Адеш!
Джайя Ма!
Ачара - означает «следование определённому духовному пути». Следовательно, существует множество «ачар» и практик, дисциплин «садхана» с ними связанных. Разумеется, последователи разных традиций по-разному трактуют ту или иную «ачару», но в тантре принято делить садханы на две категории, на «дакшиначару» и «вамачару» или «каула». Мои тантрические Гуру, у которых я учился, говорили, что и «дакшиначара» и «вамачара» в той или иной степени включают в себя методы друг друга, поэтому лично я не стал бы конечно жестко их разграничивать, так как они взаимодополняемы, и один метод не может нормально практиковаться без противоположного ему. Хотя, конечно, необходимо так же понимать и разницу в этих практиках.
Обычно тантрики говорят о том, что ведачара, вайшнава и шайва, являются составляющими частями дакшиначары, а вама и сиддханта составляют кулачару. Мне приходилось общаться и учится у представителей обоих направлений, включая и тех, кто вообще не относит себя к тантризму, но практикует тантрические садханы, например последователи веданты и ортодоксального брахманизма. Последние, как правило, к тантре относятся весьма дистанционно, а некоторые из них, если и практикуют что-то из тантрических садхан, то как правило говорят, что каулические садханы полезны, если они совершаются периодически как дополнение к их основной практике, что каулические методы полезны для закрепления в садхаке того, что в нём формирует ведизм, но в целом, практика «вамачинов» "крайне опасна для духовной жизни". Разумеется, это один из многочисленных взглядов. Так, например, некоторые каулы считают, что весь ведизм - это полный материализм или же если в нём и есть нечто духовное, то оно вымерло и на данный момент времени не актуально. Можно сказать иначе, оно без каулизма абсолютно не имеет никакой ценности. Почему так? Просто потому, что каулизм не отвергает те аспекты социума, которые ведизм считает грехом; каулизм, по мнению самих каулов, предназначен для тех, кто стремится всю полноту мира использовать для своей духовной практики, следовательно, этот путь самый эффективный и спасительный в кали-югу, когда большая часть социума подвержена греху. Я же думаю, что важна сама истина, а не внешние противоречия в этих учениях, они нужны только для тех, кто не особо качественно уделяет внимание своей садхане, а для тех кто достаточно зрел в духовном плане, любой метод может быть полезен при достижении одной цели, всё зависит от того, кто его применяет. Но, тем не менее, раз уж эти ачары были изложены в тантрической традиции, то есть смысл их рассматривать именно с позиции тантризма. Еще раз повторюсь, Ваш духовный опыт может Вам говорить иное, поэтому сами делайте для себя соответствующие выводы. Говоря о своих выводах, я не имею ввиду людей не посвященных, просто самостоятельно экспериментирующих с разными практиками, это бессмысленно и врядли приведёт к чему-то хорошему, я имею ввиду посвященных адептов, практикующих так, как им передал настоящий, реализованный, аутентичный Гуру. И так ачары:
Ведачара - в ней доминируют методы брахманизма, «карма-йога» (следование тому, что предписывает санатана-дхарма, без примеси своего эго и без отождествления к результатам). Как правило к ведачаре относят «карма-канду» брахманические ритуалы, но в ведачаре не особо выражены личные духовные проявления «бхавы».
Вайшнавачара - это «упасана-канда» поклонение Ишта-девате, Гуру или трансцендентному аспекту Абсолюта, в зависимости от основного духовного контекста учения «сиддханта». Хочу заметить, что термин ведачара или вайшнавачара не имеет исключительное отношение к вайшнавам или к смартам-брахманам. Вайшнавачара - это в первую очередь «бхакти», которая может проявляться у шайвов, буддистов, сикхов и т.д., у кого угодно. Есть разные состояния «бхакти», но все они подразумевают «самбандхану», духовную связь с объектом почитания, в зависимости от состояния, садхака может через вайшнавачару перейти в другую ачару. Если в ведачаре просто следование предписаниям авторитетных источников, то в вайшнавачаре появляется личная духовная инициатива, направленная на преданность Богу.
Шайвачара - «джняна-канда» (раздел или категория садхан, предназначенных для обретения атма- или брахма-джняны). Сюда входят методы джняна-йоги. Т.е., вы изучаете авторитетные духовные источники, как правило это «шравана», слушание, восприятие знания от Гуру, таким образом Вы обретаете правильное видение и правильные духовные ориентиры. Вы размышляете над объектом изучения и делаете выводы. Здесь в основном присутствует направленность на очищение сознания, на раскрытие высших способностей сознания. Как и в вайшнавачаре, в шайвачаре вы постепенно способны прийти к пониманию сути других ачар.
Дакшиначара, как я уже говорил, это собирательный образ трёх вышеперечисленных ачар и их методов. В дакшиначаре, могут присутствовать элементы вамачары, кумари, стри-пуджа, дакшиначарская чакра-пуджа и т.д. Часто, тантрики, методы близкие к дакшиначаре, называют «правритти-маргой» или внешний путь, а вамачару – «нивритти» внутренний или сокрытый «гухья».
«Вамачара» или «вама-марга» известна как путь, где используются методы 5 М. Если в дакшиначаре, как правило, упасана проводится в виде янтра-пуджи, хомы, с использованием мурти Божеств «паураника», воспеваний и прославлений святых имён Божества, то в вамачаре, как правило янтры и мурти заменяются самими телами садхаков, что позволяет воспринимать практически связь микрокосма с макрокосмом. А так же, в вамачаре элементы 5 М символизируют определённые метафизические элементы, и на самом деле ингридиенты 5 М имеют с ними реальную связь. Так же 5 М символизируют негативные тенденции живых существ (грехи) и демонов, которые наше чистое сознание «поедает» при практики панчамакар. С определенной точки зрения эти 5 элементов и видимые грехи не только противоположны чистому сознанию и способны вести к духовной деградации, но они так же способны взращивать в Вас чистоту, освобождать от мал, как бы странно это ни казалось , при правильной практике так оно и происходит. Поэтому вамачара считает 5 М главной опорой для нашей духовности, без них духовный уровень садхаки не может считаться полноценным. Последователи вамачары считают, что такой недореализованный духовный опыт может не выдержать всех тех испытаний, которые проходит на своём духовном пути садхака. Мой Гуру говорит, что 5 М могут практиковаться Йоги только тогда, когда он способен чувствовать и держать контроль над энергиями, которые собой символизируют 5 М. Тоже самое говорит Шри Шанти Пракаш, Шри Гуру Дурга Сен и др. Гуру Дурга Сен говорит, что использование панчамакар в каула-ритуале предназначено для пробуждения и поднятия Кундалини-шакти, конечно, в ритуале есть свои тонкости. Одни Гуру считают, например, что при практики майтхуны не допустима эякуляция, так как это не будет способствовать поднятию Кундалини-шакти, другие трактуют по-другому, приводя этому аргументы. Но так или иначе, в ритуалах вамачары нужен предельный самоконтроль и чистота сознания, иначе не будет никакого положительного духовного результата, а в таком случае лучше просто заниматься сексом, пить вино и т.д., не называя это тантрой, что будет намного честнее, покрайней мере, по отношению к самому себе. В действительности, даже в самой Индии 80 % практикующих вамачару, по словам моих Гуру, просто называются вамачаринами, но духовно этому пути не они соответствуют. Лишь очень небольшой процент кауликов способен результативно и правильно использовать эти садханы. Поэтому вамачара в Индии, как правило тщательно шифруется настоящими Каула-гуру под видом более распространённых духовных традиций, в любом случае, для понимания вамачарских садхан необходимо знать немало тонкостей, касающихся обычных пудж. Хотя, в каулической садхане многие элементы, такие как ануштхана, хома, рецитация молитв (стути), вандана и т.д., часто могут и не использоваться, так как считаются формальностью, но вполне очевидно, что взгляды на формальности у разных садхаков могут сильно отличаться в качественном плане. Поэтому, «вира-бхава» - качество садхаки, сознание которого отличается отрешенностью от низших человеческих инстинктов и поедает демонов в 5 М, и является гарантом того, что не получится всё наоборот. Практикующий каула-садхану может вообще использовать только одну мантру в своей садхане или вовсе не использовать мантр и каких-либо внешних церемоний, так как он их совершает как «антаранга-садхану» (внутренне, на духовном плане). Мудра, Матсья, Мадира, Мамса и Майтхуна, так же означают и внутренние процессы связанные с Кундалини-джагаран садханой. Но каулы утверждают, что без использования «внешних» 5 М, внутренняя практика не возможна, это будет просто попытка имитировать мистическую йогу, которая обычно заканчивается умственными помешательствами, впаданием в неадекватные во всех отношениях состояния сознания. При правильной вамачарской садхане адепт понимает настоящую суть тантры и йоги, он обретает предельно трезвое видение мира, осознанность и отрешенность. Поскольку он видит единство всего, то он понимает бессмысленность многих крайностей, таких как гордыня, эгоизм, привязанности и др.
Сиддхантачара - «Сиддха» - означает «совершенный», «анта» -завершенность, т.е. следование пути настоящего сиддха-йоги. Иногда упоминается йогачара и агхора, как составляющие этой ачары. Здесь используется предельная отрешенность, так же могут быть и полные дикости, существующие в практиках агхоры. Если в вама-марге 5М в основном связаны с удовольствиями, через которые могут проявлять силы Майи, для обычного человека, то те же агхори делают акцент на методах, которые часто вместо «прийя» наслаждений у людей вызывают ужас «гхора». Что же касается натхов, то они как правило делают акцент на том, что запредельно этим противоположностям, хотя и не отрицаются ими, скорее рассматриваются как взаимозависимые. Натха Йоги больше ориентирован на практики осознавания, в которые входит так называемая кайя-садхана, где йоги, посредством вышеупомянутых садхан или подобных методов, достигает единства себя со множеством сил вселенной. Его духовное, ментальное и физическое тела прибывают в состоянии гармонии и связи с силами всего проявленного и непроявленного. Йоги должен посредством вышеупомянутых методов достичь контроля над сексуальной энергией, контроля над бинду, после чего у него реализуются многие сиддхи, которые он не должен использовать в мирских, материальных и эгоистических целях. Настоящая хатха-йога к этому и ведёт, поэтому она так и называется «Ха» - Солнце или Кундалини-шакти и «Тха» - Луна или Шива, Парасамвит -трансцендентное сверхсознание, вместе они есть «йога» или «самарасатва». Нужно так же не путать хатха-йогу с тем, что в ней является подготовкой и чему сейчас учат во многих западных «йога-центрах», не путать с той хатха-йогой, которой учил Маха Йоги Гуру Горакхнатх и его последователи, это разные вещи, а часто даже совершенно противоположные. Настоящий йоги должен хорошо разбираться в различных традициях и их методах, прежде чем он начнёт понимать, что такое настоящая хатха-йога, а не её имитация, совершаемая в целях заработка денег, примитивного фитнеса и т.д. Не мало людей по причине того, что йога как духовная система подвергается грубейшей профанации, не понимают, что такое йога натхов. Часто приходится слышать, например, что есть кундалини-йога, а есть хатха и что натхи - это именно практики хатха-йоги, но это крайне невежественные рассуждения. От натхов развилась ВСЯ йога в виде её практических методов, более того, многие термины такие как «крийя-йога», «тантра-йога», «кундалини-йога», появились в конце 19-20 веков. Ни в одном классическом источнике вы не встретите таких терминов, можно встретить определение «кундалини-джагаран садхана» (метод пробуждения кундалини-шакти). Пожалуй дело даже не в названии, а во взглядах на практику, в глубине её понимания, для чего эту тему, как мне кажется, необходимо более подробно освещать, чтобы знать, что же мы всё-таки практикуем. Поэтому, я надеюсь, что эта тема будет развиваться. В классических текстах натхов неоднократно упоминается, что хатха и раджа-йога не могут не быть взаимодополняющими. В целом, все виды йоги есть ни что иное, как одна единая йога-видья и йога-садхана, поэтому необходимы Учителя, которые достаточно квалифицированы в этой области, они должны в совершенстве знать теорию и уметь её применить на практике, только тогда они смогут сами обучать ей. Сиддхантачара-это ачара, в которой вы больше ориентированны на внутреннюю практику, разумеется, она образуется благодаря пониманию внешней.
Кулачара - означает «семья», что подразумевает не только единый трансцендентный аспект Абсолюта, но и его проявления, собственно это осознание полного единства всего существования, его связь с Божественным. Кула - это единство всех Божественных проявлений в виде Богов и Богинь, в виде всех живых существ. Одним из основателей линии Каулов считается Маха Йоги Матсьедранатх, поэтому линия натхов так же близка к этой традиции. Кто такие каулы, описать довольно сложно, собственно термин каула можно рассматривать как синоним слова «Натха», есть конечно очень тонкие различия, но они не столь существенны для мистиков. Кула подразумевает единство всего сущего, что так же тождественно понятию йога «соединение, союз». Каулик может внешне выглядеть как представитель любой религиозной конфессии или даже атеист, для него внешние различия не играют столь существенной роли, внешне он может выполнять ведийский обряд, но наполнять его другими духовными состояниями. Это садху предельной чистоты и им свойственны божественые качества «дивья-бхава», поэтому они ничего не отрицают, но в тоже время ни к чему не привязываются. Они могут себя вести как обычные люди, но те кто с ними соприкасаются, не могут остаться равнодушными к духовному пути, даже если каул говорит не о духовных вещах, у людей моментально появляется интерес к духовной практике, само его присутствие уже для многих становится обучением. С другой стороны, в этом мире немало людей с привязанностями, пытающихся говорить, что они каулы и тантристы, однако, как правило каулы авадхуты редко себя преподносят в таком виде. Высшие знания для простых людей они доносят в том виде, через что эти люди могут развиваться и что готовы воспринимать. Как правило каулы свои знания хранят в тайне и открывают только тем, кого готовы признать как близких им по духу, поэтому каулы в Индии часто ведут крайне закрытый от всех образ жизни.
Конечно это большая тема, надеюсь её мы будем и дальше освещать, так как я описал здесь далеко не всё. В целом, написанное мной не стоит понимать слишком буквально, это общие бытующие в Индии взгляды на тантру и на ее ачары, поэтому я буду рад любым дополнениям относительно этих ачар, если кому-то есть что сказать или спросить по этой теме - то пишите.