Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практика  (Прочитано 28037 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Практика
« Ответ #15 : Май 26, 2008, 22:10:35 »

Адеш!
Меня тоже этот вопрос часто беспокоит :05:, предполагаю, что ответ непростой. Хотя Гуру периодически раскрывает эту тему на форуме, в любом случае спасибо заранее, в том числе и за вопрос, если получится узнать что-то еще.
« Последнее редактирование: Май 26, 2008, 22:13:06 от Аllama »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практика
« Ответ #16 : Май 27, 2008, 12:42:46 »

Намасте!
Разные религии высказывают различные представления о том, что такое просветление, и что происходит с душами или умами(сознанием), достигшими такой реализации. Я лично считаю, что просветление - это состояние, реализующееся при определенной отрешенности от обыденного мира, которое может быть как фрагментарным, как, например, сатори в “дзене” или савикальпа-самадхи, так и постоянным и устойчивым - нирвикальпа-самадхи. По сути, это одно и тоже, и сказать, что является высшим, а что – низшим, сложно, ибо неоткуда и незачем уходить, потому что реальность, открываемая йогином в нирвикальпа-самадхи (вернее сказать, в этом состоянии нет и самого йогина) присутствует где-угодно, в том числе и в самом мире. Это состояние чистейшей пустоты, которая пронизывает собой все и даже является всем. Все религии по-разному её называют, но натхи предлагают постижение на уровне опыта, потому что все теории вовлекают в противоречия и ментальную путаницу. В нашей традиции рекомендуются практики очищения тела, каналов жизненной энергии, ее развитие и дальнейшая постепенная трансформация. Эта энергия, насыщая и активизируя духовный план человека, приводит его в состояние гармонии и равновесия, что для нас, на самом деле, естественно, и после чего возможно окончательное полное просветление. В процессе постоянной садханы мы можем его испытывать иногда, до тех пор, пока оно не станет для нас обычным состоянием. Дело даже не в том, что вы освобождаетесь от реинкарнации, а скорее от невежества и порожденных им страданий. Вы можете жить в физическом теле, но при этом не испытывать тех страданий, что испытывают другие существа, пребывающие в невежестве, это мы и называем мокшей (освобождением от страданий мира). Для этого необходимо четко знать определенные вещи, которым должен всегда следовать йогин: первое, он не должен считать себя частью мира; второе, он не должен следовать доктрине йоги формально (т.е. следовать ложным учениям). Он должен быть абсолютно привержен пути йоги, зная, что выше йоги нет ничего в этом мире, и все остальное - временно, и за это нельзя цепляться, что только правильная садхана обладает истинной ценностью. Йогин должен верить своему Гуру, он должен верить учению Горакшанатха и других великих натхов, а так же он должен учиться мудрости у всех встречающихся на его пути натхов. Любой, кто может тебя научить хоть чему-то на пути натха, должен считаться Гуру и проявлением милости Горакшанатха. Следуя такому пути и постоянно практикуя йогу, вы станете освобожденным при жизни, в этом теле. Для такого йогина его внутренний мир никогда не противоречит его внешнему миру, так как он принял все внешнее таким, какое оно есть, так что границы двойственности полностью растворились в океане его сознания света, поэтому этот йогин абсолютно свободен.
   Я, конечно, могу поделить реальность на разные планы, например физический, астральный и причинный планы, или на семь планов, восемь, девять и более, но не вижу в этом глобального смысла, говоря о просветлении. Можно вообще, в принципе, всё свести к двум таттвам (метафизическим категориям): духу и материи, сознанию и энергии, пространству и времени; а можно и вовсе к одной реальности. Все эти объяснения будут верными, потому что нет ничего, что не было бы проявлением Шива-сознания или его Шакти, которые на самом деле едины. Многие священники в разных религиях остерегают людей, идущих по духовному пути, от склонности к оккультизму, гаданиям, увязании в астральных планах и т.д., и они правы на самом деле; равно как и правы относительно иллюзорности идеи об инкарнациях (душа изначально вечна, и поэтому она вне ограничений).
   После смерти тела, если это умирает йогин, происходит просто смена тела, йогин может осознанно выбрать, где ему воплотиться или же вовсе не воплощаться. Есть сиддхи, которые предпочитают сформировать новое тело и жить в нем долго, они могут, в принципе, сформировать разные тела и даже несколько. Нет ничего невозможного, просто не все этого хотят достичь, смерть обычного человека происходит по более простой схеме, поэтому она большинство людей вполне устраивает, но это не значит, что про осознанный уход из мира говорятся и пишутся сказки. Подобные практики есть у натхов, у буддистов, у даосов и др. В традиции натхов даже принято почитать места захоронений йогинов -«самадхи». Очевидно,  эта традиция была сформирована в Дария пантхе, где было много мусульманских йогинов. Раньше йогины не принимали мусульман в свои пантхи, но, согласно легенде, один из суфиев доказал, что уровень многих мусульманских пиров соответствует йогическому. Он попросил закопать себя в землю, его закопали и вытащили живым через несколько дней, после чего дали ему имя Мритьянатх, а после смерти место его захоронения стали почитать. Эта традиция распространилась на все пантхи, места захоронения садху стали священными.
   Первое, что необходимо для практикующих, направленных на реализацию самадхи, это приверженность истинному Гуру, истинному духовному учению, практики очищения тела от нечистот, очищения нади, регулярность в садхане и стабильность в ученичестве. Это самое главное.
« Последнее редактирование: Май 27, 2008, 17:00:44 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sari

  • Гость
Re: Практика
« Ответ #17 : Июнь 08, 2008, 17:40:53 »

Намасте!
Мои поклоны!
Нирвикальпа-самадхи - это апогей, конечная цель духовного развития души, ее бытия, или это переход к другому уровню, уже не человеческой таттвы?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Практика
« Ответ #18 : Июнь 08, 2008, 18:04:48 »

Пранам, Сари!
Патанджали поделил самадхи на две категории, Нирвикальпа и Савикальпа, Савикальпу ещё на четыре, а эти четыре так же - на четыре, получилось восемь савикальп. Но суть не в этом, насколько я понял, изучая трактовки разных авторитетных Гуру, Патанджали написал йога-сутры, как общее для всех, объяснение йоги. Что есть две основные категории самадхи? Одна, когда читта (субстанция сознания) полностью смолкает, называется нирвикальпа, а когда читта все-таки возвращается в состояние колебаний - это савикальпа.
Другие школы, судя по всему, ставя разные задачи, выдвинули свои предпочтения в том, какие еще могут быть состояния, ряд тантрических  духовных линий утверждали, что даже после достижения нирвикальпа-самадхи есть возможность в этом состоянии жить в теле, пребывая в дживан-мукта самадхи. Вот этой направленности следуют многие тантрики и йогины типа каулов и натхов. Т.е. тантрики считают, что на нирвикальпа-самадхи все не заканчивается, а только начинается, но, по правде говоря, мне лично, это кажется простым на уровне теории. Может Гуруджи лучше расскажет, так как я в этом вопросе больше теоретик, мне хотя бы просто научится эмоции контролировать. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практика
« Ответ #19 : Июнь 08, 2008, 20:43:27 »

Адеш!
   Нирвикальпа - это уровень, когда нет «викальп» (мысленные формации, в виде иллюзорных фантазий) и это состояние устойчивое, то есть оно не фрагментарное (пришло-ушло), а стабильное. Оно сохраняется всегда, независимо от любых пространственно-временных изменений. Это пространство пустотности вашего сознания, которое собой, в принципе, способно охватывать все изменения в мире (макрокосме) и в вас (микрокосме). Тантрические учения утверждают, что любое существо изначально и по сути - постоянно, является Шивой,  Шивой в виде Пустоты (Шунья) или безграничным сознанием (Парасамвит), это океан света Пракаша. Весь мир это ни что иное, как его сознание, т.е. наше сознание. Всё - отражение нашего сознания - наши тела, наши викальпы, среда в которой мы находимся  с которой себя отождествляем, всё, всё, всё... Поэтому даже при достижении этого совершенного безграничного сознания, мы все равно можем осознать то, что все многочисленные тварные объекты, не обязательно должны для нас прекратить свое существование. Они продолжают бытийствовать, но для нас они больше не являются чем-то таким, что обуславливает нашу высшую духовную природу, они для неё не являются чем-то доминирующим. В таком состоянии, нирвикальпа-самадхи для йогина, становится фундаментом его существования в мире, как совершенного свободного существа. Если у вас реализовано такое состояние, тогда вы свободны от всего и в любой момент можете обрести все, что вам будет угодно. Это состояние совершенного существа сиддха. Так как вы собой схватываете все существование, при этом контролируете себя, то для вас нет ничего невозможного, в общем-то, это состояние и называют кайя-сиддхами. Согласно доктрине натхов, все совершенства вы можете выявить в одной микро-космической единице, т.е. в своем теле. Соответственно, предельный контроль праны в теле, так же может привести к нирвикальпа-самадхи. Но я должен заметить, что, такого воззрения придерживаются далеко не все традиции, кто-то, например, веданта, отрицает кайя-садхану как средство для реализации такого совершенства. Для них хатха-йога в лучшем случае - достижение состояния подобного анабиозу и что при этом душа не может до конца реализовать весь свой духовный потенциал. Та линия, где посвящен я, придерживается иных взглядов, все зависит от уровня в практике той же хатха-йоги. Если подходить грамотно, можно через неё реализовать все сиддхи, которые дают методы других школ. Другое дело, что о йоге сформировано много примитивных концепций, которые я пытаюсь рушить в меру своих сил. По крайней мере, для тех, кому йога интересна именно как садхана. 
« Последнее редактирование: Июнь 08, 2008, 21:12:25 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sari

  • Гость
Re: Практика
« Ответ #20 : Июнь 09, 2008, 23:51:40 »

Адеш!
Спасибо за ответы.

Нирвикальпа самадхи  реализуется, когда кундалини поднимается до сахасрары или не обязательно?

В нирвикальпа-самадхи эго отпадает?Воля Абсолюта и воля сиддха - едины?

Цитировать
Т.е. тантрики считают, что на нирвикальпа-самадхи все не заканчивается, а только начинается, но, по правде говоря, мне лично, это кажется простым на уровне теории. Может Гуруджи лучше расскажет, так как я в этом вопросе больше теоретик, мне хотя бы просто научится эмоции контролировать.


Мне кажется, очень важно изначально знать к чему идешь, цель. Когда есть цель, ее осознание на возможном для человека уровне, тогда ум, чувства, интуиция способствуют ее достижению и контроль эмоций появляется сам, по мере структуры более высших планов.

Цитировать
Но я должен заметить, что, такого воззрения придерживаются далеко не все традиции, кто-то, например, веданта, отрицает кайя-садхану как средство для реализации такого совершенства. Для них хатха-йога в лучшем случае - достижение состояния подобного анабиозу и что при этом душа не может до конца реализовать весь свой духовный потенциал.

Наверно веданта в этом случае рассматривает ха-тха йогу, как чисто физические манипуляции, не рассматривая роль Гуру, поклонение Шиве Горакшанатхе, без милости  которых, этот путь, как духовный путь, не возможен(судя по сиддха сиддханта падхати).
Записан

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Практика
« Ответ #21 : Июнь 10, 2008, 14:50:25 »

 Адеш!
 Хотелось бы услышать от Гуруджи (1)прояснение разницы между савикальпа и нирвикальпа-самадхи на практическом, бытийном уровне. (2)Какому состоянию самадхи соответствует состояние Пробуждения(Просветления) когда садхак осознает себя единым пространством, неподвижным вечным Свидетелем? В разных книгах по разному освящается этот деликатный момент ввиду того что трудно описать этот опыт и достичь полного нирвикальпа - самадхи крайне трудно. Под нирвикальпа самадхи я понимаю совершенное состояние медитации, ПОЛНОЕ осознавание Атмы, т.е состояние сознания, с остановкой дыхания и сердцебиения.
 По поводу сиддх и состоянии самадхи, хотелось бы заметить что Р.Махарши не проявлял сиддх и напротив, отзывался о них негативно, т.к. использовать сиддхи - значит проявлять(считать себя) в определенном смысле отдельное индивидуальное существо в физич. мире. Т.е. сиддхи - это результат работы, садханы, деятельности садхака, хотя я полностью согласен с написанными ранее словами Гуруджи о вечных и временных сиддхах.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практика
« Ответ #22 : Июнь 11, 2008, 04:07:40 »


Адеш!
   Видите ли, о самадхи говорить не всегда просто, если только как для общего ориентира. Потому что если я скажу сухо и так, как его описывают в классических текстах, то все скажут что просто теоретик, и не станут читать. Если скажу, что достиг каких-то уровней и начну говорить о своем опыте, скажут что врет. Тот, кто этот опыт не обрел, вряд ли сможет понять того, для кого он нормален. И действительно, сейчас столькие заговорили о самадхи, и столько «просветленных мастеров»,  что на земле уже должен был воцариться рай. Я не хочу уподобляться таким людям. Поэтому обычно с людьми беседую о чем-то простом, постепенно переводя их в другую мерность, естественно без того, что мне дано свыше, дабы не нарушить мировой порядок. У меня реализован опыт подъема Кундалини. Одно я вам могу сказать прямо, опыт который обретается в чакрах до сахасрары, отличается от того, что выше очень и очень сильно. Конечно, можно посредством практик работы с праной и телом, собрать энергию в сушумне и поднять быстро по чакрам вверх, это все реально. Я не буду говорить о том, что на эту тему сказано в разных писаниях, это дремучие дебри, которые все равно противоречивы и каждый текст нужно объяснять отдельно, каждый текст - это конкретный автор, со своей духовной стилистикой. В целом, если все суммировать, мой личный опыт в садхане, мое общение с разными садху и Гуру в Индии, тексты, то я могу высказать кое-какие мысли. Резкий прорыв к сахасраре, без общей интеграции садханы полноценным образом, это такой вариант, когда ты делаешь шаг вперед и два назад, если не больше. Особенно такое часто бывает с людьми не стабильными, которые бросаются сразу быстро что-то достигать. Потом наступает значительный откат, конечно, они могут получить опыт самадхи, но он у них как временный просвет, после чего они не знают что с ним делать, кроме того, после подобных вещей может вырасти эго, которое всю практику сведет на нет. Обычно сиддхи проявляются на уровне савикальпа-самадхи, как только они начнут проклевываться их сразу же надо применять, но не на низменные цели, а на то, чтобы уровень в садхане увеличился и возросло стремление к практике, чтобы садхана стала более отрегулированной. А это означает, что параллельно вам нужно научится не терять много энергии на всякие жизненные проблемы, если они будут. Есть очень много тонкостей с которыми приходится иметь дело при переходе с одного уровня на другой, таких которые не описывает ни одна из книг, даже самых авторитетных. Без реализованного Гуру, этот путь очень стремный, ведь кроме него никто не сможет ничего толково объяснить. Дело в том, что эго в нирвикальпа-самадхи растворяется, в этот момент вы начинаете теряться, потому что малейший шаг в эту реальность, и вас ждет неведомое. Неизвестно, что за этим переходом ждет, многие не могут оставить свой ум даже в самой простой обусловленной жизни, а тут такая световая громадина. Когда я к этому уровню подошел, а это было еще до поездки в Индию, я понял, что к нирвикальпа-самадхи не готов, но, понимаете в чем дело, от этого нельзя уйти и нельзя резко туда бросаться. Такое состояние, словно все ваше существо оттаивает. Это даже более высокий уровень, чем просто поглощение вас всего сушумной, состояние умирания физического тела. В сахасраре не просто умирание, там экстаз. Признаться, я никогда не думал, читая книги, что в моем опыте будет все по-другому, не так как написано во всех книгах. Книги - это просто ум, он ведь какой-то клочек энергии, мы же можем из него сделать что-то, ну очень великое, не видя ничего больше. А нирвикальпа-самадхи, хоть и похоже по описаниям в книгах, наоборот противоположно, это адекватное состояние, даже больше чем что-либо еще. Оно как мощный источник огня, обжигает сильно, если к нему резко приблизится, это распад личности, её полное обновление, это обновление настолько непрерывное, что о личности можно ничего и не говорить. Просто нет смысла. Распадается не только ваша старая, уже мертвая личность, но и все то, что вы с ней отождествляли, можете отождествить на данный момент, или в беспредельном будущем. Самадхи, на самом деле, одно, люди его назвали разными именами для удобства. Его сравнивают со смертью, но оно не есть смерть, в том виде в котором она для многих людей существует, многие духовные традиции даже придумали свои трактовки того, какое из самадхи выше, а какое нет. Это были политики разных школ, но не садху, потому что спорить о таких уровнях - дело бессмысленное. Это не очень было актуально для Горакшанатха.
   Если не вдаваться в заумности, а сказать просто и конкретно, савикальпа - это реализация уровней в шести чакрах до сахасрары, а нирвикальпа - это доминанта «вашего» состояния осознавания на уровне сахасрары. Слово «вашего», я специально поставил в кавычки, потому что это не является уровнем какого-то ограниченного мирского существа. Так вот, если сказать исчерпывающе, это взгляд сверху, с того уровня. Но тут есть опасность спутать получателя света свыше и дарителя оного, тем и отличается тот, кто реализовал нирвикальпа-самадхи, от того, кто к нему только лишь немного подошел. Они оба испытывают одну реальность, но один ей является, а другой нет. Пусть не смущает вас тот факт, что вы пока еще не являетесь «самым, самым», это не спортивные состязания, одного смертного с другим, по асанам, например, доказывать некому, незачем и нечего. Тантры утверждают, что мы - Шива изначально, поэтому все ограничители этой реальности, согласно тантрам и доктрине натхов, нужно использовать как средства для реализации  тотального осознавания этого изначального состояния. Согласно вайшнавам, к примеру, из линии Мадхвачарьи, или некоторым поздним линиям, таким как последователи ИСКОН, относящимся к Чайтаньи Махапрабху, вы никогда не сможете стать этой реальностью. По их теории, мир есть грех, поэтому вам нужно оставить его, перейдя в тело гопи (служанок Кришны), но сама мысль о том, что вы тождественны Кришне, ими может рассматриваться как тяжкий грех. Конечно, Индия, Матхура, Вриндаван, Навадвипа, далеко не заканчиваются ИСКОНом, созданным по американскому образцу. В линии Горакшанатха, уровень преодоления материальных привязанностей считается так же актульным, Натха-йогины не считают его бессмысленным и даже признают то, что Вайкунтха, Галока Вриндавана, Кайлас и прочие обители, должны быть достигнуты, но они ни где-то там далеко далеко, они все внутри нас и где угодно, так как для той реальности не актуально судить категориями привычного для простых смертных времени и пространства. Тем более, они сами говорят, что категориями материи судить не стоит. Так как же тогда Кришна, Шива, Вишну или какие-либо еще таттвы, могут быть ограничены материальной мерностью? По примеру - где-то есть Вайкунтха, а тут свалка господня. Такие теории с позиции натха-йогинов и тантриков, считаются неполноценными. Аналогично и с Нирвикальпа-самадхи, конечно, оно подобно смерти и на каком-то этапе возможны процессы похожие на настоящую физическую смерть, но все-таки Нирвикальпа-самадхи не просто физическая смерть. Это полное растворение всех старых самскар, можно даже сказать по-другому, хотя такие процессы описать адекватным образом сложно, просто происходит смолкание гипертрофированной активности каких-то самскар. Нельзя сказать что они умирают, как многие это утверждают, т.е.,  многие бессознательные личные реакции, входят в одну структуру с коллективным бессознательным, при этом сознание не пропадает, а наоборот, становится предельно развитым. Это не обморочное состояние. Известны случаи оставления йогином тела, когда он переходил в нирвикальпа-самадхи, но есть альтернатива, если посредством хатха-йогических практик хорошо подготовить тело и всю энергетическую структуру, то для нирвикальпа-самадхи необязательно будет оставлять тело. Хатха-йога играет большую роль в реализации дживан-мукта авастхи, на что наша традиция и ориентируется. Главное не спутать умеренную хатха-йогу нашей традиции с физкультурой, истязающей тело, которая выводит из строя праны человека, и вместо очищения наоборот, блокирует каналы и т.п. Чем сейчас и занимаются во многих йога-центрах. Например, в традиции принято делать асаны таким образом, чтобы дыхание не усиливалось, потому что ускоренное дыхание ускоряет процесс старения. Если вы занимаетесь «хатха-йогой» как спортом, вы несомненно не практикуете йогу. К сожалению, мне сейчас часто приходится переубеждать очень многих людей и рушить их сформированные стереотипы относительно практик йоги. Если вы послушаете последователей культа джняны или бхакти, они вам скажут что все йоги заняты только работой с материальным, поэтому ничего в духовном плане не достигают. Такие рассуждения появились не так давно по вполне обоснованным причинам, они не знакомы настоящей йогой натхов, с той, которой учил Горакшанатх и другие Гуру нашей линии. Они учили бережному отношению к телу, как к храму Божества или как к самому Божеству, тому, что все состояния мокши должны быть реализованы в теле в этом мире.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Практика
« Ответ #23 : Июнь 11, 2008, 13:59:07 »

 Адеш! Большое спасибо Гуруджи за ответ. Мой низкий поклон.

От себя хотелось бы заметить еще один момент: чем глубже концентрация и поглощенность ума, тем медленнее становиться дыхание и больше паузы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практика
« Ответ #24 : Июнь 11, 2008, 20:31:21 »

Адеш!

Верно, Шивананда. Аналогично и с влиянием дыхания на сознание. Если дыхание делать плавным и замедленным, а так же с умеренными задержками, то это ведет к смолканию колебаний ума. Все остальные методы дыхания, в виде разных кумбхак, просто способствуют освоению основной кевали-кумбхаки. Регуляция дыхания существует в разных традициях, например в дзен-буддизме, монахи специально для того чтобы успокоить свой ум и получить ответ на коаны (парадоксальные вопросы), делают особое замедленное дыхание животом. Такое же дыхание используют в Кореи в традиции куксандо, при практики различных позиций, напоминающих асаны. Считается, что такое дыхание очищает тело и энергетические каналы, распределяя энергию равномерно по всему телу. Спокойное дыхание помогает в раджа-йоге, и конечно, при качественной реализации в раджа-йоге мы учимся контролировать прану на более тонких уровнях, в виде рефлекторных функций тела, или активности сознания. Многие процессы в организме замедляются. По сути, вся йога - это ни что иное, как процесс остановки (ниродха), асана-ниродха, прана-ниродха, читта-вритти-ниродха.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Практика
« Ответ #25 : Июль 20, 2008, 18:55:17 »

Адеш, Гуру джи!
 Интересно, какие существуют эффективные практики остановки ума?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Практика
« Ответ #26 : Июль 23, 2008, 15:12:12 »

Адеш, Алламанатха!

Самая эффективная практика, останавливающая ум, – это карма-йога и пранаяма.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:Практика
« Ответ #27 : Декабрь 05, 2012, 19:48:49 »

Намаскарам!
В некоторых книгах говорится, что йогу можно практиковать только в физическом теле. Так ли это? Можно ли практиковать йогу в сознательном сне? А после смерти, в антарабхаве? А во время нахождения вне тела? Или это невозможно?

Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:Практика
« Ответ #28 : Декабрь 05, 2012, 19:56:02 »

И если можно, ещё один вопрос.
Продолжает ли совершенствоваться дживанмукта после достижения просветления или же для всех людей есть некий потолок выше которого не прыгнуть? Продолжает ли меняться характер дживанмукты или нет?
Записан

Dhanu

  • *
  • Сообщений: 9
Re: Практика
« Ответ #29 : Декабрь 06, 2012, 11:09:10 »

Адеш, Алламанатха!

Самая эффективная практика, останавливающая ум, – это карма-йога и пранаяма.

Адеш! А разве наблюдение за собственными мыслями - не самая прямая и быстрая практика, останавливающая ум?
Записан