Если я тут еще не надоела всем со "своим" Даосизмом
, то приведу цитату из одного важнейшего древнего даосского трактата "Чжун-Люй чжуань-дао цзи" по теме ловушек на Пути:
"Чжунли сказал:
Если решил следовать Дао - сперва твердо уверуй в силу методов и не позволяй судьбе,
искушениям славы и желаниям встать у тебя на пути. Коль посвятил себя культивации - иди
до конца. Прилежно практикуй, живи простой жизнью, вдали от суеты мирских дел и всегда
имей ум новичка.
Когда нацелен на многое - достигнешь среднего, взял цель на среднее - обретешь лишь малое.
Кто не постиг Великое Дао, тому никогда не узнать его скрытого действия. Раз так - лишь малые
методы будут применяться. Сбитый с толку непроверенными практиками и малознакомыми
техниками, ты лишь напрасно потратишь время, ничего не достигнув. Состаришься и умрешь,
уловленный несчетными циклами перерождений.
Неудачи прошлых поколений убедили маловерных, что долголетие, одоление тлена - лишь
пустые разговоры. Многие слышали о Дао, однако же совсем не поняли его. Умы таких людей
легко будоражатся явлениями мира, их волю быстро ослабляет привязанность к материальным
вещам. Оттого они не способны защититься от 10-ти демонов и преодолеть 9 препятствий.
Люй спросил:
Что это за 9 препятствий?Чжунли сказал:
Перед тем, как Великое снадобье будет готово, пройдет и холод, и жара, тогда нужно будет
сменить одежды согласно времени года. Перед тем, как родится истинный пар, возникнут голод
и жажда, трижды в день захочется поесть.
Потребность в одежде и еде - вот первое препятствие.Может статься, тяжела твоя ноша кармы, и ты должен возвратить то, что задолжал в предыдущих
жизнях. Весь в трудах и заботах, ты не в состоянии и минуты уделить практике. При взгляде на
пожилых родителей тебя охватывает стыд, что забываешь о них ради культивации. И хочешь
заниматься - а времени нет.
Сыновей долг - вот второе препятствие.Коль привязан к семье - станет беспокоить тебя судьба жены и детей. С каждым днем растет эта
привязанность. Дабы обеспечить кров и пищу своим близким, ты без устали трудишься день и ночь.
Хоть и заложено в твоем уме стремление к тишине и покою - но треволнения мирской жизни стают
поперек дороги.
Семейные узы и привязанность - это третье препятствие.Если ты богат и знатен - легко ли будет лишиться материальных вещей и положения в обществе?
Что имеешь - того тебе всегда мало, непрестанно желаешь большего.
Плен общественного статуса
и судьбы - вот четвертое препятствие.В юности своей ты о культивации и слышать не хотел и даже в старости продолжаешь вредить своему
духу. Растерял всю жизненность, стал безнадежно больным - а твой своенравный ум все не желает
пробудиться. Иль, наоборот, рожден ты в невзгодах, обречен терпеть лишения всю свою жизнь.
Муки
кармы и жизненные невзгоды - вот пятое препятствие.Если ты нетерпелив в поисках наставника, то мало заботит тебя, будет ли он просветлен или нет.
Учитель расскажет дивные вещи, и ты падешь к его ногам. У него, может статься, всего лишь дар
красноречия - а ты поверишь, что нашел истинного бессмертного. Слишком поздно может тебе
открыться, что наставник твой - просто лжец, не имеющий ни чести, ни подлинных знаний.
Опасность быть одураченным ложными учителями - это шестое препятствие.Вот ты внимаешь спорам наставников иль их учеников - конечно, разноголосица их суждений
собьет тебя с толку. Слепо будешь искать истину в хаосе листвы и сплетений ветвей, не
обнаружив в результате ничего стоящего. Этим так называемым учителям и их ученикам
интересны лишь бесконечные обсуждения относительных достоинств малых методов. Разве
ведомо им, что Солнце и Луна не восходят легко, оно уж если восходят - свет их ослепляет
и виден всем! Знают ли они, что гром не гремит попусту, но уж когда гремит - звук его оглушает
и слышен повсюду! Пытаясь поразить друг друга мудреными словами, не видят они, что все
их тонкие речи - лишь недолгий огонь праздничных фейерверков. Их споры о значении слов
бесконечны, и не было случая, чтобы они сошлись не чем-то одном.
Заблудиться в бессчетных
суждениях и всевозможных доводах - седьмое препятствие.Ты твердо решил завтра с утра приступить к практике, но не успело даже завечереть - а ты уже
отменил свое решение. Садишься медитировать и обнаруживаешь, что желания заниматься этим
нет и в помине. Всегда находятся неотложные дела - и ты постоянно прерываешь практику. В
начале очень воодушевлен, но вскоре теряешь всякий интерес.
Лень и отсутствие решимости
- восьмое препятствие.Попусту тратятся годы жизни, месяцы года, дни месяца, часы дня. В юности стремишься занять
положение в обществе, попытать удачи. В старости заботят дети и внуки. Каждый год уповаешь
на следующий год, а каждый день откладываешь на следующий день Не верил, что, практикуя
сегодня, поможешь себе завтра, - и вот сокрушаешься в старости, что не в состоянии вернуть
себе молодость.
Ожидать следующего месяца, каждый раз откладывать на следующий год -
девятое препятствие.Даже очень усердно занимаясь, коль не одолел хотя бы одно - два препятствия - от культивации
плодов не жди.
Люй спросил:
Понял я, что означают 9 препятствий. Не расскажите ли о 10-ти демонах?Чжунли сказал:
Десять демонов могут явиться тебе наяву, во сне и во время внутреннего созерцания.
Образы и ощущения: прекрасные цветы, звуки тростниковых флейт, сладкий вкус во рту, тонкое
благоухание, наслаждение по всему телу, возбуждение и волнение - всех их следует игнорировать.
Это и есть демоны, имя которым - 6 воров.Прекрасные покои, тенистые прогулочные террасы, изысканная утварь, занавеси из дорогого шелка,
усыпанные жемчугом наличники на окнах, комнаты в гобеленах, настилы из кораллового бисера,
полные золота и нефрита залы - не откликайся на все эти образы.
Это демон, чье имя изобилие и
богатство.Породистые рысаки, драгоценная сбруя, дворцы, титулы, тысячи гектаров земли, дары послов,
залы в зеленой и пурпурной ткани, вышитая золотом обувь - не откликайся на эти образы.
Это
демон по имени власть правителя.Легкие облачка в небе, послеполуденный сон, ненастье и проливной дождь, полыхание молнии
и раскаты грома, печальная музыка флейт и звуки плача - это демон, что зовется 6 чувств.
Члены семьи и близкие страдают от напастей, детей свалила болезнь, родители умирают, братьев
и сестер разбросала по жизни судьбина, супруги в разлуке -
это демон по имени собственническая
любовь.Ты объят огнем, упал в пропасть, облеплен роем нещадно жалящих насекомых, мучительно
страдаешь от яда, грабят тебя разбойники, ты преступил закон и сейчас тебя казнят -
это демон,
чье имя злосчастья судьбы.Десять земных царств, озаренных энергией Ян, три чистых царства, Нефритовый император, четыре
стража, семь светов, пять императоров, восемь царей, все величаво стоят иль парят в воздухе -
это демон по имени явления святости.
Солдаты, острые клинки, яростные клики ратников, луки, стрелы и некуда от всего этого спрятаться -
это демон по прозвищу война.Музыканты, звуки флейт и тростниковых дудок, кружение танца, великолепные одеяния, два главных
танцора в красном подносят тебе полное золота блюдо -
это демон по имени чарующая музыка.Прелестные собеседницы, питье и яства на террасах в ночной час, притягательные тела в прозрачных
одеяниях, шепот, зовущий тебя на ложе любви, -
это демон, которого зовут жажда соития.
Явятся эти 10 демонов - не обращай на них внимания. Засмотришься на них - привлечешься,
а раз привлечешься - будешь уловлен. Сколь многие не достигли Дао, пав жертвой этих демонов!
Если ты не удостаиваешь их внимания наяву, то легко сможешь пройти мимо, коль встретишь.
Твой ум не будет блуждать, и решимость не пострадает. Коль во снах способен не обращать
внимание на демонов - ум не собьется, дух не рассеется. Если повстречаешь их при внутреннем
созерцании - отгони как иллюзии. Но не сметай их потоком своих мыслей и чувств, и не обращайся
с ними, будто они твои сыновья. Заполни тело тремя истинными огнями - и они исчезнут. Потом
задействуй Пурпурное Водяное колесо, чтобы провести дух Ян сквозь Внутренний двор в Небесный
дворец. Лишь только после этого сможешь превзойти тлен.
Многие практикуют ясность и покой, но избежать 10-ти демонов и 9-ти препятствий неспособны.
Рабы внешних обстоятельств, они только на словах следуют Дао. Как культивировать в обыденной
жизни - понятия не имеют, зато считают, что уж если оставили мирскую суету и удалились в
безлюдные местности, то смогут достичь Дао. Но 9 трудностей и 10 демонов найдут их и там.
Пусть не одолел только одного - двух демонов - Дао уже не достичь. Самое большое, на что можно
тогда рассчитывать, - это средняя иль малая польза от культивации, бессмертие среди смертных
или в царстве Земли.
Сможешь одолеть всех демонов, преодолеть все трудности и притом культивировать верным
способом - тогда каждый миг практики будет приближать тебя к истинному бессмертию. Если,
в итоге, дабы объединить тело с духом Ян, применишь внутреннее созерцание - не долго
ждать и возвращения на 3 острова блаженных святых".