Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 30725 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #75 : Август 19, 2018, 07:49:09 »

многие термины эзотерики "замусорены" современной популяризацией..

Просто в современной йоге для удобства продажи часто происходит подмена практики на элементы от практики. Если элементов побольше отделить и вывести из них еще какие-то, которых порой нет в древних источниках, то получается "обилие товара". На примере той же мулабандхи и апаны, или джаландхары и праны, мы не можем говорить, что это неверно – действительно, мула-бандха, согласно текстам, направляет апану вверх, а джаландхара направляет прану вниз. Но там, на самом деле, и многое другое говорится: и что джаландхара предотвращает потерю "нектара" вниз, в солнце, и вообще, что мулабандха объединяет обе – прану и апану. Если вы влияете на апану, то и на прану автоматически, и наоборот, как не может существовать выдоха без вдоха, или движения крови в теле без дыхания, или работы выделительной системы без работы пищеварительной. Если что-то одно останавливается, это отражается и на всем остальном. Просто инструктора йоги и прочие так стали закапываться в детали, по вышеуказанной причине, что забыли о всей картине.

Это видно даже в описании мула-бандхи, кое-где она вообще называется йони-мудрой, хотя тексты часто йони-мудру описывают как отдельную технику. О чем это все говорит? Что древние и многие нынешние традиционные йогины не были особо "технарями", они больше придавали значения пониманию сути, того, с чем что-то можно сделать. Если вам интересно, то я выскажу свое мнение, почему мулабандха, например, называется йони-мудрой. Во второй части "Сиддха-сиддханта паддхати" в описании чакр говорится, что в чакрах находятся четыре известные Шакти-питха, и Камакхья Шакти питх (который йони и есть) в нашей микрокосмической системе расположен именно в муладхара-чакре, а далее выше Уддияна, Джаландхара и Пурнагири. И действительно, в тантризме, наверное, не будет ошибки, если мы назовем Камакхью именно Мула-шакти питхом (коренное место силы). Другие тексты йоги описывают йони-мудру как шанмукхи-мудру, когда перекрываются джнянендрии, что ведет к погружению в себя. Те, кто бывали в Камакхья-питхе, наверное, видели, что это за храм, впрочем, как и фактически все храмы Махавидий, это что-то типа пещеры, лона земли, вы из света погружаетесь постепенно в темноту, заходя в святилище, это символическое растворение, а после этого выходите обратно оттуда на свет. Это своего рода "символическое перерождение". "Йогакундалини-упанишада" говорит, что йони – причина рождения и погружения в мирское, но она же и причина освобождения от него. Потому сжимание промежности, конечно, вещь технически нужная, но я думаю, что не может просто сам факт одной физической манипуляции даровать те сиддхи, которые описаны в текстах йоги, там смысла намного больше. Я сторонник того, чтобы практики йоги сочетались с пониманием, но, конечно, я понимаю, что это не для всех.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #76 : Август 19, 2018, 13:03:23 »

 
 я бы назвал сбор пран в указанных местах как инструмент внутреннего воздействия, для помощи концентрации, если от груди опускать ощущения("вайю" или "нервных импульсов") вниз, а снизу в свою очередь вверх и подключать уддияну для сжатия, возникает более спонтанная дахарана на указанной области, что должно "пробуждать" участок позвоночника. Еще в некоторых источниках говорят о входе праны в сушумну на различных более высоких участках, мне кажется это имеет смысл с такой точки зрения.

Сбор пран происходит и от концентрации и от мышечных усилий(действий). У практиков с развитой энергетикой и пробужденной кундалини , бандхи и мудры случаются практически самопроизвольно - например мулабандхой от пени я ...оммммм, а уддияна начинает хлопать от простых "аэробных" физкультурных движений. Т е и обратно все работает - делаеш асаны и бандхи и соответственно разгоняешь прану шакти. 

Если не трудно подскажите где почитать о вхождении праны в сушумну в высших центрах.  Я и сам для себя представляю сушумну в виде флейты где вход в конкретное отверстие "воздуха- ваю- ветра" пораждает свой тип "музыки- вибраций-состояний".

Спасибо всем кто развивает и поддерживает эту тему. Хотелось бы точно знать энергетическую структуру. Когда подменяются названия Асан это мелочи, когда бандхи называют мудрами это тоже мелочи а когда неправильно выполняются техники это серьёзный ляп.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #77 : Август 19, 2018, 14:03:34 »

Что касается сексуальной энергии, я думаю, ее можно считать Кундалини. Сублимация этой энергии и пробуждение Кундалини между собой связаны, но это не означает, что должна атрофироваться половая функция и т.п., как некоторые это понимают.

Что касается апаны и праны, в целом тексты часто их соотносят с разными категориями, или сущностями: с надой и бинду, Шивой и Шакти, сознанием и витальной силой и т.д. Т.е., получается, их объединение означает растворение друг в друге. Тут, опять же, те же сексуальные элементы: при оргазме Шакти или Шива превращаются в красную или белую бинду, как сущностные элементы Шивы и Шакти. Ну а что при оргазме бывает, все знают: наступает "шантика" (умиротворение), или лайя (растворение), или символическая смерть с преображением. Т.е. слияние праны и апаны в сушумне порождает полное спокойствие, чистоту, трезвость, отсутствие напряжения, одним словом, здоровое состояние ума и психики в целом, что делает здоровым и тело. Потому полноценное пробуждение сушумны описано парадоксами: с одной стороны, это смерть, а с другой - это моральное и психическое оздоровление, наступает "перезапуск системы".

Алеш!
Спасибо за ответы)
Я равенство между кундалини и сексуальной энергией обнаружил у дасосского мастера М Чиа. Равенство условное конечно... При выполнении техник подъема сексуальной энергии из нижних центров он предупреждает о синдроме кундалини и опасности связанной с этим для тех кто не слишком чист в всех смыслах. Вероянто он знает что говорит, учился он немало в том числе и кундалини-йоге.

Конечно все эти описания очень просты наверное можно провести аналогию: есть стереоскопические картинки а даже целые альбомы. Сама по себе картинка бессмысленна - может быть набор каких-то пятен которые немного симметричны. Но чтобы увидеть объемное изображение нужно свокусироваться немного за картинкой и тогда в пространстве проявляются пейзажи' люди машины животные...
На работу сотрудник принёс такой альбом. Все начали смотреть - никто не видит в этой размазне ничего. Потом я прочитал инструкцию и начал видеть. Однако другим лень самим попробовать и говорят что это фантазии.  Прикольно - на картинке одно, смотришь в пространство за ней и видишь как будто в метре от себя совсем другое - не плоскую мазню а триде картину. В мозгу меняется и изображение и координаты....

Так и с энергетической анатомией - описывают одно а там в сушумне вселенная. Однако европейское воспитание и образование требует детальности. Или аналогий. Я думаю что одни и тоже техники работающие с ваю пробуждают кундалини потому что изменяется , говоря современно , энергетический статус всей системы это тот самый взрыв при соединении Апаны праны и Саманы. Опять же по аналогии в цигуне самое интересное наступает при радикальном изменении энергетического статуса. Когда когда энергии столько что её хватает на заполнение чудесных мередианов коим и главным является сушумна.
Нов цигуне я не нашёл понятия "ваю" несмотря на скрупулёзность и внимательность китайцев к многочисленным видам энергии.
Будем искать) учиться и тренироваться)
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #78 : Август 19, 2018, 15:29:23 »

Извиняюсь за писменные Абшибки) пишу с айпада, не очень удобно буквы путаются :010:
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #79 : Август 20, 2018, 23:18:33 »



Если не трудно подскажите где почитать о вхождении праны в сушумну в высших центрах.  Я и сам для себя представляю сушумну в виде флейты где вход в конкретное отверстие "воздуха- ваю- ветра" пораждает свой тип "музыки- вибраций-состояний".
Не знаю если честно, без конкретики как-то отложилось, возможно очередной шаблон)) Вы простым вопросом опять в тупик меня поставили. В прошлый раз если не ошибаюсь спрашивали, откуда взял, что подъем праны с осознанием делается на вдохе, я вразумительного ничего не вспомнил, потом вспомнил: так цигун же так везде и описывается, у М.Чиа упомянутого и у остальных мастеров. Наверное насчет оживления сушунмы на более высоком уровне из практик буддизмов услышал, в том числе что якобы ниже манипуры там и не рассматривается развитие. Соотнес с раджа-йогой, где также упоминается верхняя область "огня", и в материалах Свами Лакшманджу о кашмирском шиваизме проскальзывает такой момент, что может произойти процесс кундалини-шакти с верхних центров и обратное развитие, там он называет это неправильным.
Странным мне только показалось ваше заключение, что понятия "вайю" нет в цигун, когда все время казалось что ци и есть близкое понятие, а вот с сушумной наоборот имхо, нет отождествлений, вряд ли это задний канал ду-май, поскольку работать с ним относительно просто, много кто может вверх и вниз его чувствовать при орбите, как центральный чжун-май тоже не совсем равенство, поскольку тот в центре, только лишь как проекция позвоночника
Вот есть большая тема, если не видели вдруг
http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,3873.0.html
там многое обсуждалось
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #80 : Август 20, 2018, 23:25:11 »

часто происходит подмена практики на элементы от практики.
забыли о всей картине.

Я сторонник того, чтобы практики йоги сочетались с пониманием, но, конечно, я понимаю, что это не для всех.
Спасибо за ответы, я тоже понемногу наблюдая за прогрессом уже понимаю, в каком случае на самом деле продвигаешься, когда захватывается как можно больше из всей картины и встраивается в образ жизни
Понятно, что не для всех, в первую очередь наверное потому что не все и хотят на самом деле, вот это я сравнительно недавно понял, хотя вы столько об этом писали  :140:
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #81 : Август 21, 2018, 06:39:49 »


Странным мне только показалось ваше заключение, что понятия "вайю" нет в цигун, когда все время казалось что ци и есть близкое понятие,
"

Адеш!

Я думаю что Ци ближе не к Вайю , а прана-шакти. )
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #82 : Август 25, 2018, 09:00:13 »

Я равенство между кундалини и сексуальной энергией обнаружил у дасосского мастера М Чиа. Равенство условное конечно... При выполнении техник подъема сексуальной энергии из нижних центров он предупреждает о синдроме кундалини и опасности связанной с этим для тех кто не слишком чист в всех смыслах. Вероянто он знает что говорит, учился он немало в том числе и кундалини-йоге.

То, что Кундалини является сексуальной энергией, очевидно если заглянуть в тантрические тексты, различные их практики. Так, например, в «Шривидья тантре» есть медитация на Кама-кала, что можно прямо так и перевести как сексуальная энергия. У Кама-калы есть много символов, один из которых длинная биджа Богини ईं "ИМ", она напоминает "витки" Кундалини, да, собственно, Шривидьевские тексты ее Кундалини и называют. Медитация на Кама-калу важная часть Нававарана-пуджи и не только ее, так же при установке вишеша-патры (особого сосуда) для совершения тарпаны, там визуализируется эта биджа и сама Богиня Анандабхайрави с Анандабхайровой в союзе. Причем эта патра при освещении содержит те же элементы, которые находятся в нашем тонком теле, фактически, это как бы наша экстероризированная психофизическая копия. Наше тело - это сосуд, где находится Кундалини Шакти или, можете сказать, храм. Сама же сексуальная энергия, если на нее смотреть широко, есть сила цветения, творения, созидания, но вместе с тем и разрушения, потому что не бывает одного без другого. Потому, это и причина распада, смерти, что собственно следует из массы текстов йоги. 
Но то, что Мантек Чиа в данном случае был прав, о возможной опасности этой силы, совершенно верно, так как с ней связаны омрачения, все религии только об этом и говорят. Но об том нужны многие полноценные разъяснения, потому что большинство их в основном крайне шаблонны, банальны, не дают для простых людей сущностного понимания.

Цитировать
Конечно все эти описания очень просты наверное можно провести аналогию: есть стереоскопические картинки а даже целые альбомы. Сама по себе картинка бессмысленна - может быть набор каких-то пятен которые немного симметричны. Но чтобы увидеть объемное изображение нужно свокусироваться немного за картинкой и тогда в пространстве проявляются пейзажи' люди машины животные...
На работу сотрудник принёс такой альбом. Все начали смотреть - никто не видит в этой размазне ничего. Потом я прочитал инструкцию и начал видеть. Однако другим лень самим попробовать и говорят что это фантазии.  Прикольно - на картинке одно, смотришь в пространство за ней и видишь как будто в метре от себя совсем другое - не плоскую мазню а триде картину. В мозгу меняется и изображение и координаты....

Да, видел эту штуку, это хорошее сравнение.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #83 : Август 25, 2018, 12:41:33 »

Я думаю что Ци ближе не к Вайю , а прана-шакти. )

Кстати, в Ведах встречаются гимны как Вайю, так и Пране, причем там они как Божества и даже сам Брахман. Если мне память не изменяет, есть разные виды Ци, точно так же разное понимание Праны; чтобы соотносить виды Ци и разные видения Праны, надо быть очень хорошим спецом в обеих традициях, а это задача не из простых. Сам же термин Вайю в йогических текстах частенько встречается как синоним Праны, там полно и других названий, иногда встречаются: Марута, Павана, Вати, Дхунана, Анала, Дхану, Пиван, Шушма и т.д. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Raps

  • *
  • Сообщений: 101
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #84 : Октябрь 09, 2018, 22:14:57 »

Намасте!

Подскажите пожалуйста, каким образом регулируется апана, а каким прана, какими действиями усливается апана, а какими прана? Бывает ли так чтобы можно было воздействовать только на одну из них, не затрагивая вторую?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #85 : Октябрь 10, 2018, 16:23:35 »

Намасте, Raps!

Вопрос Ваш довольно обширный, в первую очередь потому, что трактовка праны и апаны может различаться в зависимости от традиции, текста и Гуру. Если Вы читали эту тему с самого начала, там Гуруджи Матсьендранатх много пишет о том, как можно рассматривать прану и апану.

Если не усложнять, многие тексты говорят о том, что апана находится в области ниже пупа и имеет тенденции двигаться вниз и наружу, ее соотносят с выделительными процессами в организме, с очищением. Прану часто связывают с дыханием и пребывает она в области груди (и движется вверх). Соответственно, чтобы научиться регулировать прану или апану, можно начать с рассмотрения их физиологических аспектов (потому что аспектов много и если брать все сразу, то можно и запутаться).
На прану можно воздействовать при помощи регуляции дыхания, пранаямы, начиная с самого простого контроля и осознания дыхания и далее включая в практику более сложные методы. Причем, это должно выполняться не только в техническом ключе (типа делаю технически правильно, значит прана регулируется), здесь важно участие вашего восприятия, осознания того, что происходит. Прана - это ведь шакти, энергия, она движется и ее можно почувствовать, и если делать пранаяму не тупо, то можно научиться воспринимать малейшие оттенки и изменения в пране.

Также тут еще нужно учитывать, что человеческий организм - это не изолированная система, он находится во Вселенной, и постоянно взаимодействует с ней, и как бы есть часть всего этого мира (и даже тождественен ему, но пока не об этом речь). Поэтому мы пребываем в постоянном энергообмене с внешней средой, и регуляция праны означает ее контроль, то есть понимания на что вы тратите свою энергию. Здесь прана, конечно, рассматривается в более общем ключе, как энергия в целом (а не только как одна из 5 пран).

Касательно апаны, ее регуляция, на мой взгляд, больше связана с чистотой образа жизни, и с контролем животных инстинктов (еда, секс). Употребление алкоголя, кофе, других интоксикантов, курение в большинстве случаев усиливает апану, иногда это можно использовать и как положительный момент, но чаще всего люди лишь усиливают свое бессознательное состояние и тамас. То есть усиление не всегда благо, нужен баланс, и повышение качества энергии. Некоторые учителя говорят, что апану нужно очищать (т.е. повышать качество), тогда улучшается здоровье, обретается ясность ума и духовная чистота. Для этого рекомендуют уделить внимание питанию (чтобы было саттвичное, легкое, не вызывало гнилостных процессов в кишечнике), контролировать инстинкты, также может помочь медитация на адхары, расположенные в этой области, и практика мудр/бандх, с ними связанная.

Тема большая, может кто-то еще напишет из своего опыта. Тут важны не только книжные знания, нужно еще и осознавать, наблюдать, сопоставлять и тогда многое становится понятнее.
Записан

Ian

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #86 : Октябрь 12, 2018, 16:56:50 »

Цитировать
Причем, это должно выполняться не только в техническом ключе (типа делаю технически правильно, значит прана регулируется), здесь важно участие вашего восприятия, осознания того, что происходит.
Здравствуйте, простите за наивный вопрос:
как я понимаю пранаяма предназначена для удержания ума и углубления состояния и вхождения в дхьяну, а ее выполнение без этого удержания ума это тупо :38:... замкнутый круг видимо
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #87 : Октябрь 12, 2018, 18:15:52 »

Здравствуйте, простите за наивный вопрос:
как я понимаю пранаяма предназначена для удержания ума и углубления состояния и вхождения в дхьяну, а ее выполнение без этого удержания ума это тупо :38:... замкнутый круг видимо

Ну, все не так однозначно  :05: Каждый человек может хоть в какой-то степени управлять своим умом, и может эту способность развивать. Важна комплексная садхана (не только пранаяма) и опытный учитель, который конкретному человеку посоветует, как лучше практиковать.
Допустим, если в пранаяме ум сильно скачет и вносит дополнительное беспокойство, то может помочь практика асан (перед пранаямой). Конечно, не в стиле аштанга-виньясы, или фитнес-йоги, а в традиционном ключе, когда прана приходит в ровное спокойное состояни (и ум вслед за ней).
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 101
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #88 : Октябрь 17, 2018, 23:48:11 »

Намасте, Raps!

Вопрос Ваш довольно обширный, в первую очередь потому, что трактовка праны и апаны может различаться в зависимости от традиции, текста и Гуру. Если Вы читали эту тему с самого начала, там Гуруджи Матсьендранатх много пишет о том, как можно рассматривать прану и апану.

Если не усложнять, многие тексты говорят о том, что апана находится в области ниже пупа и имеет тенденции двигаться вниз и наружу, ее соотносят с выделительными процессами в организме, с очищением. Прану часто связывают с дыханием и пребывает она в области груди (и движется вверх). Соответственно, чтобы научиться регулировать прану или апану, можно начать с рассмотрения их физиологических аспектов (потому что аспектов много и если брать все сразу, то можно и запутаться).
На прану можно воздействовать при помощи регуляции дыхания, пранаямы, начиная с самого простого контроля и осознания дыхания и далее включая в практику более сложные методы. Причем, это должно выполняться не только в техническом ключе (типа делаю технически правильно, значит прана регулируется), здесь важно участие вашего восприятия, осознания того, что происходит. Прана - это ведь шакти, энергия, она движется и ее можно почувствовать, и если делать пранаяму не тупо, то можно научиться воспринимать малейшие оттенки и изменения в пране.

Также тут еще нужно учитывать, что человеческий организм - это не изолированная система, он находится во Вселенной, и постоянно взаимодействует с ней, и как бы есть часть всего этого мира (и даже тождественен ему, но пока не об этом речь). Поэтому мы пребываем в постоянном энергообмене с внешней средой, и регуляция праны означает ее контроль, то есть понимания на что вы тратите свою энергию. Здесь прана, конечно, рассматривается в более общем ключе, как энергия в целом (а не только как одна из 5 пран).

Касательно апаны, ее регуляция, на мой взгляд, больше связана с чистотой образа жизни, и с контролем животных инстинктов (еда, секс). Употребление алкоголя, кофе, других интоксикантов, курение в большинстве случаев усиливает апану, иногда это можно использовать и как положительный момент, но чаще всего люди лишь усиливают свое бессознательное состояние и тамас. То есть усиление не всегда благо, нужен баланс, и повышение качества энергии. Некоторые учителя говорят, что апану нужно очищать (т.е. повышать качество), тогда улучшается здоровье, обретается ясность ума и духовная чистота. Для этого рекомендуют уделить внимание питанию (чтобы было саттвичное, легкое, не вызывало гнилостных процессов в кишечнике), контролировать инстинкты, также может помочь медитация на адхары, расположенные в этой области, и практика мудр/бандх, с ними связанная.

Тема большая, может кто-то еще напишет из своего опыта. Тут важны не только книжные знания, нужно еще и осознавать, наблюдать, сопоставлять и тогда многое становится понятнее.

Намаскар! suns

Спасибо за объяснения)
Насколько я могу понимать под контролем инстинктов подразумевается некая золотая середина? Или все очень индивидуально?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #89 : Октябрь 19, 2018, 22:13:49 »

Бывает ли так чтобы можно было воздействовать только на одну из них, не затрагивая вторую?

Они взаимозависимы по-любому, например, какие-то тексты их соотносят с Шивой и Шакти или солнцем и луной, нельзя что-то одно исключить полностью, но можно на чем-то просто больше сделать акцент. Ну, это примерно как есть тексты, где Шива Гуру, а Шакти ученик, а есть, где наоборот (хотя их значительно меньше). Т.е. они как бы "меняются местами", такая у них вот игра. Отсюда, возможно, это потом и переросло в идею "поменять солнце и луну местами".

Как можно, например, сделать акцент на управлении апаной? Например, такие практики, как басти, ваджроли, да та же мула-бандха. Я это понимаю так, что в теле много инстинктов, и на каждый выделяется энергия, может, есть смысл даже сказать расходуется. Например, мочеиспускательный инстинкт, инстинкт семяизвержения, вы в противовес регулируете их амароли, ваджроли (но тоже о ваджроли надо говорить отдельно, это не просто "техника"). Вы как бы "притормаживаете" привычный автоматический рефлекс, что ведет к "экономии энергии", т.е. ее общий ресурс повышается, и дальше вы его можете инвестировать в совершенную сферу ("лакшья") медитации. Это как с деньгами, вы перестаете тратить на бесполезное, чтобы собрать больше денег и инвестировать в то, что принесет их в большем количестве. Но что-то может принести больше, а что-то обанкротить вообще, потому важно, чтобы и медитация была при этом совершенной. А кто-то регулирует дыхательную функцию или еще какую-то. Вся йога построена на ниродхане (притормаживании), прана-стамбхане (приостановке праны), но прана одна, просто на уровне тела она себя проявляет в разных ее аспектах. Примерно как говорят, что Шива и Шакти вроде как разные, но они и едины как Ардханаришвара (Адинатх). Или Шива может быть один в пяти проявлениях как Панча-Брахма (Татпуруша, Агхора и т.д.). Также и относительно пран: их много разных, есть основные, их пять, а из пяти две. Это можно сравнить с тем, как в тантре почитают Деват: если вы почитаете Шиву, то надо 10 процентов от этого почтить и Шакти, или наоборот, если вы Шакта. Есть садханы, когда вы, например, берете мантру Шакти и вставляете в нее биджи Шивы, тогда соотношение джапы обоим будет равным. Так же пример и с праной и апаной, можно их выровнять, можно с какой-то больше работать, но так, чтобы совсем была работа только с одной и это не отражалось на другой, так не бывает, это бессмысленный перекос, и то больше на уровне ума, а сама природа такое не допустит.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.