Адеш!
Видите ли, о самадхи говорить не всегда просто, если только как для общего ориентира. Потому что если я скажу сухо и так, как его описывают в классических текстах, то все скажут что просто теоретик, и не станут читать. Если скажу, что достиг каких-то уровней и начну говорить о своем опыте, скажут что врет. Тот, кто этот опыт не обрел, вряд ли сможет понять того, для кого он нормален. И действительно, сейчас столькие заговорили о самадхи, и столько «просветленных мастеров», что на земле уже должен был воцариться рай. Я не хочу уподобляться таким людям. Поэтому обычно с людьми беседую о чем-то простом, постепенно переводя их в другую мерность, естественно без того, что мне дано свыше, дабы не нарушить мировой порядок. У меня реализован опыт подъема Кундалини. Одно я вам могу сказать прямо, опыт который обретается в чакрах до сахасрары, отличается от того, что выше очень и очень сильно. Конечно, можно посредством практик работы с праной и телом, собрать энергию в сушумне и поднять быстро по чакрам вверх, это все реально. Я не буду говорить о том, что на эту тему сказано в разных писаниях, это дремучие дебри, которые все равно противоречивы и каждый текст нужно объяснять отдельно, каждый текст - это конкретный автор, со своей духовной стилистикой. В целом, если все суммировать, мой личный опыт в садхане, мое общение с разными садху и Гуру в Индии, тексты, то я могу высказать кое-какие мысли. Резкий прорыв к сахасраре, без общей интеграции садханы полноценным образом, это такой вариант, когда ты делаешь шаг вперед и два назад, если не больше. Особенно такое часто бывает с людьми не стабильными, которые бросаются сразу быстро что-то достигать. Потом наступает значительный откат, конечно, они могут получить опыт самадхи, но он у них как временный просвет, после чего они не знают что с ним делать, кроме того, после подобных вещей может вырасти эго, которое всю практику сведет на нет. Обычно сиддхи проявляются на уровне савикальпа-самадхи, как только они начнут проклевываться их сразу же надо применять, но не на низменные цели, а на то, чтобы уровень в садхане увеличился и возросло стремление к практике, чтобы садхана стала более отрегулированной. А это означает, что параллельно вам нужно научится не терять много энергии на всякие жизненные проблемы, если они будут. Есть очень много тонкостей с которыми приходится иметь дело при переходе с одного уровня на другой, таких которые не описывает ни одна из книг, даже самых авторитетных. Без реализованного Гуру, этот путь очень стремный, ведь кроме него никто не сможет ничего толково объяснить. Дело в том, что эго в нирвикальпа-самадхи растворяется, в этот момент вы начинаете теряться, потому что малейший шаг в эту реальность, и вас ждет неведомое. Неизвестно, что за этим переходом ждет, многие не могут оставить свой ум даже в самой простой обусловленной жизни, а тут такая световая громадина. Когда я к этому уровню подошел, а это было еще до поездки в Индию, я понял, что к нирвикальпа-самадхи не готов, но, понимаете в чем дело, от этого нельзя уйти и нельзя резко туда бросаться. Такое состояние, словно все ваше существо оттаивает. Это даже более высокий уровень, чем просто поглощение вас всего сушумной, состояние умирания физического тела. В сахасраре не просто умирание, там экстаз. Признаться, я никогда не думал, читая книги, что в моем опыте будет все по-другому, не так как написано во всех книгах. Книги - это просто ум, он ведь какой-то клочек энергии, мы же можем из него сделать что-то, ну очень великое, не видя ничего больше. А нирвикальпа-самадхи, хоть и похоже по описаниям в книгах, наоборот противоположно, это адекватное состояние, даже больше чем что-либо еще. Оно как мощный источник огня, обжигает сильно, если к нему резко приблизится, это распад личности, её полное обновление, это обновление настолько непрерывное, что о личности можно ничего и не говорить. Просто нет смысла. Распадается не только ваша старая, уже мертвая личность, но и все то, что вы с ней отождествляли, можете отождествить на данный момент, или в беспредельном будущем. Самадхи, на самом деле, одно, люди его назвали разными именами для удобства. Его сравнивают со смертью, но оно не есть смерть, в том виде в котором она для многих людей существует, многие духовные традиции даже придумали свои трактовки того, какое из самадхи выше, а какое нет. Это были политики разных школ, но не садху, потому что спорить о таких уровнях - дело бессмысленное. Это не очень было актуально для Горакшанатха.
Если не вдаваться в заумности, а сказать просто и конкретно, савикальпа - это реализация уровней в шести чакрах до сахасрары, а нирвикальпа - это доминанта «вашего» состояния осознавания на уровне сахасрары. Слово «вашего», я специально поставил в кавычки, потому что это не является уровнем какого-то ограниченного мирского существа. Так вот, если сказать исчерпывающе, это взгляд сверху, с того уровня. Но тут есть опасность спутать получателя света свыше и дарителя оного, тем и отличается тот, кто реализовал нирвикальпа-самадхи, от того, кто к нему только лишь немного подошел. Они оба испытывают одну реальность, но один ей является, а другой нет. Пусть не смущает вас тот факт, что вы пока еще не являетесь «самым, самым», это не спортивные состязания, одного смертного с другим, по асанам, например, доказывать некому, незачем и нечего. Тантры утверждают, что мы - Шива изначально, поэтому все ограничители этой реальности, согласно тантрам и доктрине натхов, нужно использовать как средства для реализации тотального осознавания этого изначального состояния. Согласно вайшнавам, к примеру, из линии Мадхвачарьи, или некоторым поздним линиям, таким как последователи ИСКОН, относящимся к Чайтаньи Махапрабху, вы никогда не сможете стать этой реальностью. По их теории, мир есть грех, поэтому вам нужно оставить его, перейдя в тело гопи (служанок Кришны), но сама мысль о том, что вы тождественны Кришне, ими может рассматриваться как тяжкий грех. Конечно, Индия, Матхура, Вриндаван, Навадвипа, далеко не заканчиваются ИСКОНом, созданным по американскому образцу. В линии Горакшанатха, уровень преодоления материальных привязанностей считается так же актульным, Натха-йогины не считают его бессмысленным и даже признают то, что Вайкунтха, Галока Вриндавана, Кайлас и прочие обители, должны быть достигнуты, но они ни где-то там далеко далеко, они все внутри нас и где угодно, так как для той реальности не актуально судить категориями привычного для простых смертных времени и пространства. Тем более, они сами говорят, что категориями материи судить не стоит. Так как же тогда Кришна, Шива, Вишну или какие-либо еще таттвы, могут быть ограничены материальной мерностью? По примеру - где-то есть Вайкунтха, а тут свалка господня. Такие теории с позиции натха-йогинов и тантриков, считаются неполноценными. Аналогично и с Нирвикальпа-самадхи, конечно, оно подобно смерти и на каком-то этапе возможны процессы похожие на настоящую физическую смерть, но все-таки Нирвикальпа-самадхи не просто физическая смерть. Это полное растворение всех старых самскар, можно даже сказать по-другому, хотя такие процессы описать адекватным образом сложно, просто происходит смолкание гипертрофированной активности каких-то самскар. Нельзя сказать что они умирают, как многие это утверждают, т.е., многие бессознательные личные реакции, входят в одну структуру с коллективным бессознательным, при этом сознание не пропадает, а наоборот, становится предельно развитым. Это не обморочное состояние. Известны случаи оставления йогином тела, когда он переходил в нирвикальпа-самадхи, но есть альтернатива, если посредством хатха-йогических практик хорошо подготовить тело и всю энергетическую структуру, то для нирвикальпа-самадхи необязательно будет оставлять тело. Хатха-йога играет большую роль в реализации дживан-мукта авастхи, на что наша традиция и ориентируется. Главное не спутать умеренную хатха-йогу нашей традиции с физкультурой, истязающей тело, которая выводит из строя праны человека, и вместо очищения наоборот, блокирует каналы и т.п. Чем сейчас и занимаются во многих йога-центрах. Например, в традиции принято делать асаны таким образом, чтобы дыхание не усиливалось, потому что ускоренное дыхание ускоряет процесс старения. Если вы занимаетесь «хатха-йогой» как спортом, вы несомненно не практикуете йогу. К сожалению, мне сейчас часто приходится переубеждать очень многих людей и рушить их сформированные стереотипы относительно практик йоги. Если вы послушаете последователей культа джняны или бхакти, они вам скажут что все йоги заняты только работой с материальным, поэтому ничего в духовном плане не достигают. Такие рассуждения появились не так давно по вполне обоснованным причинам, они не знакомы настоящей йогой натхов, с той, которой учил Горакшанатх и другие Гуру нашей линии. Они учили бережному отношению к телу, как к храму Божества или как к самому Божеству, тому, что все состояния мокши должны быть реализованы в теле в этом мире.