Адеш!
Наверное, еще немного добавлю к сказанному. Чтобы понять индийский подход и практики разных духовных направлений в Индии, нужно определиться, что в них есть похожего. Как я успел заметить, живя там несколько лет, схожесть заключается в том, что они все берут какой-то духовный идеал, и уже из него происходят те или иные практики. Но если посмотреть с позиции натхов, то все духовные идеалы противоречивы по причине нашего омраченного сознания, только в нем вся проблема. Отсюда же и вырастают разные формы сектантства (я не о том, как это видят русские, а скорее, о более глобальном): кто-то захотел освободиться от пракрити и ему оказалось достаточно теории санкхьи, кто-то захотел освободиться от майи - достаточно адвайта-веданты, а кто-то захотел понять природу Бога в полном виде и пребывать в ней, настроил массу описаний того, что собой представляет природа Брахмана (Шивы), построили так теорию из 36 таттв и систематизировали Бога (кому-то и это покажется ограничением) и т.д. Почему школы так много воевали между собой? Если отбросить политику, то суть окажется в том, что считать правильной мокшей, правильным описанием Бога, правильной целью и, конечно же, методом, разумеется, какие-то методы других школ критиковали конкурирующие школы. Горакшанатх счел такой подход бессмысленным увязанием в социальных помрачениях. Не подумайте, я не склонен восхвалять натхов и принижать остальные линии тантры, у натхов тоже есть свой экзотеризм, который невежественные существа могут неадекватно воспринять, и это будет тоже правильным в общей картине мира и расстановкой всех аспектов Бытия на свои места. Все в индуизме хорошо, и основная причина, по которой я когда-то выбрал натхизм, заключается не в том, что тогда о нем на Руси никто не знал (впрочем, и сейчас качественно знают немногие), а в том, что натхизм оказался самым гибким и толерантным ко всему тому, что в Индии есть. Если бы такого в нем не было, то я бы с уверенностью говорил о том, что натхи должны практиковать только гимнастику или только внутреннее созерцание, или же вамачару с сексом и прочими ее делами, или же круто аскетировать, так, чтобы мир был далек от твоей крутизны, а ты от его. Но в том-то и дело, никто не говорит, что что-то плохо или только хорошо.
Мы же не думаем о простом сексе 24 часа в сутки, но мы также не можем сказать, что сей инстинкт не имеет права на существование в этом мире, и с ним надо бороться, непонятно для чего.
На самом деле, уже в символике чакр есть много значений, символизирующих половой акт, пожалуйста: канда – треугольник, внутри которого лингам - это символ лингама, который проникает в йони, свадхиштхана - это место, где Шива и Шакти соединяются физически, манипура - место, где жертвуется семя при оргазме в огонь камы. Сам половой акт в тантрах описан как мантхана (взбивание), то, что "проявляет амриту" во внутренней практике - это спонтанное восхождение и нисхождение Кундалини в теле. И тут сразу возникает вопрос: "А нужно ли для внутренних практик вообще практиковать внешнюю тантрическую майтхуну?" Знаете, за последние годы я столько насмотрелся йогов в России, которые как-то негативно отзывались о майтхуне, говоря, что у них при этом пробуждена Кундалини, но, тем не менее, их проявления говорят о том, что привязанности к другим мирским наслаждениям им не чужды, и что у них, в связи с этим, есть некая жесткая, эгоистическая, "нерушимая" структура. Есть и другая крайность - тантрики (в России), те любят внешнюю майтхуну и ненавидят йогу (очевидно, не понимая ее), у некоторых явный крен в область сексуальной озабоченности, на чем и построена их эгоистическая личность, так же как и у "йогов", только с опорой на другое. Сама склонность к крайностям - показатель того, что и тем и другим несвойственно равновесие, а значит, все их слова про их пробужденную Кундалини, духовную практику, мягко говоря, не соответствуют их реальному состоянию души и тела. Они часто произносят такие фразы как "трансформация сексуальной энергии" или "почитание Богини", но если их спросить, в чем же такая трансформация заключается, или же как себе такой человек представляет Богиню и ее почитание, то становится понятно, что или не знают, или путают почитание с "имением". Естественно, это все говорит о том, что использование особых терминов и знание тантрических техник не делает человека полноценно понимающим их и готовым к их практике. Поэтому никто в Индии не учит таким практикам, как, например, в России Юлия Варра и т.п. Не потому, что натхи или тамошние тантрики так деградировали или их совсем мало, вовсе не поэтому они почти никого из западных не учат подобным вещам (хотя сейчас люди пачками приезжают посвященными вамачаринами
), просто детские игры и садхана - не одно и тоже.
Несомненно, внутренние методы нужны, и бесспорно необходимо понимание или практика почитания Божеств в теле в том или ином виде, включая иногда и то, что многие называют "занятие сексом". Но при этом надо следовать классическому индийскому подходу, надо видеть лакшью (высшую цель этих практик). Я могу совершенно честно сказать (у нас не принято рассказывать о своих сиддхах), что мой опыт, связанный с пробуждением сушумны, Кундалини, показал такой вид экстаза, который явно сексу не уступает, поэтому я готов откровенно, положа руку на сердце, не согласиться хоть с самим Шри Шри Шри 1080 Абхинава Гуптой, если он где-то скажет о бесполезности методов "йоги". Потом может выясниться, что он вовсе не о моей йоге говорил и не о йоге Горакшанатха, и неизвестно, что бы он вообще подумал, увидев некоторых нынешних "тантриков", может быть, захотел бы удалиться в пещеру и исчезнуть с глаз долой.