Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Праздник Бхадрапада Кришнаштами.  (Прочитано 499 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Праздник Бхадрапада Кришнаштами.
« : Сентябрь 03, 2018, 10:01:38 »

Сегодня кришнаштами месяца Бхадрапада, для большинства известен как Кришнаджанмаштами. Однако для шактопасаков эта дата также известна как Кали-джаянти. Наверное, многие слышали о том, что «Мундамала-тантра», «Гухьятигухья-тантра», «Тодала-тантра» отождествляют десять аватар Вишну с десятью Махавидьями, и согласно этим текстам Кришна является проявлением Кали. Однако сами идеи о единстве Кришны и Махакалы (Кали – его Шакти) встречаются и в более ранних источниках, в «Бхагавад-гите» (11.32) Кришна говорит:

कालोऽस्मि लोकक्षयकृत्  (Я есть время, разрушающее миры).

Если вы посмотрите паддхати, где описана пуджа Кали, то во многих из них вы можете увидеть использование «Пуруша-суктам», например, в практике ньяс или же каких-то шлок из «Пуруша-суктам» в других элементах пуджи. Это неслучайно, потому что образ Пуруши собой символизирует Махакалу, а его Шакти и есть Кали. Махакала Дакшинамурти является Шактиманом Дакшина Кали. Махакала – это Великое время, которое поглощает само же время, он является символом трансформации, что указывает и на внутренний йогический процесс. Немало интересных образов, указывающих, например, на изначальную темную природу Махакалы и Махакали, встречается и в других источниках. Например, в «Ригведе» (10. 129. 03):

तम आसीत्तमसा गूढमग्रेऽप्रकेतं सलिलं सर्वमा इदं ।
तुच्छ्येनाभ्वपिहितं यदासीत्तपसस्तन्महिना जायतैकं ॥३॥

tama āsīttamasā gūḍhamagre’praketaṃ salilaṃ sarvamā idaṃ ।
tucchyenābhvapihitaṃ yadāsīttapasastanmahinā jāyataikaṃ ॥3॥

Изначально была темнота, погруженная в темную бездну, все это было бесконечными водами. Тот непостижимый, единый проявился посредством мощи своего жара.

Подобное описание встречается и в «Дхарма-шастрах», например в «Ману-смрити» (1.5):

आसीदिदं तमोभूतमप्रज्ञातमलक्षणम् ।
अप्रतर्क्यमविज्ञेयं प्रसुप्तमिव सर्वतः ॥ ५ ॥

āsīdidaṃ tamobhūtamaprajñātamalakṣaṇam |
apratarkyamavijñeyaṃ prasuptamiva sarvataḥ || 5 ||

Этот мир был темнотой, погруженный в глубочайший сон, непостижимый для разума, нераздельный, непознаваемый.

Однако везде темнота, которая свойственна Махакале, Кали, Кришне и другим Богам и Богиням, имеет не негативный контекст. Но, скорее, как самая высшая реальность, из которой возникает творение, поддержание и разрушение всего мироздания. Известно также, что Риши гимнов «Пуруша-сукты» является Нараяна, который в других источниках, например в «Шатапатха-брахмане», сам отождествляется с этим Пурушей. Мы можем найти множество более ранних источников, указывающих на тождество Махакалы, Нараяны (Вишну или Кришны) и также Шакти Махакалы Кали. Для многих натха-йогинов Махакала есть не кто иной, как Адинатх Шива, потому Махакала и его Шакти очень почитаемы в Натха-сампрадае. Богиня Кали дарует освобождение от времени и мирского непостоянства тем, кто утвердился в преданности и пути йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 271
Re: Праздник Бхадрапада Кришнаштами.
« Ответ #1 : Сентябрь 03, 2018, 18:07:19 »

С праздником! ХАРЕ КРИШНА!

Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 97
Re: Праздник Бхадрапада Кришнаштами.
« Ответ #2 : Сентябрь 05, 2019, 15:17:20 »

Адеш, Гуруджи!

Вы как-то говорили, что у вас есть в планах подобным образом рассказать и про Радхарани. Хотелось бы именно тантрические, йогические интерпретации этих Божеств, варианты ИССКОНа, как вы знаете, мало интересны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re: Праздник Бхадрапада Кришнаштами.
« Ответ #3 : Сентябрь 05, 2019, 17:01:40 »

Адеш!

Говоря о Радхе, мы не можем вновь не упомянуть и Кришну, ее Шактимана. Как известно, ряд Тантр соотносят Кришну с Кали, которая проявлялась через него. Однако Тантры – это необъятный океан самых разных возможностей, многомерного восприятия, казалось бы, одного и того же явления. Так, например, согласно «Тантра-раджа-тантре» (34/11), через Кришну также проявлена Богиня Лалита Трипурасундари:

कदाचिदाद्या ललिता पुंरूपा कृष्णविग्रहा |

kadācidādyā lalitā puṃrūpā kṛṣṇavigrahā |

«Иногда (kadācit) изначальная (ādyā) Лалита (lalitā) проявляется в мужской форме Кришны (puṃrūpā kṛṣṇavigrahā)».

Может, для тех, кто привык жестко делить почитание Лалиты и Кали, это покажется противоречивым, но Кали тоже может быть частью Шри Кулы. Когда через Шрикулу вы обретаете опыт полноты, вы приходите к освобождению от ограничений времени, за что и отвечает Кали, поэтому она также неотделима от Трипурасундари. Мы можем сказать, что Камакала Кали (высшая из форм Кали), почитаемая в урдхвамнае (Кали-кула крамы), наиболее сильно связана с Трипурой. Или же мы можем саму Трипурасундари рассматривать как Ракта Кали (Кали красного цвета). С разных позиций мы можем увидеть одну реальность.

Олицетворением единства Шри- и Кали-кулы является история, описанная в каулическом тексте «Радха-тантра». Если кратко, то в нем описана длинная история о том, как Вишну с благословения Трипурасундари воплощается в форме Кришны, а Лакшми – в форме Радхарани (собственно, она сама рассматривается как проявление Трипурасундари). Они оба совершают практику почитания Кали, также Камакхьи, где Кришна призывает Кали в тело Радхи. Уже первая часть «Радха-тантры» описывает известную мантру Лалиты Панчадаши, там же говорится о десяти Махавидьях, из которых Трипурасундари является главной (तस्माद् दशसु विद्यासु प्रधानं त्रिपुरा परा / tasmād daśasu vidyāsu pradhānaṃ tripurā parā). Эти Махавидьи почитаются особым способом в Шриянтре опытными практиками. «Радха-тантра» говорит о ней как о дающей реализацию четырех пурушартх (धर्मार्थकाममोक्षदायिनी / dharmārthakāmamokṣadāyinī), благодаря ее почитанию в каула-садхане Кришна реализовал все сиддхи. Мы знаем множество историй об успехах Кришны, и, согласно «Радха-тантре», они все были достигнуты благодаря данной упасане. В тексте также есть частое использование термина «йога» в отношении тантрической садханы, во второй части РТ (шлоки 3-4) союз Кришны и Шакти (Радхи) называется Шакти-йогой. Там же встречается и известная Маха-мантра кришнаитов «Харе Кришна…», там описана предварительная практика очищения (карна-шуддхи), способности в чистом виде услышать уже тантрические мантры Махавидьи. Там периодически (часть 5, шлоки 11-12 или часть 14, шлоки 1-2) даются рекомендации созерцания священных мест в собственном теле, например, горы Говардхан в сахасрара-чакре и т.д. Также говорится о пробуждении Кула-кундалини через йони-мудру (глава 15/19-21). Но, судя по всему, текст говорит о йони-мудре скорее как теле Богини, нежели о технической практике хатха-йоги наподобие «шанмукхи-мудры». Хотя это давно не секрет, что сущностные элементы тантры имеют связь и со многими практиками ныне популярной хатха-йоги, суть которых понятна на данный момент единицам из миллионов практикующих. 

С моей точки зрения, гаудийский вайшнавизм когда-то подвергся именно влиянию вамачары, но в вайшнава-шактийском формате. В дальнейшем, скорее всего, все свелось к формальным замещениям (анукальпа) и символизму, так течение стало более рафинированным.

Завтра как раз будет праздник Радхаштами, связанный с Шакти Кришны – Шри Радхикой.

Мои вам поздравления и благословения.

Джай Шри Радхе.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 97
Re: Праздник Бхадрапада Кришнаштами.
« Ответ #4 : Сентябрь 06, 2019, 13:08:35 »

Адеш, Гуруджи!
С праздником Вас! Спасибо за материал. Получается, такой образ Радхи и Кришны, своего рода, дверь в самые разные тантрические системы и единую практику йоги. Очень интересно.
Записан