаты пожалуй более ранняя традиция из шайвовских . Её окончательно «оформил» Лакулиша, и превратил из дуалистической системы в двайта-адвайтическую. Различия между Натхами и Пашупатами примерно такие же, как различия между натхами и системой Патанджали.
Кстати, сами Пашутапы утверждают, что Патанджали 5-й ученик Лакулиши, однако на этот счёт есть множество сомнений. Далее стоит заметить, что несмотря на влияние Пашупатов, сам Горакшанатх и его линия несколько далеки от тех крайних практик, которые свойственны Пашупатам. Пашупаты довольно жёстко отбрасывали социальную среду, поэтому их поведение было многим непонятно, они вели себя как полные животные, чтобы избегать всего человеческого, что в их адрес проецировали мирские люди. Пашупаты отрицали Веды.
Что же касается натхов, то сам Горакшанатх ничего не отрицал, в его системе были собраны элементы многих школ, по сути Горакшанатх был тем же Абхинава Гуптой, только в сфере йоги. Горакшанатх составил на основе йоги и Тантры то, что в дальнейшем стали развивать такие популярные учителя как Йоги Сватмарама, Гхеранда, чьи труды можно назвать классикой хатха-йоги. Практически вся хатха-йога, которую практикуют по всему миру, основана Горакшанатхом, однако его имя к сожалению предали забвению. Многие не знают, что Горакшанатх был не просто Гуру, но также и Аватар Шивы, который явился, чтобы систематизировать старую классическую йогу и привнести новое. Он оказал влияние на Тантрический Буддизм. Горакшанатх в своей системе не только осудил еретические формы тантры, он сделал акцент на устранении разногласий между тантрой и ведизмом. Несмотря на то, что многие считают систему натхов как не имеющую какой либо философской базы, натхи смогли практическим образом доказать практичность и пользу своей школы. Они не считают, что истина постигается исключительно умственным путём, равно как и одними аскезами.
Сложно передать смысловой перевод термина «самарасья» на русском и каком либо ещё языке. Самарасья – духовная цель садханы натхов. Натхи – сторонники непосредственного переживания истины, на этом и строится их садхана. Горакшанатх в некоторых текстах говорит изречениями, которые подобны дзенским коанам. Его учение - это Шакта и Шамбхава упаи. К сожалению, на данный момент, многие современные учителя йоги в коммерческих целях создали множество различных стилей, что приводит людей к мысли о том, что вся хатха-йога это набор упражнений той или иной школы, например Айенгара или Дхирендры Брахмачари. Когда люди приходят в ту или иную школу, им говорят, что это хатха, имея ввиду сами упражнения. Появляется мысль о том, что хатха – это только работа с телом, а не мировоззрение и у людей постепенно начинает пропадать интерес к йоге. Отождествлять средство с целью может оказаться неплохим делом, но и отсутствие способности различения привносит в йогу также много непонимания и запутанности. Поймите меня правильно, это не заявление, что мы несем единственное истинное мировоззрение йоги. Однако затронуть этот момент стоит, так как это способно убрать много противоречий в сфере йоги, которыми она обросла, очевидно, по причине «борьбы под солнцем» среди школ. Видимо такая тенденция существует не только на данный момент и в то время, когда создавалось учение Горакшанатха, поэтому и Горакшанатх и другие учителя традиции натхов учили, что истина не во внешних атрибутах йога и писаниях, а в трансформации своей человеческой природы, которая наиболее сильно связана с телом человека. Отсюда, натхи и придают в своей садхане такое значение телу. Вы можете заметить во всех текстах натхов, что они даже осуждают противоречия учений и писаний, считая это также одной из форм отдаления от правильного восприятия себя и мира. Не важно по какой причине возникает конфликт, по мировоззренческой или по технической, как сейчас. Натхи всегда учили, что за той или иной формой, лежат совершенно мирские причины. Мы ценим все йогические школы но и даём возможность задумываться над тем каким путём ты идешь и к чему, это позволяет лучше видеть также многогранные стороны других учений. К сожалению на данный момент литературы по натхам на английском не много, а та которая выпускалась, только частично раскрывает учение. Из изданного наиболее ивестны труды Акшая Кумара Банерджи, Бриггса, Шивендранатха, Дэвида Гордона. Надеемся, что в будущем будет издано больше литературы, переведенной с английского, хинди и санскрита.
Записан