Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Санскрит и тантра  (Прочитано 804 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 67
Санскрит и тантра
« : Июнь 01, 2019, 14:22:21 »

Гуруджи ко Адеш! Намасте участникам форума!

На каком-то этапе практики начинаешь задумываться о необходимости правильного произношения мантр и текстов на санскрите, а также понимания отдельных слов в рецитируемом тексте. Гуруджи, объясните, пожалуйста, насколько влияет понимание каждого слова на эффект от чтения этого текста (мантры)?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6447
    • Традиция натхов
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #1 : Июнь 01, 2019, 22:13:45 »

Адеш!

Глубокое понимание происхождения слов даже в родном языке углубляет видение, и чем видение более глубокое, тем больше шансов жить в гармонии со средой, в которой этот язык используется. И уж тем более такой язык, как санскрит, очень значим для успешной практики фактически всех духовных направлений в Индии, он полезен даже для таких традиций, как буддизм, который распространен и в Азии. Сам термин "санскрит" – от "сам" (хорошо) и "крита" (сделанный, обработанный) – указывает на язык культуры – "санскрити", это усовершенствованный язык, и с ним связаны многие другие языки Индии. Даже если, допустим, многие натхи не используют его в мантрах, даже если как разговорный он давно сошел на нет в Индии, польза от его изучения огромная, хотя надо сказать честно, что задача эта не из самых простых. Но, как и любой труд, изучение его может оказаться легким или тяжелым, все зависит от того, насколько вы это цените. Ведь люди часто устают не от самого труда, "устать" можно и от ничегонеделания, если для вас в этом нет смысла. Труд сам по себе может для кого-то быть формой отдыха, по крайней мере для меня это так, отдых – если вы любите то, что делаете. Изучение значения слов, разных оттенков контекста может поменять всю вашу практику самым радикальным образом, понимание, из того, что вас способно разрушить, может вас повернуть в полностью противоположном направлении. Мантры – это в первую очередь божественные идеи, "одухотворенные идеи", они отображают запредельное в себе. Это отображение в санскритских мантрах, но и других тоже – не только в их смысловом содержании, оно присутствует и в фонетике, и в грамматике, от этого зависит, будет мантра нести силу или нет.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #2 : Июнь 02, 2019, 14:22:29 »

Спасибо, Гуруджи, за объяснения. Пользуясь случаем, задам ещё один вопрос. В лекциях по санскриту Вагиша Шастри услышала о том, что все гласные произошли от а, а согласные от ха. Это навело меня на мысль о связи слова अहंकार (ахамкара) и матрик как букв санскритского алфавита. Расскажите, пожалуйста, в общих чертах об этой связи, если она действительно существует.  Предположу также, что мантра со хам (सो ऽहम्) связана со всем алфавитом, где о соответствует гласным, а хам – согласным, а за счёт вдоха и выдоха осуществляется связь.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6447
    • Традиция натхов
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #3 : Июнь 05, 2019, 13:01:26 »

Конечно, это известный факт, что весь алфавит санскрита раскрывается через первую букву "А", это очень хорошо изложено в "Тантралоке", где первая буква рассматривается как символ Ануттары (выше которой нет ничего). Там акшары соотносятся с таттвами шиваизма, потому санскритская грамматика (вьякарана) рассматривается как символ генезиса вселенной. Ви-а-карана может интерпретироваться как то, из чего происходит множество (т.е. из единства - множество). Есть неплохая статья на русском языке Исаевой, где она рассматривает на основе Бхартрихари, Абхинавагупты и др. грамматистов и гуру генезис и то, как с ним связана грамматика санскрита. На самом деле есть масса источников, где по-разному объясняется "а-акшара" - например, как звук анахаты, потому что этот горловой звук возникает почти без соприкосновения. В санскритской фонетике каждая акшара так и происходит - одна из одной, начиная от "А", где сокращения в разных точках ротовой полости "идут по нарастающей". Даже в гласных происходит все больше и больше сочетаний и соприкосновений (сприштха). В согласных соприкосновения разных областей становятся более очевидны,  и, таким образом, все акшары санскрита есть проявления "анахаты". Также "анахата" присутствует в каждой согласной, так как они все ее в конце содержат. Также Абхинавагупта, Махешварананда и другие гуру фактически весь алфавит рассматривают как "истечение анахаты", а именно, как "висаргу" (манифестацию творения). Так, например, Абхинавагупта описывает три основные висарги: Пара (эта сама "а-акшара"), потом она доходит до классической висарги как звук "аха" - это Апарапара-висарга, третья висарга - это "ха-акшара", она называется Апара-висарга. Хотя фактически все акшары - проявление висарги (силы творения), это подробно изложено в "Паратришика-виваране". Вообще, сам термин "акшара" означает "А" - не, "кшара" - непрочный, т.е. нерушимая или вечная, они все отображают вечность - Шиву.

Что касается мантры Сах (Он) и Ахам (есть Я), которая по правилам сандхи пишется как "Сохам", она имеет многообразную символику, я об этом буду подробно рассказывать на курсе. Если в двух словах, то да, "Сохам" содержит весь алфавит, его содержит уже "Ахам", а в Сохам идет движение обратно, от творения к "возвращению", т.е. от "Ха" к "Са" и т.д. Алфавит санскрита действительно очень увлекателен. Разные сампрадаи (линии передачи в Индии) могут давать какие-то свои интерпретации алфавита.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #4 : Июнь 13, 2019, 23:37:23 »

Спасибо, Гуруджи, за интересные пояснения и ссылки на источники!
Записан

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #5 : Июнь 17, 2019, 21:01:53 »

Гуруджи ко Адеш!

Иногда мне кажется, что развитие живого существа идёт по определённому плану и мы все проходим один и тот же сценарий, который на грубом уровне кажется индивидуальным за счёт разных событий в жизни каждого, но если посмотреть на него на более тонком уровне, то он один и тот же. Если это так, то на каком уровне речи написан этот сценарий?  Начинается ли наше осознание себя с определённого уровня развития или же человек (живое существо) может «проснуться» в любой момент?   
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 477
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #6 : Июнь 19, 2019, 01:14:23 »

Адеш!

Общий для всех сценарий, думаю, можно определить как "процесс самоосознания через взаимодействие с объектами проявленного мира", причем одним из этих объектов являемся мы сами, а значит и воплощение сценария всегда индивидуально, поскольку роли исполняются разными актерами. Уровень самоосознания как раз и характеризует уровень нашего развития, что синонимично степени пробужденности, ведь "просыпаемся" мы не одномоментно, раз и навсегда, а от момента к моменту, в непрерывной бесконечности воплощения сценарного замысла.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 477
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #7 : Июнь 19, 2019, 08:57:13 »

Если это так, то на каком уровне речи написан этот сценарий?

Предполагаю, что на том самом, на котором "впервые" прозвучало: "Адеш!". Ведь Адеш и есть наш сценарий.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6447
    • Традиция натхов
Re: Санскрит и тантра
« Ответ #8 : Июнь 23, 2019, 23:09:10 »

На вопрос Нади, к тому, что уже написал Вивекнатх джи, я могу только добавить относительно "разномоментного просыпания". Конечно, на относительном уровне все выглядит "не одномоментно". Но если это пробуждение в реальности, где время и пространство уже абсолютно условны, то тут можно сказать, что мы "проснулись" в том, что вне рамок времени и пространства. Многих часто в такие моменты и после них уже не интересует сильно сам момент и факт "просветленности", они часто никому об этом и не говорят, ибо уже умерла и та личность, и та "история".

В античной философии Гераклит использовал интересный термин и понятие, которое, на мой взгляд, очень схоже с Шабда-брахманом и указывает на божий план, на то, как он проявлен в речи, это - понятие Логоса. Эта речь проявляется в виде света и звука, является Божьим планом и силой творения. В данной реальности она проявляется в наших чакрах (так как они отображают нас как уменьшенную копию мира). Также при пробуждении Кундалини в сушумне и в чакрах мы начинаем слышать звуки анахаты, постигаем этот изначальный Шабха-брахман (Логос) и становимся едиными с запредельным Парабрахманом.

Может ли высшая реализация происходить по определенной схеме - или внезапно и в любой момент? Традиционно только Гуру знает, так это или нет, но ученику крайне тяжело знать время, когда это может случиться. Конечно, может когда угодно, но в связи с этим крайне много ловушек для садхаки, так как это провокация впасть в гордыню и прочие омрачения, перепутать один из опытов с окончательной реализацией, и на этом наше развитие остановится. В связи с этим я стараюсь не использовать в своей речи такие выражения, как "окончательная" реализация, "завершенная" и т.п. Не говорю так ни про себя, ни про других, ибо тут всегда может оказаться та или иная "засада". Но я это, конечно, не к тому пишу, что прозрение, просветление, самадхи недостижимы, что надо впадать в сильное недоверие к себе. Атман - это же мы сами и есть, потому вся йога и самое простое, что только может с нами быть, это просто означает стать и быть собой. Духовный путь полон парадоксов, так как он сочетает часто то, что кажется несочетаемым, например, максимальное собственное величие с одновременным максимальным уничтожением своего эго. Таких парадоксов на пути крайне много, весь путь из них и состоит по сути.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.