Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Время  (Прочитано 2519 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Время
« Ответ #15 : Декабрь 09, 2018, 14:43:05 »

Спасибо, Гуру джи! Теперь ситуация стала для меня более понятной. suns
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #16 : Декабрь 13, 2018, 18:00:24 »

Я раньше не раз говорил о натховском принципе, который используется и во многих текстах натхов, и в книгах Банерджи, это – двайтадвайта-виварджита. Вот тут я цитировал "Хатха-йога-прадипику":

Есть немало тех, кто себя называют тантриками, они говорят, что Горакшанатх и натхи ориентированы не на то же, что и Кашмирский шиваизм и т.п. В общем-то, я уже говорил, что не считаю их мастерами в тантризме. Приведу лучше шлоку из известного каулического текста урдхвамнаи, "Куларнава-тантры" (улласа 1, шлока 110). 


अद्वैतं केचिदिच्छन्ति द्वैतमिच्छन्ति चापरे |
मम तत्त्वं न जानन्ति द्वैताद्वैत विवर्जितम् ||

advaitaṃ kecidicchanti dvaitamicchanti cāpare |
mama tattvaṃ na jānanti dvaitādvaita vivarjitam ||

Кто-то предпочитает недвойственность, кто-то - двойственность, ни один из них не знает сути, которая вне двойственности и недвойственности (двайтадвата-виварджитам).

Абсолютно те же самые ориентиры, что и в Натха-сампрадае, иногда прямо те же термины, иногда то же самое, только под другими названиями, адвайтадвайта-вилакшана, адвайя, пратьякша-адвайта и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alex.n

  • *
  • Сообщений: 33
  • Ура!
Re: Время
« Ответ #17 : Декабрь 13, 2018, 23:06:35 »

Намасте, Гуру джи! Спасибо, освещаете смысл текстов, их параллели!

Цитировать
Есть немало тех, кто себя называют тантриками, они говорят, что Горакшанатх и натхи ориентированы не на то же, что и Кашмирский Шиваизм и т.п. В общем-то, я уже говорил, что не считаю их мастерами в тантризме.

Вообще не понимаю, как люди, которые толком нигде и ни у кого не учившись, судят об Великих Традициях с позиции своего невежества. Какое-то сочетание твердолобости и наглости, кмк...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #18 : Декабрь 14, 2018, 13:47:40 »

Какое-то сочетание твердолобости и наглости, кмк...

Там в сочетании еще есть желание любой ценой низвести пониже тех, кто живет не по его правилам. Я не живу по их правилам, но я не лезу с этим к ним. Я, например, никогда за все время первым ни на кого не нападал, но когда внедряются к нам с разрушительными целями, то, конечно, мы всегда можем жестко ответить.

Конечно, цель полноценно учиться и развиваться мало у кого есть, агрессивность - это не качества ученика, потому что ученику не до того. Сосредоточенные на развитии люди, как правило, инвестируют себя в сферы, которые обывателям не интересны и тяжелы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #19 : Декабрь 14, 2018, 14:38:29 »

Вообще в качестве размышления, думаю, было бы полезно разобрать этимологию слова время काल kāla, от корня कल् - подсчитывание, нумерация, движение, звучание, вкушение (тут, конечно, может быть идея поглощения, но, думаю, не только). Если серьезно обсуждать эту тему, то, мне кажется, надо рассмотреть и этимологию, и хотя бы основные контексты (соотношение, например, с пространством देश deśa, ритуалом и т.д.) и системы отсчета, какие они существуют в Индии.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 71
Re: Время
« Ответ #20 : Декабрь 14, 2018, 14:58:15 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Вообще в качестве размышления, думаю было бы полезно разобрать этимологию слова время काल kāla, от корня कल् - подсчитывание, нумерация, движение, звучание, вкушение (тут конечно может быть идея поглощения, но думаю не только). Если серьезно обсуждать эту тему, то мне кажется надо рассмотреть и этимологию, и хотя бы основные контексты (соотношение например с пространством देश deśa, ритуалом и т.д), ну и системы отсчета, какие они существуют в Индии.
Это действительно очень интересная тема, особенно с учётом того, что она мало где раскрывается.

Но если исходить от корня कल्, не будет ли производным от него कला? Или оба эти слова являются его производными, показывая несколько разные аспекты одного и того же, показывая связь времени со свойствами пространства и энергией?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #21 : Декабрь 16, 2018, 08:44:44 »

Но если исходить от корня कल्, не будет ли производным от него कला?

Да, верно, слово कला есть производное от дхату कल् + пратьяя (аффикс) अच्+टापू. Чтобы было понятно в общих чертах, такое "выведение термина" взято из грамматики Панини на основе "Махешвара-сутрани" (Махешвара-сутр). Ач अच् - это одна из известных аббревиатур, образуемая из "Махешвара-сутр" методом сжатия (пратьяхара), включает в себя все гласные от "а" अ до "ау" औ и "ч" च्, последняя "ч" - своего рода маркер, который обозначает конкретную "пратьяхару". Обычно используют 44 пратьяхар. Т.е. из ач, по этой схеме, и выводится "А". Я не могу это все объяснить коротко, но сомнений нет, что это именно так. И если взять что-то попроще, то вот что сказано у Моньера Вильямса:

Kalâ, f. from KAL 3 in the sense of  to perceive, to know : fraction, small part, portion; art.

И по смыслу получается, что калА - как частица (деление) части общего временного процесса. В свое время я просматривал комментарии Джаядева Сингха на "Паратришика-виварану", там разбирается матрика и ее соотношение с 36 таттвами, например, гласные (свара), когда с короткой "а" связывают ануттару, с долгой "А" - ананду, с "и" - иччху. Далее, например, сочетание ануттары и иччхи порождает самьюктакшары (гласные дифтонгического происхождения), сочетание "а" + "и" - порождает "э", "а" + "э" - порождает "аи" и так разворачивается вся матрика, в том числе и согласные (вьянджана). Т.е. ананда с иччхой порождают джняну, крию и другие шакти, таттвы. Это описание встречается и в "Тантралоке", в этом плане этот текст хоть и не совсем прикладной, но там очень хорошо разобраны все эти принципы, конечно, с позиции Кашмирского шиваизма. Так вот, в соотношении всех акшар с таттвами, я у него в канчуках нашел только таттву "калА", а "кАла" почему-то не оказалось. Обсуждая эту тему со своим французским учеником, изучающим КШ, мы таки нарыли информацию: оказывается, там просто-напросто соединены эти две таттвы в одну, так как они между собой связаны. И связь там, очевидно, не случайная. Сам термин "калА" в тантризме очень значим, например, на принципе кАма-калА, который есть элемент творения, происходящий из союза Шивы и Шакти, базируется и вся Шривидья, даже Кали-кула, так как последняя заканчивается на почитании Кали верхней амнаи, Кама-кала Кали, которая тождественна Трипурасундари. Соответственно, для реализованного мастера любой из кул уже все эти деления на кулы, амнаи и прочее не представляют из себя никакой проблемы, он может использовать арсенал их всех.

На самом высоком уровне для вас есть просто одна тантра во всех ее многочисленных проявлениях. Хотя, конечно, я хоть это и объясняю простыми словами, но не думаю, что тут надо строить иллюзии на тему легкой реализации такого уровня, это огромная практическая работа и изучение под руководством реализованного Гуру. В общем, и в Каула Сампрадае вы встретите много элементов, связанных с калА, и в Самайе Лакшмидхары, он, например, соотносил 360 таттвических лучей в чакрах с самватсамварой, символическим годом (с которым в Ведах связан ритуал агнихотры). Но это, конечно, все сугубо технические элементы, я думаю, нам было бы неплохо вернуться к теме времени. Если вы успели заметить, тут присутствует образ некоего расширения из одной точки или что в ней присутствует латентно все аспекты времени, все мироздание. Надеюсь, мы разовьем дальше эту тему, хотя в том, что я упомянул, может быть тоже своя польза, если это разберем (так как все это взаимосвязано).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 71
Re: Время
« Ответ #22 : Декабрь 19, 2018, 15:56:20 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
В свое время я просматривал комментарии Джаядева Сингха на "Паратришика-виварану", там разбирается матрика и ее соотношение с 36 таттвами, например, гласные (свара), когда с короткой "а" связывают ануттару, с долгой "А" - ананду, с "и" - иччху. Далее, например, сочетание ануттары и иччхи порождает самьюктакшары (гласные дифтонгического происхождения), сочетание "а" + "и" - порождает "э", "а" + "э" - порождает "аи" и так разворачивается вся матрика, в том числе и согласные (вьянджана). Т.е. ананда с иччхой порождают джняну, крию и другие шакти, таттвы. Это описание встречается и в "Тантралоке", в этом плане этот текст хоть и не совсем прикладной, но там очень хорошо разобраны все эти принципы, конечно, с позиции Кашмирского шиваизма. Так вот, в соотношении всех акшар с таттвами, я у него в канчуках нашел только таттву "калА", а "кАла" почему-то не оказалось. Обсуждая эту тему со своим французским учеником, изучающим КШ, мы таки нарыли информацию: оказывается, там просто-напросто соединены эти две таттвы в одну, так как они между собой связаны. И связь там, очевидно, не случайная. Сам термин "калА" в тантризме очень значим, например, на принципе кАма-калА, который есть элемент творения, происходящий из союза Шивы и Шакти, базируется и вся Шривидья, даже Кали-кула, так как последняя заканчивается на почитании Кали верхней амнаи, Кама-кала Кали, которая тождественна Трипурасундари.
Всё планирую почитать Паратришика-виварану, но на неё нужен особый настрой, лишь мельком глянул то, как там расписано соотношение Матрики и Таттв, и увидел, что там описывается лишь 34 Татты. Да, с Таттвой Шивы там разъяснено, что с ним связаны все гласные. Но тогда не достаёт одной Таттвы и связанной с ней буквой, ведь в Матрике 16 гласных и 36 согласных? Здесь правда возникает ещё один вопрос. В ряде авторитетных источников указывается, что अ является гласной и одновременно согласной, здесь есть какое-то согласие. Но что касается ещё одной согласной (для доведения счёта до 36), я увидел по некотоырм Матрика Ньясам включение буквы ळ, которая, согласно источникам более позднее включение из Маратхи, как я это прочитал.

С другой стороны ряд источников приводит в качестве двух дополнительных согласных त्र и ज्ञ.

Прошу извинить, если эти вопросы переходят немного в офф-топик.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #23 : Декабрь 19, 2018, 17:29:19 »

Alexandros

Вообще, количество букв в санскритском алфавите может быть и больше, есть системы, где их даже 64. Да, в тантрическом алфавите есть такие, как ळ, но эта буква встречается еще и в Ведах, ее аналоги есть в тамильском. Также в тантрическом алфавите есть क्ष, которая на самом деле - комбинация двух акшар: क и ष. В Кашмирском шиваизме эту акшару интерпретируют как слияние Шивы и Шакти. То, что вы привели, त्र и ज्ञ, с ними то же самое: त्र образована от двух акшар त् и र्, а ज्ञ – это комбинация ज и ञ, эти три – क्ष, त्र и ज्ञ – так объяснены даже в классических учебниках санскрита. Это мы получаем 36 только согласных. Если вы возьмете, к примеру, алфавит Панини и др., то там как согласные у них встречаются и такие, как джихвамулия, упадхамания, иногда они заменяют висаргу. Например, упадхамания произносится наподобие русского "Ф", если висарга стоит перед губными "па" или "пха". Если вы послушаете и посмотрите Гаятри, то обнаружите, что пишется как: धियो यो नः प्रचोदयात् и नः не произносится как "нах", а правильно будет "наф прачодайАт", это правильный вариант, по которому вы легко вычислите, спец рецитирует или дилетант. Причем такого рода ошибки или небрежности встречаются у многих индусов. Но это еще не все, у Панини, помимо того "ла" ("наклоненная восьмерка"), есть еще и такие, как "лха", где "ла" и "ха" выглядят как лигатурное образование, это вообще считается одной из букв. Там несколько таких, которые в нынешнем общепринятом алфавите вы не найдете.

Также и гласных в ведическом алфавите вы можете иметь больше, чем 16, например, если вы используете только одну или две матры "а" и долгая "А", то в ведическом санскрите есть и так называемая "плюта", в которой используется три матры или дольше, тогда будет тянущаяся "ааааа" или "ииии". Вы можете видеть, что в некоторых ведических текстах сверху есть пометки цифрами (2 или 3), вот это связано и с длиной, и с ведическими ритмами (удатта, анудатта и сварита). Там много своих тонкостей, даже если вы одни алфавиты будете изучать. На практике какие-то буквы могут использоваться в ньясах, как например "ли", но в санскрите она почти вышла из употребления.

Цитировать
Да, с Таттвой Шивы там разъяснено, что с ним связаны все гласные. Но тогда не достаёт одной Таттвы и связанной с ней буквой, ведь в Матрике 16 гласных и 36 согласных?

Если с "кша" будет 34, а недостает там как раз той, что я и упоминал со временем काल kāla, но как я позже выяснил по комментариям Джаядева Синдха, оно в कला kalā-tattva.

Я думаю, неслучайно есть мнение о том, что передача этой традиции во многом утратилась. К примеру, мне пришлось через неварскую традицию и другие источники узнавать относительно практик, связанных с Малини, почему там такой порядок. Все авторы и даже "как бы Гуру" пишут, что Малини отличается тем, что буквы нарушают порядок Малини, а вот почему это нарушение фиксированное, они не объясняли. Пока через несколько лет я сам ни выяснил почему. Оказывается, в те времена они использовали алфавит Брахми, и формы букв, если их расположить в указанном порядке, образовывали тело Богини. Т.е. вы можете на женское тело нанести такую вот ньясу с буквами алфавита Брахми, и буквы не будут отличаться от ее частей тела, она своим телом "оживляет" буквы. Вот и попробуй отгадай сам, если в книгах написано все тупо: "Отличаются тем, что малини нарушает порядок матрики". И думай, что хочешь, чего она? Может, это воплощение Матери Анархии и Хаоса или еще что. А на самом деле, там есть даже прикладная определенность, которая сейчас утрачена, как и многие другие элементы КШ.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #24 : Декабрь 29, 2018, 17:14:01 »

Кстати, перед Новым Годом в тему о времени полезно будет сказать следующее. И по моим наблюдениям, да и по индийским воззрениям любой важный период времени как встретишь - так он и дальше будет идти, более того, основа этого будет развиваться в геометрической прогрессии. Как встретишь день - так он и пройдет, как встретишь лунный месяц, как встретишь год, как встретишь жизнь. Но это я говорю для людей, которые мне верят и понимают меня (а то есть и такие, до кого или не доходит, или они думают совсем другое), наверное, это больше напоминание о том, что вы уже знаете. Можно будет как-нибудь расширить это знание, так как оно - основа данной темы и связано с йогой, пуджами, джьотишем и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ocean

  • *
  • Сообщений: 66
Re: Время
« Ответ #25 : Декабрь 30, 2018, 01:41:18 »

Намасте, Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо Вам за наставление и пожелания в Новом Году!
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 53
Re: Время
« Ответ #26 : Август 11, 2019, 17:16:16 »

Кстати, перед Новым Годом в тему о времени полезно будет сказать следующее. И по моим наблюдениям, да и по индийским воззрениям любой важный период времени как встретишь - так он и дальше будет идти, более того, основа этого будет развиваться в геометрической прогрессии. Как встретишь день - так он и пройдет, как встретишь лунный месяц, как встретишь год, как встретишь жизнь. Но это я говорю для людей, которые мне верят и понимают меня (а то есть и такие, до кого или не доходит, или они думают совсем другое), наверное, это больше напоминание о том, что вы уже знаете. Можно будет как-нибудь расширить это знание, так как оно - основа данной темы и связано с йогой, пуджами, джьотишем и т.д.

Намасте!
Гуру джи расскажите пожалуйста подробнее про сандхьи, мы живем в российском социуме и в тоже время в некоторой степени следуем праздникам и порядкам индийского социума, а есть еще и природные циклы. Какое правильное отношение/поведение, чему уделять внимания больше, чему меньше?

Предыстория вопроса началась с того что я заметил, что для меня весьма ощутимой является смена айаны в тропическом зодиаке (22/23 июня/декабря), а в сидерической системе, которая как правило используется в Индии и совпадает с Марака Санкранти, смена проходит для меня не заметно. Еще только сейчас узнал, что некоторые трактуют айану как период, когда Солнце находится в движении по северной или южной полусферам и, соответственно, датами смены айаны являются даты равноденствия. Тоже сандхья)).

Или вот индийский новый год, в самой Индии чего только нет: кто-то отмечает его в Дипавали, кто-то при наступлении месяца Чаитра, кто-то по солнечному календарю, другие по лунному :016: или всё вместе. Но в российском социуме про Дипавали и про другие значимые для индуистов точки перехода едва кто слышал.
Записан

रा Tatyana

  • *
  • Сообщений: 353
Re: Время
« Ответ #27 : Август 14, 2019, 08:53:35 »

Адеш, уважаемый  Raps.
Может быть книга "Духовная астрология" Э. Кришнамачарьи, которую некогда прочитала на одном дыхании, даст интересную пищу для самостоятельных размышлений по данному вопросу.
Приведу одну выдержку из неё:
"1. Когда человек живёт на уровне индивидуализации, при каждом его рождении двенадцать домов его гороскопа оказывают влияние на двенадцать отделов его индивидуальной жизни. Вся сфера видимого пространства вокруг него получает символическое начало в его асценденте и проходит знаки зодиака через двенадцать домов.
2. Когда от индивидуализации он раскроется до личностного уровня, дома постепенно перестают для него существовать. Лишь планеты и двенадцать знаков побуждают его к работе в миру. Овен действует как первый дом, Телец — как второй и так далее. На этой стадии имеет место ещё одна важная и интересная перемена. Позиция Луны при его рождении работает как его асцендент, и из этой точки исходит некоторое влияние (лишь на ментальном и астральном планах), которое делит зодиак на двенадцать домов его личности. Если взять Луну за его асцендент и построить двенадцать домов, то получится его гороскоп для ментальных и астральных влияний. Солнце в его гороскопе действует как ещё один асцендент (для предметной и мирской сфер), и от Солнца получается ещё один набор домов, влияющих на его профессиональную и социальную сферы.
3. На третьей стадии раскрытия человека его натальный асцендент снова обретает власть над его сознанием, но на этот раз он не определяет физическое существование, а отмечает план его души. На уровне души на него будет очень влиять знак и градус его асцендента. Это происходит, потому что натальный асцендент — не что иное, как позиция Луны во время оплодотворения, предшествовавшего его рождению. Этот знак и градус дают ему кама и санкальпа родителей через их ум (Луну). Результаты — в его физическом теле, которое есть его асцендент. Но на этой стадии его истинным телом или проводником выражения является душа, а не физическое тело. Потому на этой стадии душа подвергается влиянию его лагны. Есть и ещё один интересный момент, который стоит тут отметить. Ход его души не следует планетному пути через знаки зодиака. Он следует пути высшего солнца, или равноденствий. Потому для должного понимания его дальнейшего пути асцендент следует прогрессировать назад. То есть путь идёт через Овна, Рыб и так далее. Его асцендент встречает аспекты с другими планетами в порядке, обратном прежнему направлению, что будет объяснено позже.
4. На четвёртой стадии асцендент, Луна и Солнце образуют три центра действия. Планетные принципы как ангелы ведут жизнь человека, а не планеты. Есть три главных центра, через которые с ним соприкасается космическая энергия. В космическом плане есть три силы, которые за пределами планетного уровня. Это солнечный, лунный и земной принципы. Эти принципы являются причиной создания планет в каждой солнечной системе. Каждая планета и каждый её атом содержит эти принципы. Подробно они будут объяснены в следующей главе. В гороскопе ученика, достигшего четвёртой стадии, натальное Солнце действует как солнечный принцип, Луна — как лунный, а асцендент — как земной. Он приобретает господство над этими принципами и творит через них в гармонии с космическим планом. Он достигает уровня сотрудничества с высшими существами. Лишь на этой стадии откликаются аспекты планет, случающиеся при прогрессии его ретроградного гороскопа. Солнце и Луна стимулируют его только через новолуния, полнолуния и половинные фазы. Асцендент влияет на него только при прохождении через четыре кардинальных точки дня (восток, зенит, запад, надир).
Эти четыре стадии образуют главное содержание духовной астрологии. Основательное их объяснение, насколько это возможно в настоящем, даётся в этой книге."

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Время
« Ответ #28 : Август 22, 2019, 12:21:44 »

Предыстория вопроса началась с того что я заметил, что для меня весьма ощутимой является смена айаны в тропическом зодиаке (22/23 июня/декабря), а в сидерической системе, которая как правило используется в Индии и совпадает с Марака Санкранти, смена проходит для меня не заметно. Еще только сейчас узнал, что некоторые трактуют айану как период, когда Солнце находится в движении по северной или южной полусферам и, соответственно, датами смены айаны являются даты равноденствия. Тоже сандхья)).

Или вот индийский новый год, в самой Индии чего только нет: кто-то отмечает его в Дипавали, кто-то при наступлении месяца Чаитра, кто-то по солнечному календарю, другие по лунному :016: или всё вместе. Но в российском социуме про Дипавали и про другие значимые для индуистов точки перехода едва кто слышал.

Я думаю, сравнивать европейские календари и индийские особого смысла нет, они очень разные. Когда бывает осеннее Наваратри, потом Дипавали или Васанта Наваратри и Холи, то это периоды, когда в Индии климат не очень жаркий и не очень холодный, по той же причине тексты йоги рекомендуют начинать интенсивную практику нади-шуддхи или тогда делают пуджи. То же самое с суточными сандхи, важнейшие из них - рассвет и закат, они лучшие для практики. Но точно так же, как кто-то практикует в полдень, так же некоторые между амавасьей и пурнимой практикуют в аштами (шукла и кришна) или Гупта Наваратри (зимой и летом). Есть просто основные, а есть второстепенные, и для опытного практика второстепенные тоже важны. Просто в йогической традиции они берут за основу два элемента, так как йога ближе к "надвременному", а в Ведах, в тантризме, там три сандхи, четыре, а иногда даже и пять.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.