На вопрос Нади, к тому, что уже написал Вивекнатх джи, я могу только добавить относительно "разномоментного просыпания". Конечно, на относительном уровне все выглядит "не одномоментно". Но если это пробуждение в реальности, где время и пространство уже абсолютно условны, то тут можно сказать, что мы "проснулись" в том, что вне рамок времени и пространства. Многих часто в такие моменты и после них уже не интересует сильно сам момент и факт "просветленности", они часто никому об этом и не говорят, ибо уже умерла и та личность, и та "история".
В античной философии Гераклит использовал интересный термин и понятие, которое, на мой взгляд, очень схоже с Шабда-брахманом и указывает на божий план, на то, как он проявлен в речи, это - понятие Логоса. Эта речь проявляется в виде света и звука, является Божьим планом и силой творения. В данной реальности она проявляется в наших чакрах (так как они отображают нас как уменьшенную копию мира). Также при пробуждении Кундалини в сушумне и в чакрах мы начинаем слышать звуки анахаты, постигаем этот изначальный Шабха-брахман (Логос) и становимся едиными с запредельным Парабрахманом.
Может ли высшая реализация происходить по определенной схеме - или внезапно и в любой момент? Традиционно только Гуру знает, так это или нет, но ученику крайне тяжело знать время, когда это может случиться. Конечно, может когда угодно, но в связи с этим крайне много ловушек для садхаки, так как это провокация впасть в гордыню и прочие омрачения, перепутать один из опытов с окончательной реализацией, и на этом наше развитие остановится. В связи с этим я стараюсь не использовать в своей речи такие выражения, как "окончательная" реализация, "завершенная" и т.п. Не говорю так ни про себя, ни про других, ибо тут всегда может оказаться та или иная "засада". Но я это, конечно, не к тому пишу, что прозрение, просветление, самадхи недостижимы, что надо впадать в сильное недоверие к себе. Атман - это же мы сами и есть, потому вся йога и самое простое, что только может с нами быть, это просто означает стать и быть собой. Духовный путь полон парадоксов, так как он сочетает часто то, что кажется несочетаемым, например, максимальное собственное величие с одновременным максимальным уничтожением своего эго. Таких парадоксов на пути крайне много, весь путь из них и состоит по сути.