Сураджнатх, а что, в Ваджраянских текстах есть упоминание об употреблении ганджи? Это интересно. А какого они века? Если конечно это можно уточнить, или знать хотя бы примерно.
В Горакхбани, хотя и некоторые переводят как "курение", там надо вчитаться в термин и осмыслить массу всего на множестве имеющихся фактов. Там упоминается бханг, в тантрических текстах - это та же субстанция, которая там именуется "виджайя" и другими терминами также. Собственно, почти такое же название есть и в санскрите भङ्गा "бханга". Могу перечислить очень много индийских тантрических текстов, где это упомянуто и где описаны подробно элементы садханы, как это применяется и для чего. В Горакхбани используется термин मद "мад", что подразумевает любой опьяняющий интоксикант. В тексте, кстати, используется термин पीवत "пиват" (пить), ближе к санскриту पिबति "пибати" (пить), что, видимо, перешло в хинди как पीना (пина - глагол "пить"), со схожим корнем "пи". В хинди, кстати, не курят сигареты, а "пьют" धूम्रपान सिगरेट " - "дхумрапан сигарет", или "сигарет пина". По сути, это означает выпивание какого-либо интоксиканта. Термин "дхумрапан", буквально - "выпивание дыма", фактически, санскритский, также धूमपान "дхумапан". И кстати, сам бханг может употребляться в жидком состоянии, но его могут обрабатывать и в форму курительной субстанции. Это если выяснять вопрос о том, есть ли курение в тантрах или нет. Там в основном упоминаются жидкие субстанции, но это, все-таки, тоже наркотические вещества. Вероятно курение - это просто трансформированный вариант одной субстанции в другую. Соответственно, курение наркотических веществ имеет ту же основу, что и применение жидких наркотических субстанций в тантрах.
Сама практика использования интоксикантов встречается еще в ведической яджне, а именно, выдавливание напитка сомы из специальных растений и его употребление. В тантрах же, такие интоксиканты как вино, также виджая, используются и по сей день, для этого применяются специальные мантры, чтобы устранить проклятья разных Богов или сиддхов (Рудры, Кришны, Брахмы, Шукрачарьи, Даттатреи и др.), такие мантры называются шапавимочаны, а также мантры устранения дефектов (доша). Специальные очистительные мантры-шодханы, для того же бханга. Далее, в вино делается пранапратиштха (вживление праны), призывается Бхайрава и Бхайрави, также Богиня известная как Судха (Богиня нектара). Сама субстанция имеет массу применений, а именно, может применяться в качестве удовлетворения разных Деват тарпаной, эта субстанция, согласно тантрам, считается наиболее чистой, поэтому ей делают очищения и "причащаются". Причастие может быть в виде вираджа-хомы, когда вы отпиваете небольшими глотками субстанцию, для этого есть масса самых разных мантр, известные их значения, такие как: "Я приношу в огонь своего сознания свою праведность (дхарма), свою не праведность (адхарма), свои желания (санкальпа), свои мысли (викальпа) и др. Как видите, там нет никакой цели стать для лицемерного общества моральным, или аморальным, а цель вообще подняться над всем этим, ибо для тантрика социальная мораль, в определенном смысле, тоже может быть омрачением, состоянием ограниченного существа (пашу). Йогины - это уровень вира и дивья, а не пашу, в Шривидьярнава-тантре говориться, что "вира - внутри дивья, а дивья - внутри вира", соотвественно, понятно и почему в поздних текстах Кашмирского Шиваизма упомянуты только два: пашу и вира, как весьма контрастные уровни. Также в тантрах иногда интоксиканты используются совместно с практикой майтхуны (ритуального соития), с последующим использованием в ритуале половых субстанций, но нередко в обрядах используется только вино, так как оно тоже может воплощать в себе Богиню. Есть даже такие игры слов, когда нектар (сома), трактуется как Са-Ума ("с Богиней"), т.е. сам процесс принятия субстанции может быть символическим союзом с Богиней. Я думаю, именно эти все элементы и пришли в хатха-йогу, которые в своем внутреннем варианте, очень часто упоминаются как выпивание йогином нектара в области головы и т.д. В 29 главе Тантралоки, в шлоках 158-160, говориться о том, что при практике двадашанты (смотрите мои материалы и брошюру ей посвященную), преодолев пространство начиная от ардхачандры, йогин пьет амриту, постигая уровень восьми Бхайрав (это не совсем те Бхайравы, что связаны со сторонами света и Ашта-матриками, хотя и так может быть). Восемь тонких чакр Бхайрав, это от Ардхачандры до Унманы (сверхсознания), также Абхинава Гупта и Джаяратха сам процесс соотносят с внутренним сексуальным союзом Бхайравы и Бхайрави, и выявлением нектаров, как сущности "таттвы" этого соития.
В Натха-сампрадаю, очевидно, применение интоксикантов, в уже более укороченном варианте, пришло из тантры, фактически, это можно назвать тантрической йогой. Почему они не используют развернутые обряды, как многие другие тантрики? Я могу объяснить это. Во-первых, натхи в большинстве своем - садху, а тантрики, чаще всего - грихастхи. Грихастхи значительно меньше связаны с аскезами и у грихастх очень много обременительных обязанностей, которых нет у садху. Обремененность - это, для йогина, также форма не чистоты, потому грихастха может конечно сильными тантрическими практиками достичь реализации, но это не так просто, так как даже среди самих индийцев, реализованные тантрики это не совсем частое явление. Там ведь тоже полно поверхностно интересующихся, хватает и своих шарлатанов. В России вот тоже, когда вы видите массу объявлений, типа: "потомственный колдун в седьмом поколении может все, гарантия 100%", понятное дело, очень много шарлатанов, и если это русский человек по национальности, не означает что это действительно то, что в рекламе. В Индии - то же самое. Есть те, кто что-то могут, а что-то нет, а что-то смогут может не сейчас. Но суть в том, что тантрики для Индии - это особая категория людей, а йогины тем более. Точно так же как среди множества "тантриков" (или тех, кто там так зовется) в Индии есть много слабеньких или же полные шарлатаны, также и среди йогов есть разные. Проблема западного человека в том, что он ходит в гламурные йога-центры, думая, что там "настоящая йога", что для меня конечно, абсурд. А потом еще больший абсурд происходит, когда человек, не имея ни малейших знаний об Индии, приезжает к садху в Индию и пытается их мерить ценностями "йога"-центров. Сразу могу сказать, так поступать - это полный провал. Традиция - это не центр, а это сама жизнь, попытайтесь это четко понять, это абсолютно разное. Я вам скажу так, когда я попал в Индию и потом начал соприкасаться со средой садху, первое что в моих чувствах и уме возникло, это вопрос: "Что за бред, а туда ли я попал?". Но через какое-то время я вспомнил одну важную вещь, за долго до Индии, когда я посещал в Харькове одного преподавателя, он часто говорил такую вещь: "Вся жизнь - это школа, мы пришли в этот мир чтобы проходить эту школу". И когда я это вспомнил, вспомнил также мой другой опыт до Индии, тогда меня и осенило, что индийская сампрадая - это не йога-центр, а это сама жизнь. И всегда, когда вы видите криминальных садху, коррумпрированное общество, а может и что-то благостное в нем, именно это и есть настоящая школа. Именно вся гадость мира сего вас делает мудрее, вас делает осознанней, а не посещение гламурных йога-тичеров, гламурных и "благостных" Лам, которых Запад обучил грамотно лицемерить, надевать розовые очки людям на тему "практики", "развития". Когда я вспомнил эти фразы, я понял, что мне надо под другим углом зрения смотреть на все. Просто логически задумайтесь, если это не йога-центр, который люди посещают на пару часов, а сама жизнь, в которой человек живет и развивается, то почему в жизни не должно быть множество всего плохого, тяжелого? Как человек сможет стать зрелым психически, морально, не имея в своей жизни тяжелых испытаний? Как может стать садхаком гибкое телом жвачное и изнеженное животное, мыслящее шаблонами? Давайте посмотрим с чем в Индии больше всего ассоциируется йога? В тантрах йогу часто противопоставляют бхоге, соотносят с бхукти и мукти, т.е. йога ассоциируется с освобождением, с тем, чему себя посвящают санньясины. Потому йога, как мэйнстим, зародилась в среде аскетов "шрамана", уже после, Горакшанатх, Капалики, потом Агхори и др. стали соединять противоположности в виде отречения и сущностных элементов тантры, о которых надо бы сказать отдельно. Кто такие санньяси, если говорить о том, как это существовало изначально, это последняя стадия жизни, подразумевающая подготовку к уходу из мира. Ясное дело, что это не может быть 15-летний юноша, а человек "вкусивший жизни" и многое понимающий. Компромиссы на тему кто и когда может стать садху, уже связаны с комбинациями тантры и аскетизма, сейчас уже рамок почти нет в этом плане. Однако тут надо еще понимать и такую вещь, тантра - это такая традиция, где практикующего формальная мораль меньше всего интересует, скорее, сущностная чистота. Там полно диких и вполне себе "криминальных", с точки зрения стандартного индуса, элементов (а в чем-то и не только индусов). Человек, который много соприкасался как с теневой стороной социальной системы, так и своей природы, не может быть тупым животным с розовыми очками, и запрграммированным попсой и общаком роботом. Если вы сопоставите все выше мной сказанное, то можно примерно выявить для себя, что из себя должен на самом деле представлять йогин.
Просто я смотрю, что на Западе народ придумал образ йогина, как некой такой душечки, такого прямо милашки, с которым может кто угодно делать что угодно, ну, как Христос учил всех быть покладистыми рабами. А чего вообще все вдруг взяли и решили, что дикие садху, поведение которых не вписывается в промытые мозги западных роботов, не настоящие йоги, а вот в йога-центрах дефчёнки, растягивающие себе попы и пузо,
лицемерные вежливые инструктора - это настоящие? То что они свое лицемерие называют "контролем чувств" - это лучше, чем дикий йогин, какой-нибудь пашупат, который демонстрирует бесконтрольность чувств, маргинальность и прочее? О чем вообще говорить, если, например, какой-нибудь йога-тичер из какого-нибудь центра троллит в интернете, зная, что если представители другого центра его публично пошлют на три буквы, то у него будет шанс конкурентов выставить как не умеющих контролировать чувства, а значит не йогов? А само планирование троллингов, их организация и участие, это что, бОльший контроль чувств, чем ответ на такое? Или ок, человек, который такое говорит, может сказать, что он, типа, не йогин, он - "тантрик", пользуясь тем, что никто не знает, что настоящие тантрики - это йоги, а настоящие йоги - это люди сущностно знающие тантру. Это все я называю сумашедшим домом, и все это, поверьте, то, чем полон западный мир "йоги", ни чем не чище и не лучше курящего садху, или того, который может вести себя эмоционально крайне "не адекватно". А кто знает, почему он так себя ведет на самом деле? Кто-то знает что с ним происходит в душе, на тонком плане? Может он так стряхивает с себя попытку его втянуть в помоешную лицемерную и, как бы, нормальную социальную среду? И почему эти индийские садху вообще должны составлять комплексы из асан, если их нет в текстах? Если это все придумали тогда, когда йогу начали продавать? Это что, садху деградировали? У этих "йога-тычеров" нет ни малейшей мысли о том, что может это не йога-садху деградировала, а просто среда коммерческой йоги создала нечто свое, придала этому как можно больше товарный вид и нагло еще заявила, дескать, это Традиционная йога деградировала, а не они всем массово запудрили мозги. Придумываются какие-то нелепые теории, всякими нагло-саксонскими "знатоками" с титулами спецов из Оксфорда, дескать, настоящая йога сейчас сохранилась больше в орденах Дашанами. Т.е., по их идиотской версии она в Дашанами оказывается "сохранилась", а не стала соответствовать той профанации, которую разрабатывали на Западе. И это говорят ни кто-то, а "знатоки индийских писаний", "индологи". Они даже не допускают версии, что могло быть и так, что Дашанами, будучи наиболее крупной сампрадаей, просто могла первой на Запад начать свое распространение, и от туда у них может расти "сохраненность настоящей йоги"
. Эти западные господа, с оксфордским образованием, настолько верят в исключительность всего западного, что они уже просто железно убеждены, что та йога, что у них - это и есть та самая настоящая из древней Индии. На самом деле, я вот уже много лет наблюдаю за всем, что происходит в среде йоги на Западе, и пришел к выводу, что все многочисленные разговоры о том, что кому-то нужна там традиционная йога, садханы, это все массовое лицемерие. Или люди лгут, или просто сами не понимают о чем говорят. Те кто лгут, они это делают по понятной причине: придание значимости своему бизнесу. Ребят, но неужели ни кого не посещают мысли о смерти? Ну хотя бы чисто для себя, ну я понимаю, жить надо, деньги нужны, всем они нужны, но так ведь и подохните невеждами. Я готов вообще все снести к чертовой бабушки, всю свою активность в плане йоги, этим идиотам не понять как я жил в Индии и не только, я нищенствовал, я не боюсь всего того, от чего их трясет, я выживу без всего этого преподавания белиберды. Во Франции я людям прямо так и сказал, что: "Я ничто так не ненавижу, как йогу", - и пояснил почему, долго пояснял, так как о таком действительно говорить много можно. Да, я готов оставить все, мне действительно по барабану, т.к. деньги это все равно не те, а быть садхакой лично для себя, мне ничто не мешает.
Извините если все звучит ай-яй-яй как некрасиво, эмоционально, ну и "очень не по-йогически"
. Зато это то, что думаю на самом деле.